Глава российских легкоатлетов Валентин Балахничев на чемпионате страны в Чебоксарах не является персоной, к которой проявляют какой-то особенный интерес. Все внимание приковано к президенту Чувашии Михаилу Игнатьеву. Вокруг него буквально пляшут, обмахивают веерами и чуть ли не носят на руках. Игнатьев — мужчина бойкий, вдохновляющий звонким голосом, но в своих речах склонен к повторению общих мест. То ли дело Балхничев…
Петербургу пора просыпаться
— Здорово, что чемпионат страны проходит именно в Чебоксарах. Здесь отличные условия для тренировок и соревнований. После Чебоксар наши спортсмены обычно удачно выступают на крупных международных турнирах, — начал Балахничев.
— Сначала говорили, что на чемпионат мира попадут лучшие два атлета в каждом из видов. Однако выяснилось, что нужно еще выполнить некий норматив. Вы являетесь членом Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), так что наверняка можете рассказать, кто придумывает все эти правила.
— В общем, никакой загадки нет. Эти нормативы в IAAF разрабатывают люди, занимающиеся статистикой. Все просто: спортсмен должен достичь результата, доказывающего, что он входит в число 16 или 24 (в зависимости от вида) лучших атлетов мира. В советское время мы сами придумывали себе нормативы. Они, кстати, были даже выше тех, что в то время разрабатывали в IAAF.
— Все вокруг говорят, какие прекрасные условия в Чебоксарах. Хорошие легкоатлетические стадионы есть в Саранске, Казани, Москве. А в Питере негде проводить крупные соревнования. Кто виноват? Руководство города или ВФЛА?
— Наша политика не заключается в том, чтобы поддерживать только какие-то определенные города вроде Чебоксар или Саранска. Питер — сложный город. Как вы правильно заметили, там нет ни одного нормального стадиона. Кроме «Петровского», полностью отданного футболистам. Наличие или отсутствие спортивных сооружений — это воля руководителей города. Особенно если мы говорим о Питере или Москве.
— Что мешает им строить стадионы? Жалко денег?
— Это их дело. Вот в Чебоксарах есть Игнатьев. Вы у него спросите, сколько он в год строит новых спортивных сооружений. Во всех районах города и республики. Такого стадиона, как в Чебоксарах, нет даже в Москве. Существуют «Лужники», но там нет таких классных условий для тренировок. Все это построено благодаря желанию руководителей города.
— То есть Валентине Матвиенко нужно быть в этом отношении решительнее?
— Думаю, да. Если в Питере любят легкую атлетику, тогда нужно развивать не только футбол и хоккей.
ВФЛА — за равные права
— Не так давно вы заявили, что государство совершенно не выделяет деньги на легкую атлетику, отдавая предпочтение футболу. Ваши слова кто-нибудь услышал?
— Времени прошло мало. Разумеется, пока ничего не изменилось. Но я говорил несколько о другом. Государство выделяет достаточно денег на централизованные программы. Нам помогают субъекты страны. Меня же поражает ситуация, насколько велика разница между зарплатами футболистов и легкоатлетов. Вообще я люблю футбол, но сравните наши и их результаты на международных соревнованиях… В общем, я считаю, что виды спорта в нашей стране должны развиваться и финансироваться равномерно. А в качестве приоритетных видов предлагаю медалеемкие дисциплины: легкую атлетику, спортивную гимнастику, плавание и велосипедный спорт.
— Раз уж вы заговорили о наградах… Есть ли конкретные медальные планы на чемпионат мира в Дэгу и на Олимпийские игры?
— В Лондоне мы планируем взять от четырех до шести золотых медалей. А в сумме рассчитываем на пятнадцать. Это цель, к которой мы все будем стремиться. На первенстве мира попробуем завоевать два-три золота.
— Из ЮАР пришла сенсационная новость. Спортсмен-инвалид Оскар Писториус — бегун на 400 метров, выступающий на карбоновых протезах, отобрался на чемпионат мира. Произойдет ли когда-нибудь что-то подобное в России?
— Для начала нужно немного сказать об этих карбоновых протезах. Они на самом деле дают определенное преимущество. Но IAAF разрешает их использовать. Однако не всем это доступно. Протезы очень и очень дорогие. Что касается политики ВФЛА в отношении паралимпийцев — мы тесно сотрудничаем с ними, поддерживаем. Многие хорошие тренеры ушли из обычного спорта туда и добились впечатляющих результатов. А вообще мы хотим, чтобы спортсмены-колясочники выступили на чемпионате мира в Москве в 2013 году.