Все-таки бельгийцы капитально подпортили нам настроение. До вопросов в стиле «быть может, Россия – не футбольная страна?» пока не дошло, но разгром Сан-Марино уже не вызывает восторга, а предстоящий Евро-2020, напротив, вызывает тревогу.
Сборной нужна свежая кровь
Между прочим, есть основания. Потому что много проблем, и большинство из них носит объективный характер.
После чемпионата мира мы ждали, что большая группа футболистов сборной России разъедется по европейским клубам. Ходили многочисленные слухи. Якобы интересовались даже спартаковцем Ильей Кутеповым. Реально уехал один Александр Головин. А жаль, потому что европейский опыт группы игроков, без сомнения, принес бы пользу главной команде.
Сборная нуждалась и остро продолжает нуждаться в притоке свежей крови. Нужна российская одаренная молодежь. За полтора года после чемпионата мира реально вписался в сборную 23-летний Дмитрий Баринов, победитель юношеского чемпионата Европы 2013 года. Рискнем назвать также Николая Комличенко и Вячеслава Караваева: они на год старше и подготовлены в зарубежных чемпионатах, очень важный момент. Краснодарцу Сергею Петрову 28. Ждем Александра Соболева и Ильзата Ахметова (возвращения), но скольких мы уже ждали.
Наши школы работают правильно
Естественно, возникает разговор о том, что отечественные футбольные школы плохо готовят мастеров. Некоторые и причину называют: от детских тренеров требуют результата, а нужен только один критерий – количество подготовленных игроков для профессиональных клубов. Сколько ни беседую годами с тренерами, работающими с молодежью, они лишь недоуменно пожимают плечами. Как можно готовить футболистов, игнорируя результаты встреч со сверстниками? Это же спорт, в конце концов! Кто вырастет из мальчишки, для которого поражение – норма жизни? Как привычка побеждать мешает росту мастерства?
Бюджетные клубы в регионах
Проблема совершенно в другом. Мы не Бразилия, наши юные футболисты редко раскрываются полностью к 18–20 годам. Самая дефицитная в России футбольная профессия – центральный защитник. Тут особенно важно умение читать игру, которое приходит с опытом, а где его набраться? Они позже созревают, а дозревать им негде. Это общая проблема нашего футбола. Потому такие сложности с притоком молодежи.
Подавляющее большинство российских клубов финансируются из государственного бюджета, из денег региональных властей. У которых множество других проблем, экономика – не тема этой беседы. Разумеется, ни губернатор, ни его заместители не руководят лично своими командами. Бывают, разумеется, исключения. Например, экс губернатор Краснодарского края Александр Ткачев стал президентом «Кубани», де-юре занимал этот пост в ходе скандальной ситуации, когда черногорец Никола Никезич и словенец Сретен Сретенович обратились в суд с жалобами на то, что их избивали в офисе клуба, требуя «добровольно» написать заявления с просьбой о расторжении контрактов, но даже столь неординарные меры не помогли. «Кубань» прекратила существование ввиду банкротства.
В основном власть бросает на амбразуру (на принадлежащий ей клуб) приближенных менеджеров, распоряжающихся государственными средствами. Огромными, замечу в скобках.
Проследить, куда ушли деньги, невозможно
По своему экономическому устройству в некотором аспекте футбол уникален. Институт агентов, которых многие адепты советского подхода считают величайшим злом. Но на Западе, где пресловутые агенты работают с частными клубами, за неимением других, так никто не считает. А для футболиста опекающий его агент – отец родной, лучший друг и главный советчик, взявший на себя профессиональную ответственность за карьеру игрока, а во многом и за его судьбу.
У нас клубы государственные, а футбол, по меткому выражению Виталия Мутко, на тот момент вице-премьера и министра спорта, «не бизнес, а явление социальное».
Если клубы, принадлежащие мощнейшим государственным концернам (тоже государственным, но хоть занимающимся бизнесом) ищут усиления, то региональным, похоже, очень нравится процесс приобретения футболистов. Даже если менеджеры иностранной команды где-то некстати ляпнут, что продали российским коллегам игрока за такую-то сумму, а те успели объявить публично втрое большую, никакого конфуза! Неизвестно ведь, сколько взял агент за согласие провернуть сделку. А в агентстве может быть несколько филиалов. И деньги (опять-таки государственные!) оказались за границей, где-то в офшоре и в очень удобной упаковке.
Даже если российская прокуратура очень захочет проверить сделку по приобретению очередного молодого ганского дарования, осуществленную при посредничестве (заметьте, узаконенном!) португальского агента через его филиал в Боливии, при том что выступал футболист за молдавский клуб, это практически невозможно осуществить. Где, кроме футбола, явления, напомню, социального, такие уникальные возможности?
Подсчет средств, потраченных на приобретения так толком и не заигравших легионеров, пока отложим. Как и подсчет иностранных футболистов в РПЛ И ФНЛ, своей игрой вызывавших, мягко говоря, недоумение. Еще незабываемый Валерий Овчинников, легендарный Борман, привезший первых бразильских легионеров в Россию в далеком 1995 году, доходчиво объяснил, почему у Жуниора и а дСилвы, мастеров-то, бесспорно, классных, ничего в Нижнем Новгороде не получилось. Климат непривычный и кухня совсем не бразильская, пельмени русскому здорово, а бразильцу…
Вот их и отдали даром в Китай. Злые языки утверждали, что видели Жуниора и да Силву в Нижнем на стройке. Как бы то ни было, а схожие объяснения по сей день в ходу.
Где же расти молодежи?
Так что мы не о деньгах, мы о футболе, который без них не может. Где ФК «Москва», напичканный перед кончиной легионерами со всего земного шара? Только за последние годы мы потеряли «Амкар» и «Тосно», да, по сути, и «Анжи». Махачкалинцы перед сезоном били во все колокола, крича, что денег нет, но как-то изыскали на приобретение Андреса Понсе из Венесуэлы, камерунца Гаэля Ондуа и ганца Мохаммеда Рабиу.
В ФНЛ не хватает клубов, стремящихся к повышению в классе, как и в ПФЛ. Но в нынешнее межсезонье «Тамбов» все же перебрался в РПЛ и тут же полностью сменил состав, разжившись восемью легионерами, преимущественно через одного агента.
В чемпионате страны стартовал второй круг, «Ростов» уже сообщил о трехмесячной задержке зарплаты. При этом областной минспорта утверждает, что все свои обязательства перед клубом выполнил, деньги перевел. Клуб грозит тем, что может и вовсе сняться. Как год назад грозил «Анжи». В прошлом сезоне зарплаты подолгу задерживали в «Крыльях Советов», «Рубине», «Арсенале»…
Пора вернуться к основному посылу: молодым футболистам негде расти, набираться опыта, дозревать. Турниры сверстников – совсем иная история. Закаляет только мужская борьба.
Куда податься молодым ребятам? В топ-клубах России они не нужны, это нормальная международная практика, воспитанники школ «Реала» и «Милана» дозревают в клубах рангом много ниже. Но там для этого все условия, это обоюдовыгодно!
А в наших клубах нижней половины таблицы (а теперь еще и верхней – «Ростов») – борьба за зарплату, а в таких условиях не до футбола и уж точно не до шлифовки мастерства. И если игроки бастуют, требуя причитающееся по контрактам, то никто не позволит молодым воспитанникам школ Москвы и Петербурга, взятым в аренду, сосредоточиться на тренировочном процессе!
Футбол – это все-таки бизнес
Вот поэтому из многочисленной группы воспитанников питерских школ разных лет раскрылись те, кто в благополучных клубах, в первую очередь, Петров в «Краснодаре» и Иван Обляков в ЦСКА.
Вывод очевиден: футбол все-таки бизнес, социальным явлением могут стать детские турниры вроде «Кожаного мяча».
Он и в России бизнес. Только зачастую не клубов, а частных лиц из числа менеджеров и управленцев.
Российский клуб готов стать частью проекта Red Bull. Мы поговорили с его владельцем
И только нормализация этой ситуации, переход клубов в руки бизнес-структур может привести к профессиональному подходу, и только тогда станет возможным приток талантливой футбольной молодежи.
И только тогда сборная России, страшно себе представить, сыграет с Бельгией на равных.
Читайте также
Миранчуку нельзя в «Ювентус». Это загубит карьеру Алексея
Федор Чалов заинтересовал два клуба из Лондона, он может уехать в Англию этой зимой
Фото: РФС; ФК «Зенит»; ФК «Рубин»