(Фото: РИА «Новости»)
«Околофутбол» в России значительно интереснее самой игры. Рефери Алексей Матюнин прошел испытание на детекторе лжи. Полиграф, мудрый, как Полиграф литературный, подтвердил, что Алексей Валерьевич Халка не оскорблял. Молодежь, может, и поверит. Советские люди воспитаны на героике фильма «Ошибка резидента» и отлично помнят, что офицер КГБ по кличке Бекас в западном шпионском центре выдержал испытания и детектором, и музыкальной камерой.
Реабилитированный рефери Матюнин
Хорошо, что арбитра Матюнина не пробовали музыкой. Странно, что не опросили (уж коли столь серьезно взялись за дело) футболистов обеих команд, пребывавших рядом с г. Матюниным и г. Живанилду во время выяснения ими их высоких отношений.
После инцидента с Альбертом Гаджибековым столичному арбитру никакого детектора не понадобилось. Все было слишком громко. Матюнин схлопотал тогда 12-месячную дисквалификацию. Что само по себе странно. Срок-то большой, стало быть, у выносивших вердикт сомнений в виновности рефери не было. Убежден, что арбитр, именующий футболиста «черно...м», должен быть отстранен от судейства пожизненно. Матюнин же свое наказание целиком не отбыл, был досрочно амнистирован, не вполне понятно, за какие заслуги. А теперь и вовсе герой, прошел детектор.
Что совершенно не означает отсутствия расизма и ксенофобии в нашем футболе.
Почти на каждом домашнем матче «Зенита» или «Спартака» фанаты скандируют: «Русские, вперед!» В составе обеих титулованных команд русских — по пальцам перечесть. Фанаты об этом прекрасно осведомлены. В чем смысл этого скандирования? Наверное, в том, чтоб показать всем, кто свой, кто чужой. Давно известен и другой клич в нашем городе: «Вперед, ''Зенит'', вперед, за Питер!» Прекрасный лозунг, на мой взгляд. Вот уж действительно, если будет услышан, не сможет оставить равнодушным никого из футболистов «Зенита», вне зависимости от того, в каком городе или в какой стране они родились, за какую национальную сборную выступают. Но, как видите, фанатам этого мало.
Ксенофобия на стадионах встречается практически везде, во всех странах. Но борются с ней в Европе гораздо жестче. У нас же любят делать вид, что этой проблемы вовсе не существует, занимая страусиную позицию. И летят бананы в Роберто Карлоса.
Мне сложно понять, как люди, утверждающие, что футбол — чуть ли не их жизнь, могут ненавидеть, скажем, Пеле. Вероятно, не сама игра привлекает их на стадионы.
На российских стадионах живут по понятиям. Закон отступает, причем отступает с удивительной легкостью, без борьбы.
С болельщиками надо почаще общаться
Любопытно, что в спорте вообще и в футболе в частности ни расизма, ни ксенофобии у нас сроду не было. Игроки отменно понимают, кто из них чего стоит. И в профессиональном плане, и в человеческом, командная жизнь — штука сложная. Тут любые проявления расизма исключены. Добродушный, благожелательный юмор — иное дело.
Лев Иванович Яшин рассказывал, что однажды после матча сборной мира в душевой Франц Беккенбауэр с показным старанием тер плечо Пеле мочалкой, а затем с расстроенным видом сказал нашему голкиперу: «Не отмывается». Кайзер не предлагал Королю угоститься бананом и не ухал по-обезьяньи ему вслед.
В 2018 году Россия примет чемпионат мира по футболу. К нам приедут команды со всех континентов и, соответственно, их болельщики. Хотелось бы, чтоб все прошло цивилизованно. Не хотелось бы опозориться. А для этого с фанатами необходимо работать. Где-то и власть употреблять, но самое главное — постоянная разъяснительная работа.
В 2009 году я был в Донецке на матче Кубка УЕФА «Шахтер» — ЦСКА. За полминуты до его начала работница стадиона привела в ложу прессы своего брата, объяснив, что больше свободных мест нет, и пообещав, что мужчина он тихий и мешать не будет.
Обманула. Брат ее до начала матча где-то изрядно приложился. Мужик, видимо, в школе изучал дарвинизм и, как только мяч попадал к Вагнеру, подскакивал и истово указывал на подлинное место человеческого предка (зоопарк, цирк). В составе хозяев поля темнокожих футболистов было значительно больше. Мне осточертело созерцать эти выходки, и я поинтересовался у горе-болельщика, кого он имеет в виду: Вагнера или Фернандиньо, а может, Луиса Адриано?
Больше мужик не подскакивал и не орал. Он думал, размышлял.
Что это, ксенофобия, расизм? Или просто банальная человеческая глупость вкупе с абсурдным желанием хоть как-то обидеть игрока команды-соперника, а цвет кожи в глаза бросается? Тоже ведь сопричастность, с позволения сказать. Кто-то обыграл техничного Вагнера Лава, отобрал у него мяч, а фанат посчитал, что и он при деле, не посторонний, гадости кричал форварду.
Много украинской милиции было в тот день на стадионе. Дикие эти выкрики не привлекли внимания стражей порядка.
Теперь и Халка на детектор?
Было бы странно, если бы мы не становились свидетелями подобных проявлений на отечественных стадионах. Все это встречается и в нашем обществе. А значит, проявится и на стадионах. Которые подчас напоминают территории, куда не распространяется юрисдикция Российской Федерации, ее законодательство. Попробуй кинь в темнокожего человека бананом на Невском, мигом загремишь в полицейский «обезьянник», и это здорово. А вот на стадионе во время футбольного матча запросто может сойти с рук.
Нельзя сказать, что наши клубы совсем уж игнорируют эту проблему. Они, разумеется, пытаются работать с болельщиками, с их объединениями. Но недостаточно активно. Подчас жалуются на нехватку законодательной базы, попросту — на отсутствие должных прав.
Вот и нынешняя ситуация с Халком и Алексеем Матюниным вызывает вопросы. Бразилец после первой же домашней игры, последовавшей сразу за разбираемым эпизодом, вновь рассказал журналистам, что рефери оскорбил его, заявив, что «не любит черных».
Футбольный клуб «Зенит» свою позицию по этому вопросу так и не обозначил.
Российские судьи же дружно встали на защиту коллеги, что само по себе показательно, учитывая, что в биографии Матюнина доказанное проявление ксенофобии уже было (инцидент с Гаджибековым). Средства защиты восхитительны. Все дружно заявляли, что Алексей Матюнин слаб в английском. Но рефери обязан владеть этим языком международного общения!
Что теперь прикажете? Халка тоже на детектор? Не убежден, что подобная проверка в России на португальском в принципе возможна.
Но и это не главное. Нет смысла сейчас перечислять все случаи проявления ксенофобии и расизма на стадионах России. Важно, что проблема существует. С этим злом необходимо бороться.
Было бы желание.