Сегодня московский «Спартак» отмечает свое 100-летие, но не все принимают эту дату. Некоторые журналисты, эксперты и болельщики со стажем настаивают на том, что правильно вести историю команды с 1935 года. Для того чтобы внести ясность в этот спор мы обратились к журналисту и главному историку отечественного футбола Юрию Лукосяку.
– Я отношусь к этим датам специфически. Во-первых, «Спартак» находил свои истоки, прицепляясь непонятно к каким признакам. Наша спортивная наука до сих пор не ответила на вопрос: что считать датой рождения клуба, организации, союза. У нас полная неразбериха. Я с этой целью просматривал все годовые подшивки журнала «Теория и практика физической культуры» и за все эти годы нашел только одну публикацию одного профессора из Московского института физкультуры, в которой он пишет, что он за западный опыт. Например в Швейцарии первые клубы были созданы в 1960-х годах, а дата рождения футбола в стране считается перед Первой мировой войной. У каждого свой подход.
Я – противник придуманных дат. Давайте возьмем историю ЦСКА. С какого перепугу, считать датой рождения 1911 год? Они прицепились к истории ОЛЛС, а почему прицепились – они заняли их территорию и приватизировали его инвентарь. Все забывают, что 10 марта 1924 года было постановление правительства и подкрепленное решением всесоюзного комитета по делам физической культуры о ликвидации старых буржуазных клубов, союзов и т.д. Мы отреклись от того спорта, так с какого перепугу, мы цепляемся к истории тех клубов, которые мы ликвидировали. Эта тема удивительно больная.
– Согласен.
– Мы не имеем по большому счету права считать датой рождения любого клуба, которому приписывается до 1924 года. Возьмем ленинградское «Динамо». В 1922 году, при клубе имени Урицкого была создана команда ГПУ, которая участвовала в первом официальном соревновании – Арморские игры. И тогда они выиграли эти соревнование, и они получили право называться командой чекистов, которая официально существовала. Почему мы единственная страна в мире, у которой дата рождения футбола в стране считает дату проведения футбольного матча? Мы – единственные в мире. Страна не пришла к единому мнению, что же считать датой рождения клуба, федерации и датой рождения футбола в стране.
Мы парадоксально поступили в 1997 году. У нас дата рождения футбола была 1898 год. Мы в 1958 году отмечали 50 лет отечественного футбола, было много памятных знаков и сувениров. А потом Колосков за год до проведения столетия футбола принял решение признать датой рождения 1897 год, на год раньше. Почему? Потому что были перевыборы в ФИФА. Конъюнктура и какие-то политические расклады приводили к таким переменам. Гордиться нечем.
– Это точно. Давайте вернемся к «Спартаку».
– Я помню Бориса Духона, который занимался историей «Спартака». Он очень гневно прокатился по истории, что якобы МКС – прадед московского «Спартака». Я очень аккуратно отношусь к этим вещам. Если мы признаем, что датой рождения определенного клуба является территориальная принадлежность, включение старых игроков в состав нового клуба и еще каких-то признаков, то тогда «Спартак» имеет право признать датой рождения 1922 год.
«Локомотив» собирается в этом году отмечать дату рождения. Они прицепляются к «Казанке», командам, которые были созданы при Казанской железной дороги. Здесь очень много тонкостей, деталей. Вообще, я боюсь этих дат.
– Кто старше: «Зенит» или «Спартак»?
– Если исходить из наших обществ, то первое – это «Динамо» (1923 год), а второе – «Спартак» (1935). Если исследовать просто территориальную принадлежность, то «Зенит», как мы утверждаем, родился в 1925 году, хоть я и не сторонник этой даты. В свое время, когда обсуждался вопрос, я сказал: ребята, давайте определимся, что нам важнее – производственный принцип или территориальный? Или нам важнее команда мастеров, прикрепленная к кассе, или же футбол на самом предприятии.
«Зенит» принял решение и я косвенно причастен к этому решению, поскольку мне обещали, что эта дата будет пересмотрена.
Я бы считал датой рождения «Зенита» 1931 год. Это год создания команды мастеров на Металлическом заводе, участие в чемпионате города и завоевание третьего места в городском чемпионате. А 1925 год, когда вдруг промелькнуло сообщение, что в цехах создавались несколько футбольных команд – это заводская жизнь, событие, которое не имело отношения к мастерам футбола, которые составили основа «Сталинца».
Не могу я, до сих пор отстаиваю важные вещи. Первая – это то, что Санкт-Петербург – родина отечественного футбола, хотя претендентов масса: Орехово-Зуево, Москва, Одесса, масса территорий. Главное – отстоять это. У нас в октябре по нашим раскладам мы обещаем 125-летие отечественного футбола, а вы не знаете, РФС не знает. Это беда просто. А «Спартак»… пусть бежит следом за ЦСКА, пусть гонится. Я несерьезно отношусь к этим датам. Мы любим перекраивать историю. А знаете от чего? Мы ее просто не знаем и не хотим знать. Главная беда нашей спортивной журналистики – незнание истории спорта, – рассказал Лукосяк корреспонденту «Спорта День за Днем» Владимиру Юдаеву.