Готовясь к новому сезону, футбольные команды нередко разбавляют тренировочный процесс участием в разнообразных турнирах. Более популярные клубы могут позволить себе поездки на другие континенты, середнячки бьются с себе равными где-нибудь в Испании. Для тренеров это головная боль, для руководства — дополнительный источник доходов. Российским командам до последних еще слишком далеко. Нужно ли стремиться к первым — большой вопрос.
Зарабатывать деньги на коммерческих турнирах очень непросто. Дело не только в том, что играть приходится против сильных соперников, которые тоже не прочь победить. Самая главная проблема — турниров, где платят более-менее серьезные призовые, катастрофически мало, а попасть на них невероятно сложно.
— Предложить свою кандидатуру на крупнейшие турниры невозможно, — рассказал «Спорту» Бамдад Мирзаеи, занимающийся организацией сборов и товарищеских матчей для всех иранских клубных команд и сборных (в его активе, в частности, недавняя встреча Бразилии и Ирана). — Организаторы сами выбирают тех, с кем хотят играть. Естественно, если они хотят собрать полные стадионы, то приглашаются на эти турниры лишь самые популярные команды. При всем уважении к российским клубам, они к таковым не относятся, как и иранские.
Остается еще одна возможность — турне, которые в последние годы стали настолько популярны, что о них подумывают даже середняки английской премьер-лиги. Но и здесь есть одна загвоздка. Чтобы собрать в Куала-Лумпур или Майами 70 тысяч зрителей, нужно, чтобы они прекрасно знали команду, на которую идут. Даже английским «Бернли» и «Уигану» сделать это проще, чем российским «Спартаку» или «Зениту».
С улицы не попасть
История товарищеских турниров началась более столетия назад. Собственно, с этого пошло развитие футбола во всем мире. До тех пор пока не родились чемпионаты и кубки разных стран, именно товарищеские матчи и турниры были единственным событием в жизни малочисленных тогда еще болельщиков. С возникновением внутренних чемпионатов интерес к подобного рода матчам стал сходить на нет.
Одним из самых старых футбольных турниров считается Tournoi de Paris, который существует с 1957 года, хотя ему пришлось нелегко в реалиях современного рынка. С 1993 по 2009 годы кубок не разыгрывался, поскольку его главный спонсор — телекомпания Canal+ — посчитала его организацию слишком затратной. Зато именно на основе этой идеи — домашний турнир, на который можно приглашать сильные команды, — возникли два самых известных в настоящий момент соревнования: Amsterdam Tournament «Аякса» и Emirates Cup «Арсенала».
Впрочем, участие в таких турнирах не обязательно предполагает солидный заработок в случае победы. Скорее даже, наличие призового фонда — исключение. К примеру, Emirates Cup официально объявляет, что никаких денег победитель не получает. То же самое касается, к примеру, и Amsterdam Tournament.
Самым щедрым в этом плане является Peace Cup, который спонсируется одним из фондов Церкви объединения (в просторечии называемой церковью Муна по имени корейца-основателя). Победитель получает два миллиона евро, занявший второе место — один миллион, а два оставшихся полуфиналиста — по 500 тысяч. Но это соревнование уже относится к другой категории — турнирам, которые организуют крупные компании. В России таким был Кубок РЖД, заманивавший «Милан», «Реал» и «Челси» возможностью неплохо заработать. В 2009 году с немалой помпой прошел Audi Cup, которым одноименный автоконцерн отмечал свой столетний юбилей.
— Если мы говорим о крупных турнирах, какими являются Emirates Cup или Peace Cup, то узнать о наличии призового фонда из открытых источников, пока ты не получил приглашение, невозможно, — говорит Мирзаеи. — Они менее открыты, а все коммерческие вопросы обычно затрагивают деятельность крупных компаний, которые не всегда хотят огласки своих спонсорских программ.
3 миллиона евро за турне
Гораздо больший коммерческий интерес представляют турне команд по странам, не избалованным большим футболом. Прежде всего, это страны Азии — Китай, Южная Корея, Малайзия. На втором месте по популярности стоят США — этот рынок только начал осваиваться «большими» командами. Вот в этих-то поездках клубы и имеют возможность заработать. Хотя говорить об одномоментной выгоде тоже не стоит. Для «Манчестер Юнайтед» или «Милана» заработок в размере одного-двух миллионов евро вряд ли можно назвать фантастическим.
Доход от коммерческих выездов, конечно, никому не помешает. В 2009 году за десятидневный тур по США «Челси» заработал чуть менее трех миллионов евро. Стоит сказать, что не сильно отстал от лондонцев и «Манчестер Юнайтед», который за каждый товарищеский матч в любой части света, кроме Европы, просит не менее одного миллиона евро, а за турне из нескольких матчей — от двух с половиной миллионов. Но это лишь тот экономический эффект, который легко подсчитать, а ведь есть еще и не столь очевидные вещи. К примеру, продажи атрибутики, доходы от телетрансляций матчей, повышение узнаваемости клуба в регионе и прочее. Кстати, «Манчестер Юнайтед» в дополнение к премиальным может спокойно попросить хозяев поделиться частью доходов от рекламы на стадионе.
— Продажи продукции с нашим именем выросли, потому что мы поехали в те страны, где не бывали прежде, — рассказывает о практике турне по Азии генеральный директор «Интера» Эрнесто Паолилло. — Мы стали немного ближе нашим поклонникам из этих стран, и это не могло не сказаться. Мировые туры позитивно влияют на финансовое состояние клуба и в долгосрочной перспективе, ведь благодаря им мы увеличиваем количество наших болельщиков. Как правило, вслед за этим тянутся новые спонсоры, новые возможности.
В современном футболе, когда все большую роль в жизни клубов играют владельцы из Азии и Америки, желающие видеть свои команды у себя на родине, или крупные корпорации, завоевывающие новые рынки и имеющие возможность оперировать огромными суммами (организация одного розыгрыша Peace Cup оценивается в 15 миллионов евро), футбольные клубы будут продолжать путешествовать по всему миру, зарабатывая при этом дополнительные деньги. Спрос же на грандов, особенно из Англии, очень большой.
Тренеры против
Участие в подобного рода турне — серьезное испытание для тренеров. Если «Арсенал» или «Аякс» на своих турнирах имеют возможность в размеренном режиме готовиться к сезону, то перелеты в Азию и Северную Америку не очень помогают наставникам команд.
— Я был бы лжецом, если бы сказал, что это лучший способ подготовиться к сезону, — сказал наставник «Тоттенхэма» Гарри Рэднепп в ходе турне команды по США. — Потому что это неправда. Нам сложно вести тренировочный процесс в тех условиях, которые нам предоставляют и к которым мы не привыкли. Но сейчас футбол стал таким — мы едем туда, куда нам скажут. «Эвертон», к примеру, отправился в Австралию. Я бы предпочел остаться в Шотландии и сыграть там пару незначительных матчей.
Главный тренер «Арсенала» Арсен Венгер придерживается точно такой же точки зрения. В Англии он считается главным противником подобного рода новшеств. Девять лет подряд «канониры» готовятся к сезону в Австрии, где нет никаких утомительных перелетов и продолжительных автограф-сессий — только спокойствие, чистый воздух и тренировки, тренировки, тренировки...
Занятно, что в 1994 году сэр Алекс Фергюсон признался, что огромное количество переездов плохо влияет на подготовку команды к предстоящему сезону. В том году «Манчестер Юнайтед» совершил турне по... Британским островам: посетив Ирландию, Шотландию, Уэльс, он завершил поездку в Лондоне. В 2010-м МЮ начал путешествие в Канаде, а закончил в Мексике, сыграв в промежутке несколько матчей в США.
Готовясь к сезону-2009/2010, «Селтик» совершил несколько турне — в Австралию и Уэльс, а потом принял участие в Wembley Cup в Лондоне. Все это чуть было не закончилось вылетом из Лиги чемпионов в отборочном раунде.
— С точки зрения физической подготовки я бы никуда не поехал, — сказал наставник «Селтика» Тони Моубрэй после проигранной домашней встречи Лиги чемпионов с московским «Динамо». — Но мы все прекрасно понимаем, почему нам пришлось это сделать. «Манчестер Юнайтед» каждый год ездит в Азию и Америку, чтобы продавать свое имя.
У россиян шансов заработать нет
Российские тренеры могут спать спокойно: до участия в крупнейших турнирах мира и международных турне нашим командам еще очень далеко. Тягаться с «Интером», «Реалом» и «Баварией» вряд ли возможно, а в США или Малайзии ни «Спартак», ни «Зенит» не ждут. Остаются лишь менее раскрученные и, очевидно, менее интересные с точки зрения потенциального дохода турниры.
В настоящий момент самым популярным среди российских клубов является испанский кубок La Manga Cup, в котором в разное время поучаствовало абсолютное большинство клубов премьер-лиги. Заработать в нем, правда, в настоящий момент уже нельзя, да и раньше возможности эти были крайне ограничены.
Вообще, второстепенные турниры, у которых нет серьезной спонсорской базы и крупных договоров с телекомпаниями, редко предлагают большие деньги. К примеру, победитель Barclays Asia Trophy — 2007, где принимали участие «Ливерпуль», «Фулхэм» и «Портсмут», заработал 110 тысяч евро. Вряд ли для одержавших победу синих это стало хоть насколько-то заметной строкой бюджета.
Сравнимые деньги вполне могут заработать российские команды. К примеру, в Copa del Sol, который впервые прошел в 2010 году, приняли участие московский ЦСКА и донецкий «Шахтер». Общий призовой фонд турнира составил чуть более 200 тысяч евро, а победитель получил около 65 тысяч. При этом, правда, стоит сказать, что не менее половины этих денег команды-участницы тратят на проведение тренировочного сбора в Испании, в программу которого и входит участие в этом кубке.
Стоит признать, что выбор у наших команд очень узок. Зимой крупные турниры почти не проводятся, потому что во всей Европе полным ходом идет сезон. Летом же наши клубы заняты своим первенством. Впрочем, будут ли российские команды нужны, если даже у них появится возможность поехать на Emirates Cup или World Football Challenge?
Ответ будет, скорее всего, отрицательным. Даже La Manga Cup и Copa del Sol, представляя свои турниры, делают ставку на скандинавские команды. Россияне для них — лишь хороший спарринг-партнер. К тому же деньги на проведение турниров дают либо Норвежская футбольная лига, либо датские или шведские компании, а им более интересны представители чемпионатов соседних стран.
Нужно обладать богатейшей фантазией, чтобы предположить, что организаторы Emirates Cup или Tournoi de Paris предпочтут позвать на свой турнир не мадридский «Атлетико» или «Ювентус», а ЦСКА и «Рубин». Или что в ходе турне по США на матчи «Локомотива» в Филадельфии или Лос-Анджелесе будут приходить по 30 тысяч зрителей. А без этого зарабатывать на предсезонных сборах невозможно.