Кто-то из зенитовских футболистов с сожалением высказался о том, что чистая победа по итогам двух кругов не позволила команде отпраздновать чемпионство с традиционным шампанским, но ничего не поделаешь – таковы установленные на нынешний турнир правила игры. Два промежуточных финиша принесли победы ЦСКА, заметно сдавшему во втором круге (лишь шестое место по его итогам, позади оставлены только «Рубин» и «Анжи»), и «Зениту», набравшему во второй половине чемпионата 32 очка (у «Спартака» столько же, но санкт-петербургский клуб стоит выше по дополнительным показателям).
Перед каждым сезоном тренеры и игроки получают от руководства задание. Оно на внутриклубном сленге называется президентским. Президенты есть в большинстве клубов. Из оставшихся в первой восьмерке команд только в «Спартаке», задания не выполняющем (не считать же выполнением ставшее уже привычным четвертое место и вылеты из Лиги Европы и Кубка России), нет такой единицы в штатном расписании. Главный спартаковский начальник – Леонид Федун, управляющий командой через генерального директора и главного тренера Валерия Карпина. Формальна президентская должность в «Анжи», поскольку первое лицо в махачкалинской команде – ее владелец Сулейман Керимов. Только он произносит последнее слово при обсуждении основных вопросов, таких, скажем, как приобретение Самуэля Это’О или же увольнение Гаджи Гаджиева. Лишь в трех, к слову, командах первой восьмерки по ходу турнирной пьесы заменили главных тренеров. Ни одно увольнение не связано с невыполнением командой поставленного ей начальством задания.
Шаг на месте
«Локомотив» с легкостью, без вразумительного объяснения причин, расправился фактически в самом начале чемпионата с одним из самых заметных российских специалистов Юрием Красножаном. Тренеру приписали слабые результаты, будто бы показанные при нем «Локомотивом». Можно только представить реакцию Ольги Смородской на домашний проигрыш невразумительному «Андерлехту» и издевательский разгром от «Спартака», если бы командой в этих матчах руководил не португалец Жозе Коусейру, а Красножан. Но Коусейру на тренерский пост поставила она, а Красножан был рекомендован Юрием Белоусом, из «Локо» также уволенным. Футболисты же – народ простой. Они, если сфокусировать в данном случае внимание на игроках «Локомотива», всегда говорили (и продолжают говорить) в восторженных или полувосторженных тонах о том, насколько интереснее им работается (по сравнению, конечно, с предыдущим тренером) с Анатолием Бышовцем, Рашидом Рахимовым, Юрием Семиным, Юрием Красножаном, а теперь вот с Жозе Коусейру. И кто знает, быть может, «процесс увлекательного становления “Локомотива”», как теперь называют происходящее в клубе, выглядел бы более увлекательным, если бы футбольную часть этого процесса по-прежнему возглавлял Юрий Красножан. У Коусейру, впрочем, все впереди. Пока он не передвинул «Локомотив» хотя бы на шажок вперед, если сравнивать нынешнее пятое место с прошлогодним пятым, но у португальца в запасе четырнадцать туров для того, чтобы выполнить задание, на данный момент командой невыполненное.
Оправданная ставка
Миодраг Божович стал в «Динамо» – специфическом клубе с большой группой разнокалиберных руководителей – жертвой собственной беспечности и странных кадровых решений (речь прежде всего о переводе Андрея Воронина на скамейку запасных). Частично Божовичу можно было предъявить невыполнение задания – вылет «Динамо» из Кубка России стал весомым аргументом в устах тех, кто настаивал на увольнении черногорского тренера.
Ставка на Сергея Силкина оправдывает себя. Дело даже не в результате, хотя при новом тренере «Динамо», в отличие от того же «Локо», сделало заметный шаг вперед: третье по итогам двух кругов место, титул неофициального чемпиона Москвы (три победы – по одной над каждой из столичных команд, две ничьи и лишь одно поражение: в стартовом туре при Божовиче от «Локомотива»). Дело в ином качественном уровне: осмысленная игра в атаке, сбалансированная середина поля и вполне надежная оборона. «Спартак» частенько приводят в пример, когда речь заходит о появлении в основном составе молодых футболистов. Но в «Динамо» их не меньше. Антон Шунин, Владимир Гранат, Артур Юсупов, Александр Кокорин, Александр Сапета, Федор Смолов, причем первые четверо – постоянные игроки основы.
«Динамо», чтобы, вероятно, не сглазить, президентское задание на сезон (место в пятерке) публично не корректирует, но решение «для служебного пользования» выглядит, насколько известно, следующим: позиции в тройке никому не сдавать и – по возможности – подняться выше. Одна из основных динамовских проблем в том, думается, что у Силкина весьма ограниченные возможности для варьирования составом. Пока ничего страшного нет, хотя травмы, болезни, дисквалификации ведущих игроков – неизбежный спутник жизнедеятельности любой команды – на качестве игры и результате не могут не сказываться. Но «Динамо» выступает только в одном турнире, и для него игроков на данный момент, наверное, хватает. А вот что будет, когда динамовцы в конце лета 2012 года начнут играть в Лиге Европы (или, быть может, в Лиге чемпионов)?
Глобальная стратегия
Считалось перед сезоном, что шесть мест в первой восьмерке заранее зарезервированы за четырьмя московскими клубами, «Зенитом» и «Рубином», а на два оставшихся могут претендовать «Анжи», «Терек» и «Ростов». Дебютантов премьер-лиги (обе краснодарские команды и «Волгу») никто во внимание не принимал. Не принимали во внимание и давно пребывающих в сложном финансовом положении «Амкар», «Крылья» и «Томь», а также оставшийся без Юрия Красножана нальчикский «Спартак». Из тех, на кого ставили, с заданием руководства справился только махачкалинский клуб. При таком финансовом вливании в него было бы удивительно, если бы этого не случилось. Оно несопоставимо с тем, допустим, чем довольствуется краснодарская «Кубань». И гораздо выше, если сравнивать и с ведущими российскими клубами, такими как «Рубин», «Локо», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» и, не исключаю, даже «Зенит». «Кубань» же для сопоставления выбрана только потому, что она, во-первых, дебютировала в премьер-лиге, во-вторых, укомплектована футболистами, уступающими в классе большинству коллег из Махачкалы. По игре, однако, краснодарская команда никоим образом «Анжи» не уступала и даже, если вспомнить лучшие матчи «Кубани» (со «Спартаком», «Динамо», «Зенитом», с самой «Анжи»), превосходила, на мой взгляд, махачкалинцев. Задание попасть в восьмерку «Кубань», надо полагать, получила по ходу чемпионата и, как и «Анжи», его выполнила.
Сложно, понятно, предполагать, какое задание получит кубанский тренер Дан Петреску на оставшуюся часть чемпионата. Так же нелегко сделать это относительно «Анжи». Неизвестно, кто будет работать с этой командой. Пока же клуб устами президента компании ProSports Management Германа Ткаченко, имеющего, судя по употреблению им местоимения «мы», самое непосредственное отношение к происходящим в «Анжи» процессам, озвучивает лишь стратегические задачи своего глобального плана: «Мы хотим в течение трех лет стать самой заметной силой в российском футболе, попытаться играть в Европе, а в течение семи лет начать регулярно выходить из группы в Лиге чемпионов».