• Рядом с ФИФА лучше не стоять?

    29.11.14 00:21

    Рядом с ФИФА лучше не стоять? - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    ФИФА теряет своих основных спонсоров в связи с коррупционным скандалом вокруг выборов стран — хозяек чемпионатов мира 2018 и 2022 годов. Однако кто проиграет в этой ситуации, зависит, как ни странно, от футбольных функционеров.

    Скандал пугает спонсоров

    Компания Visa в четверг выступила с критикой ФИФА в связи со скандалом вокруг выборов стран — хозяек ЧМ-2018 и ЧМ-2022. Спонсорский контракт корпорации с футбольной ассоциацией рассчитан еще на шесть лет, каждый четырехлетний цикл оценивается примерно в 250 миллионов долларов.

    «Мы обеспокоены недавними событиями вокруг ФИФА, — говорится в официальном коммюнике Visa. — В ходе наших дискуссий мы четко заявили, что большая прозрачность и более открытая коммуникация являются не только главным, но и единственным способом восстановления общественного доверия к ФИФА, а также ко всему, что ассоциируется с ФИФА. Мы ждем от наших партнеров срочных мер в этом направлении».

    Пикантный момент. Чуть ранее против основной футбольной организации мира выступили все ее финансовые партнеры.

    Спонсорские деньги составляют примерно 40 процентов всего бюджета ФИФА (около 412 миллионов долларов ежегодно). Заявление Visa было опубликовано практически одновременно с аналогичной критикой со стороны Coca-Cola и McDonalds. Пытаясь дистанцироваться от скандала, такую же позицию обозначили Adidas, Hyundai, Sony и Budweiser.

    Еще два спонсора из «Большой восьмерки» партнеров ФИФА отказались продлевать контракты. На этой неделе стало известно, что Sony решила не лонгировать сотрудничество: восьмилетний контракт стоимостью 280 миллионов долларов истекает в конце нынешнего года. Пока руководство компании не выпустило официального заявления для прессы, новости попали в прессу от источников, «близких к руководству корпорации».

    А вот крупнейший авиаперевозчик международного сообщения Emirates уже подтвердил, что после восьми лет сотрудничества с ФИФА уходит с этого рынка, поскольку «новые предложения ФИФА не устроили руководство авиакомпании». В Цюрихе, где находится штаб-квартира ФИФА, тут же подчеркнули: о возможном непродлении договора Emirates предупреждали еще в 2012 году. И все-таки большинство экспертов считают, что спонсор ушел именно из-за коррупционного скандала.

    Чемпионат мира как антиреклама

    Футбол перестал быть вне политики, считают наблюдатели. Тенденция наметилась еще перед чемпионатом мира в Бразилии, когда основные спонсоры ФИФА отказались от привычных статусных мероприятий и акций, опасаясь проблем с толпами протестантов и подрыва собственного имиджа.

     

    В заявлении McDonalds, опубликованном в прошедший вторник, прямо говорится о том, что «компания обеспокоена этическим аспектом происходящего». И опасается, что подрыв имиджа ФИФА скажется и на спонсорах. Такие же опасения высказали и представители других финансовых партнеров ФИФА.

    Прошли те времена, когда спонсоры просто давали деньги футбольной организации за то, чтобы их лейбл появился во время трансляций матчей первенств планеты. Теперь некоммерческие аспекты сотрудничества, в том числе политические и социальные, играют не меньшую роль. Sony была первой, кто потребовал независимого расследования выборов. Adidas, в свою очередь, сразу заявил, что, если общественность заподозрит ФИФА в коррупции, тень падет и на партнеров организации. А этого не хочет никто из тех, кто платит деньги. Лучше уж вообще рядом не стоять.

    Пожалуй, самая известная хакерская группировка в мире — Anonymous — поддержала протестное движение Бразилии, выступавшее против трат на проведение чемпионата мира. Накануне турнира Anonymous заявили, что не только ФИФА, но и ее партнерам следует ждать сюрпризов.

    Логичный вывод сделал бразильский консультант по вопросам маркетинга Амир Сомогги. По его словам, спонсоры вообще выпали из общей атмосферы турнира. Они настолько боялись оказаться объектом нападок противников первенства, что по большому счету не участвовали в проведении чемпионата вообще. И болельщики запомнили это, а не то, что спонсоры дали ФИФА много денег.

    Спорт выручит политика?

    Спонсоры оказались в патовой ситуации: их раскритикуют в любом случае. Если они будут проявлять осторожность и просто давать деньги, как и раньше, то получится, как в Бразилии. Если они дистанцируются от политики и продолжат работать с ФИФА как ни в чем не бывало, жди угроз от Anonymous и подобных «идеологов». Неудивительно поэтому, что некоторые предпочитают просто не связываться с этим квестом.

    Непросто и ФИФА. Как известно, публиковать полный отчет расследования выборов России и Катара как стран — хозяек чемпионатов мира 2018 и 2022 годов организация не имеет права по закону: как внутреннему, так и уголовному. Прокуратура Швейцарии, которая завела несколько дел по статье «коррупция», запретила ФИФА делать публичными какие-либо детали следствия.

    Впрочем, как полагают аналитики, при умном подходе ФИФА может даже выиграть от этой ситуации. Чемпионат мира по футболу, как ни крути, остается одним из самых востребованных телевидением событий в мире. На продажах прав на трансляцию мундиаля в Бразилии организация заработала 4 миллиарда долларов. Вне всякого сомнения, какие бы заявления ни делали политики, зрительская аудитория в 2018 и 2022 годах вряд ли уменьшится.

    Ну а спонсоры… Раз спорт уже оказался заложником политики, то и учиться должен у нее. На международной политической арене хорошо видно: конфликты конфликтами, а бизнес бизнесом. В современном мире всем правит экономика, а не этика. Поэтому наиболее дальновидные спонсоры хоть и критикуют ФИФА, но контракты продлевают. Так поступили Adidas (будет спонсором до 2030 года), Visa, Coca-Cola, Hyundai (до 2022 года). А на места ушедших ФИФА вполне может привлечь их же прямых конкурентов, да еще и на более выгодных условиях для себя. Утверждается, например, что уже идут переговоры с главным соперником Emirates — авиакомпанией Qatar Airlines.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»