Европейские спортсмены нечасто тренируются у российских наставников, даже в тех видах спорта, где превосходство россиян очевидно. Главные причины: языковые барьеры и традиции. Для большинства европейцев работать с русскими то же самое, что для нас с японцами или китайцами. В принципе, конечно, реально, но есть более легкие варианты.
Однако, например, фигурном катании никто не удивляется, когда итальянка или японец решают тренироваться у российского наставника. Слишком уж наши ледовые тренеры хороши. Проблема в другом: ведущие российские специалисты и так загружены сверх меры. Не будь у них столько своих учеников, мы бы видели много европейцев в школе того же Алексея Мишина.
Внезапно, лыжники решили сравняться с фигуристами. В одной из тренерских групп сборной России по лыжам будут тренироваться звездные итальянцы: чемпион мира-2017 Федерико Пеллегрино и бронзовый призер ЧМ-2019 Франческо де Фабиани. Оба присоединятся к группе Маркуса Крамера/Сергея Турышева (помощник Крамера), где занимаются, среди прочих, Сергей Устюгов и Глеб Ретивых.
Вяльбе одобряет
О переходе итальянцев стало известно на днях. Многие фанаты лыжного спорта поначалу заподозрили сильно запоздалую первоапрельскую шутку. Пеллегрино и де Фабиани известны как спринтеры, а босс русских лыж Елена Вяльбе, как известно, не одобряет идею спринтерских групп и предпочитает гонщиков-универсалов. Впрочем, де Фабиани, на самом деле, крепкий универсальный лыжник. Просто в спринте у него получается лучше, чем на дистанции.
Елена Вяльбе лично одобрила заявку итальянцев и считает их перспективными спарринг-партнерами для россиян при подготовке к Олимпиаде-2022.
В группе Маркуса Крамера нет мужчин-юниоров. Только опытные, проверенные бойцы: Евгений Белов, Александр Бессмертных, Артем Мальцев, Глеб Ретивых и, конечно же, двукратный чемпион мира Сергей Устюгов. Все перечисленные имеют реальные шансы попасть на пекинскую Олимпиаду и достойно там выступить.
Таким образом, речь не идет о том, что итальянцы чему-то научат молодых российских спринтеров, вроде Александра Терентьева. Да и не лучшие из них учителя. Если уж брать пример, то с норвежцев. Нет, Пеллегрино и де Фабиани будут именно спарринг-партнерами для Устюгова, Ретивых и компании, чтобы опытные российские лыжники вышли на пик формы к Пекину.
Ведь для того же Устюгова грядущая Олимпиада очень даже может стать последней в карьере. Если его вообще туда пустят, но будем верить в разум человеческий.
Само собой, немец Крамер идеальный вариант для итальянцев. С ним не будет языкового и социального барьера. У него нет колоссальных нагрузок, которыми славится Юрий Бородавко наставник Александра Большунова. И он не перегружен учениками: всего 5 мужчин и 3 женщины в группе. В то время как в молодежной группе Сорина-Нутрихина, например, целых 13 человек.
К нам обратились итальянцы, и мы согласились. Я думаю, совместная работа будет хорошим подспорьем для наших ребят из группы Маркуса. И я понимаю, что для Пеллегрино это может быть последняя Олимпиада. Многие лыжники из разных стран тренируются совместно, и ничего плохого в этом нет. Это прекрасно, что у наших ребят на тренировках будут отличные спарринг-партнеры, цитирует ТАСС Елену Вяльбе.
Итальянцы присоединятся к группе Крамера-Турышева 17 мая на сборе в австрийском Рамзау. В Австрии будет заниматься именно эта группа, а не все разом. Группы лыжной сборной России весьма независимы в этом суть их конкурентной системы. Группа Юрия Бородавко, например, проведет первый сбор в Крыму. А там посмотрим, кто лучше подготовился.
Любопытный момент затронул сам Маркус Крамер: итальянцы приедут не с пустыми руками. К услугам группы Крамера будут их физиотерапевты и сервисеры. Сборная России сможет изучить итальянские наработки и что-то перенять, но это, конечно, не норвежские гении и не стоит ждать чего-то сногсшибательного.
Большунов и Фуркад
Для чего, собственно, самим итальянцам переезд в российскую группу? Это самое простое: конкуренция. Катастрофический разрыв в современном мужском лыжно-равнинном спорте Норвегия первая, Россия вторая, остальные на дне объясняется не мифическими волшебными препаратами от астмы. Они, препараты, имеют место быть, но играют роль только на самом высшем уровне. Там, где одна секунда решает судьбы медалей.
А фундаментальная основа разрыва конкуренция на юношеском уровне. У норвежцев очень много классных лыжников, в России умеренно много, в остальных странах мало. Отсюда та картина, которую мы наблюдаем.
Многие говорят, что феномен, вроде Большунова, везде пробьется, но это ерунда. Большунов раскрылся именно и только потому, что конкурировал в России, с лыжниками второй сборной мира. Уже окрепнув, он далеко обогнал земляков, и сейчас тренируется в своих высших слоях атмсоферы, но до этого надо было дорасти.
В современной Италии или Франции Большунов бы не вырос. Как в современной России не вырос биатлонист уровня Мартена Фуркада. А во Франции Фуркад появился, потому что средний уровень мужской сборной Франции сейчас уступает только норвежскому среднему уровню.
Вот Пеллегрино это как раз и есть итальянский Большунов. Ну, точнее, итальянский Никита Крюков. Он один раз стал чемпионом мира в Лахти-2017, уделав норвежцев и Сергея Устюгова. И это потолок того, что дала ему подготовка на родине с менее классными лыжниками.
Сейчас Федерико готовится к Олимпиаде. Он рассчитывает, что сможет прыгнуть выше головы. Только это и остается, если ты не норвежец.