Владимир Шалаев сразу попытался обратить внимание на то, чтобы правильно цитировали его слова. Он объявил, что уголовное дело по факту гибели хоккеиста сегодня будет прекращено, но прокуратура через некоторое время (тоже в пятницу) снова его возобновит.
Это значит, что прокуратуру не устраивает то, как поработали судебно-медицинские эксперты. В прокуратуре считают, что в такую группу нужно включить специалистов более широкого профиля. Зато все обвинения сняты с медицинской бригады скорой помощи и работников «Авангарда»
— Выяснилось, что нет причинно-следственной связи между отсутствием машины и неработающим дефибриллятором и смертью игрока, — признался Шалаев. — В тоже время мы считаем, что приняли правильное решение относительно директора Ледового дворца и директора «Витязя», которые проявили халатность.
Покончив с самой важной частью, Шалаев подтвердил, что подробное обследование до конца года пройдут все игроки лиги, включая иностранцев. Но отстранять игрока от соревнований будут лишь в крайнем случае.
Затем был отдан ответ тренерам, которые оказались недовольны календарем соревнований, считая его неправильным для России.
— Единственный вывод, который мы сделали — не стоит проводить по два домашних матча подряд, — заключили в КХЛ. — Но два выездных матча подряд мы проводить будем.
И, наконец, подведены итоги медицинского обследования молодых игроков. У пяти игроков есть проблемы со здоровьем, на это обращено внимание. А еще двум игрокам, чьи имена не называются, рекомендовано сменить профессию.
— Ничего страшного в этом нет, — сказал Шалаев. — Это спорт. Рисковать здоровьем людей мы не имеем права. Впрочем, окончательное решение все равно должны принимать врачи клубов. Они должны взять на себя ответственность за это решение.
Руководитель медицинских программ КХЛ Петр Лидов также рассказал, как прошло обследование молодых хоккеистов, согласился с тем, что большой спорт изнашивает организм, и не стал говорить о допинге.
— На пресс-конференции вы употребляли довольно сложные термины, оценивая состояние хоккеистов. Скажите просто, каков общий уровень здоровья молодых спортсменов?
— Все оказалось не так плохо. Ряд хоккеистов нуждается в дополнительном обследовании, но общая картина оставила приятные впечатления. Наши ребята — богатыри.
— А допинг богатыри не употребляют?
— Мы не видели косвенных признаков присутствия допинга.
— Вы обследовали ребят по той же схеме, что принимает WADA? То есть изучали на предмет препаратов, которые закрывают допинг?
— Нет. Наша программа носила только кардиологический характер. Но иногда, знаете, можно заподозрить неладное по косвенным признакам.
— Говорят, что большой спорт не для здоровья. Сильно ли изнашивается организм у спортсменов? Нагрузки-то возросли.
— Любой профессиональный спорт ведет к изнашиванию органов и систем. Особенно страдают органы-«мишени».
— Это что?
— Сердце, печень, спинной мозг, органы секреции и так далее. И задача спортивной медицины не только в обследовании, но и в создании профилактических мер и программ по укреплению органов и систем, чтобы спортсмены теряли как можно меньше.
— Почему вы не назвали имена трех игроков, у которых обнаружились проблемы с сердцем? Это этический вопрос?
— Конечно. Каждому спортсмену присваивается шифр, чтобы уменьшить риск использования информации о состоянии его здоровья.
— Зачем же такие тайны?
— Ряд исследований носит стратегический характер. Мы же не знаем, кто из этого игрока получится в будущем. Может быть, он будет президентом страны, и недопустимо, чтобы такой информацией владели посторонние.