• Руководитель комплексной научной группы женской баскетбольной сборной Лидия Костикова: «Мысль не должна быть ленивой»

    24.02.09 17:20

    Руководитель комплексной научной группы женской баскетбольной сборной Лидия Костикова: «Мысль не должна быть ленивой» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    В начале года в подмосковном Видном женская баскетбольная сборная провела свои первые сборы по подготовке к июньскому чемпионату Европы. О том, как девушкам можно усилить свою игру и чем им может помочь наука, корреспондент «Спорта» попросила рассказать руководителя научной группы команды Лидию Костикову.

    — Лидия Васильевна, один тренер на мой вопрос, помогает ли сейчас наука спорту, ответил, что непосредственной связи между ними нет…
    — Думаю, он не прав. Просто чтобы использовать наши данные, нужны дополнительная работа и знания. Даже прежнее руководство министерства не очень верило в науку. А нынешнее, кажется, верит. Когда мы летели из Пекина, Виталий Мутко сказал мне: «Сегодня именно наука должна определять подготовку». В Китае тренеры до сих пор используют наши методики. Ответственный секретарь их баскетбольной федерации Ли Юань Вэй стажировался у меня два года.

    — А как реагируют игроки на ваши рекомендации?
    — Раньше не всегда прислушивались. А сейчас их профессиональный уровень вырос, и они все хотят знать. Но мы даем не всю информацию. Только ту, которая не вызовет тревожности. Если человек мнительный и ему сказать, что у него что-то не так, он только и будет думать об этом. А данные по психологии вообще не имеем права разглашать. Только главному тренеру и президенту федерации.

    — А Валерий Тихоненко прислушивается к вам?
    — Все, что мы делаем, Валерий Алексеевич воспринял с интересом. Мы подготовили для него огромную базу данных: подробную характеристику каждого игрока, информацию по прошлому олимпийскому циклу, по первому сбору. Мы проделали в Видном огромную работу: морфометрию, тестирование. Опробовали новую методику, которая позволяет регулировать спортивную форму. Теперь разработаем рекомендации для всех кандидатов и разошлем по клубам.

    — Думаете, клубы будут их выполнять?
    — Но ведь они тоже заинтересованы в росте мастерства игроков. И потом федерация баскетбола работает в этом направлении. Есть идея, например, собраться вместе штабу сборной и тренерам клубов и все обсудить.

    — А что такое морфометрия?
    — Соотношение мышц и жира в организме. Нам это нужно, чтобы измерить уровень атлетизма. Чем меньше жира, тем выше атлетизм. И представьте себе: жира, как правило, оказывается больше (улыбается). Даже если фигура очень стройная. Я говорю одной нашей девочке: «У тебя высокий процент жира». Она: «Да вы что?! Я же такая худая!» Дело не в худобе, а в том, что жировой компонент у нее около двадцати процентов. А должен быть не выше 14–15.

     

    — Некоторые специалисты считают, что главную работу по росту мастерства должен вести тренер сборной…
    — Это не так. Игроки с августа по май работают в клубах. А на подготовку к Олимпиаде, чемпионатам мира и Европы дается около двух месяцев. За это время тренеру нужно из вчерашних соперников сделать дружный, сплоченный коллектив и вывести игроков на пик формы. Поэтому они должны приходить уже готовыми к работе. А чтобы девочки могли подольше отдохнуть перед летними сборами, сокращены сроки чемпионата.

    — Третье место в Пекине — это объективный показатель?
    — Думаю, да. США и Австралия играют в более жесткий и силовой баскетбол, особенно в защите. Бороться с такими игроками нелегко. Кроме того, у нас была невысокая конкуренция, поэтому не все работали в полную силу. А некоторые девочки были травмированы. Мы обсуждали с Валерием Тихоненко эту проблему. На первый сбор были приглашены 35 кандидатов. Половина — новые игроки. И молодежь уже начала теснить опытных. Так что вплоть до чемпионата Европы в сборной будет высокая конкуренция.

    — Раньше было две школы баскетбола: американская и европейская. Теперь из-за миграции игроков и тренеров эти границы стерлись. А технику и тактику друг друга соперники хорошо изучили. За счет чего мы можем усилиться?
    — Прежде всего за счет атлетизма. Это база технико-тактического мастерства. Нам не хватает прыгучести. Если соперник играет на большой скорости и жестко, это не дает нам быстро обрабатывать мяч и атаковать без помех.
    Подтянем атлетизм — сможем играть техничней и надежней. Второе — мотивация. Некоторые игроки не ставили перед собой задачу добиться успеха. Старались просто не выступить плохо. Нужно изменить такую психологию. Для этого тоже есть специальные методики. Мы главного тренера ими вооружим.

    — Спортивные ученые пишут, что детские тренеры слишком много внимания уделяют игре, в ущерб расширению технико-тактического арсенала. И Дэвид Блатт как-то сказал: российским игрокам не хватает базовой подготовки…
    — Эту мысль могу подтвердить научными исследованиями. Одна из моих аспиранток защитила кандидатскую по этой теме. От тренеров ДЮСШ требуют результата. И вместо того чтобы учить детей новым приемам и комбинациям, от них добиваются безошибочного исполнения тех немногих, которыми они уже владеют. Это дает результат, но в дальнейшем мешает росту мастерства. Я была на тренировках профессионалов в США. Там одинаково долго и тщательно работают и над новыми, и над хорошо освоенными приемами.

    — Этторе Мессина как-то сказал, что российские игроки не показывают умного баскетбола. Известный русский философ Николай Бердяев писал, что у русских людей немного ленивая мысль…
    — Очень сложный вопрос… Мессина ведь не обо всех российских баскетболистах говорил? Он не мог так сказать, например, о Кириленко, Хряпе… Видимо, он имел в виду кого-то конкретно. Но в то же время, мне кажется, в этом есть доля истины. Некоторая леность мысли у наших игроков видна. Они не очень задумываются над своими ошибками. Ведь чтобы их не повторять, надо тщательно анализировать игру. К такой работе ума надо приучать с детства.

    — Не связан ли с этим дефицит разыгрывающих в мужском и женском баскетболе — самого интеллектуального игрового амплуа?
    — Я этого не исключаю.

    — А с чем связан узкий тактический арсенал? Кто-то из специалистов говорил, что в НБА у мужчин 40–50 комбинаций плюс 7–8 вариантов каждой. А у нас 10–15. У женщин такое же соотношение.
    — Андрей Кириленко говорил: гораздо больше. Но это спорная точка зрения. Тактика американских команд в основном строится на быстрых атаках и коротких взаимодействиях двух-трех игроков. У нас достаточно комбинаций. Если подтянем технику и атлетизм, сможем применять самые разнообразные их варианты.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»