Президент «Зенита», встреченный вчера корреспондентом «Спорта» в холле отеля «Кемпински», согласился подвести итоги сезона до начала официальной пресс-конференции.
Критерий — качество игры
— Если бы «Зенит» обыграл в четверг «Нюрнберг», можно было бы поставить твердую оценку за сезон. А так еще предстоит матч с «Эвертоном»…
— Я считаю, за сезон уже можно поставить твердую пятерку. Команда показала себя сильным коллективом, продемонстрировала отличный футбол.
— То есть главный критерий — выступление в чемпионате?
— Главный критерий — качест-во игры. Говорить можно все, что угодно, можно использовать черный пиар, как это некоторые делают, но игрой ребята все показывают. Ничего нельзя противопоставить качественной игре.
— Но соперники по Кубку УЕФА нашли аргументы. И судьба выхода «Зенита» из группы под вопросом…
— Конечно, проще было выиграть у «Нюрнберга» и чувствовать себя спокойно. Но где-то я и рад, что мы сыграли вничью. Есть такое чувство: в Англии 5 декабря «Зенит» покажет все, на что способен. Игрой с «Эвертоном» в сезоне будет поставлен восклицательный знак.
— То, что Англия теперь — наш принципиальный соперник, скажется на этой дуэли?
— Думаю, да. Накал матча будет фантастическим. «Эвертон» ведь играет дома уверенно, недавно они разнесли «Сандерленд» — 7:1.
— Еще один плюс ничьей с «Нюрн-бергом», может быть, в том, что Дик Адвокат более внимательно посмотрит на проблемы команды?
— Думаю, «Зенит» движется в правильном направлении. Все это признают. А предсезонная подготовка просто позволит Дику еще больше сплотить команду.
Россия изменила Адвоката
— Как удалось уломать Адвоката продолжить работу в «Зените»? Многие думают, ему просто дали в два раза больше денег…
— В данном случае деньги как раз не являлись определяющим фактором. Хотя деньги получать всегда приятно (улыбается). Но понимаете… Россия — особенная страна. И в данном случае Дик выбрал именно Россию. Конечно, в Австралии ему было бы спокойнее. Но с другой стороны, где он еще испытает те же эмоции, какие испытал 11 ноября? Где встретит таких болельщиков?
— Насколько перевернулось представление Адвоката о России по сравнению с тем днем, когда он впервые приехал в Петербург?
— Думаю, кардинально. Мне кажется, Россия разбудила в Дике новые эмоции, изменила его как человека.
— Его согласие остаться в «Зените» нельзя воспринимать как одолжение?
— Никакого одолжения нет. Есть нормальные партнерские отношения. Дик — человек азартный, он хочет создать в Питере действительно мощный клуб.
— В житейском плане ничего нового Адвокат не попросил?
— Нет, в гостинице, где он живет, все располагает к тому, чтобы 24 часа в сутки заниматься футболом.
— Ну а что с австралийской федераций футбола? Не боялись скандала, уговаривая Адвоката?
— Я достаточно долго общался с руководством австралийской федерации. И только после того, как были отвергнуты все мои предложения, мы заняли жесткую позицию. Что касается юридической стороны, то в контракте с Адвокатом был пункт, согласно которому его можно было продлить. Мы это и сделали.
— А резонанс, вызванный этой ситуацией, не ударит по репутации тренера?
— Я думаю, у Дика устойчивая репутация профессионала высочайшего класса. Ее поколебать уже ничто не может. Адвокат нужен не только «Зениту», но и всему российскому футболу.
— Но австралийцы, кажется, пожаловались в ФИФА.
— У меня в клубе нет по этому поводу никаких официальных документов. Юридические аспекты, которые мы проработали, не дают оснований полагать, что «Зенит» должен выплатить австралийцам какую-то неустойку.
— Не получится так, что теперь в Австралию отправится Хиддинк?
— У меня с Хиддинком отношения хорошие, но я не в курсе его планов.
Наш долг — создать условия болельщикам
— «Зенит» уже приобрел в межсезонье двух игроков. Еще покупки будут?
— Думаю, мы можем пригласить еще двух игроков. Кардинально усиливать «Зенит» в данный момент мы не видим смысла. Наша сила — в развитии. Когда футболисты, выигравшие чемпионат России, сыграются еще лучше — а я уверен, что это произойдет, — «Зенит» станет еще сильнее.
— А как же разговоры: дескать, «Зениту» нечего делать с таким составом в Лиге чемпионов, надо покупать звезд…
— Летом, думаю, мы усилимся, но главный ресурс развития — в самой команде.
— Какие коммерческие дивиденды принесет «Зениту» выигрыш чемпионата России, уже прикинули?
— Конечно, у нас посчитан бюджет на будущий год. Но точные цифры назвать не могу. Да и незачем: две основные составляющие бюджета европейского клуба — продажа билетов и продажа телеправ, обеспечивающие две трети поступлений, — далеки от тех параметров, которые есть в Европе. Когда будет построен стадион на 62 тысячи мест, мы сделаем прорыв. К лучшему меняется ситуация и с продажей телеправ.
— Адвокат сказал, что главная проблема российского футбола — это стадионы.
— Согласен. Конечно, очень многое зависит от болельщиков. Но наш долг — создать им наиболее комфортные условия и дополнительные возможности. Это в свою очередь повлечет за собой и финансовую прибыль.
— Уйдет ли из «Зенита» Андрей Аршавин?
— Пока у нас нет конкретных предложений. Если поступят — будем обсуждать. Я бы хотел, чтобы Андрей оставался в «Зените» как можно дольше.
— Аршавин — ваш любимчик?
— Я люблю всех игроков команды и поддерживаю их как могу.
— А как изменится статус Константина Сарсания, которому принадлежит не последняя роль в достижениях клуба?
— Мы продолжим сотрудничество. Сарсания будет моим советником по трансферным вопросам. Он не может выполнять функции спортивного директора в силу занятости. Но «Зениту» Сарсания, уверен, еще пригодится. Вы же видели: все, кого он пригласил в команду, оправдали надежды. И даже больше.
— Один Тимощук чего стоит. Кстати, сколько он все-таки стоит? Заплатил за него «Зенит» 20 миллионов или нет?
— Именно такую сумму заплатил. И думаю, мы купили Тимощука дешево. Толя — фантастический игрок, один из лучших в премьер-лиге. Не говоря о его человеческих качествах.
Нервы как канаты
— Руководители города вас лично поздравили с успехом «Зенита»? Ведь в начале сезона и поражения были, и болельщики свистели…
— Могу сказать так: если есть у человека вера, желание, профессионализм и работоспособность, можно достичь любых результатов. «Зенит» — один из примеров.
— Неужели совсем не нервничали? А в прошлом году, когда писали письма Гинеру, жаловались на гражданство Гацкана?
— Нервы у меня как стальные канаты. Что касается письма Гинеру, то оно было неконфликтное по сути. Просто мы последовательно проводим в жизнь политику, способствующую оздоровлению российского чемпионата. И в этом году, как мне кажется, сделали шаг вперед в этом направлении.
— Какие планы на межсезонье? «Зенит» будет участвовать в Кубке Первого канала?
— Мы получили официальное приглашение от организаторов турнира. Но не можем дать ответ, так как не закончился групповой турнир Кубка УЕФА. То же могу сказать о Кубке Содружества, который пройдет в Петербурге. Искусственный газон и начальный этап работы не слишком подходят для игроков основного состава. Но как-то представлен «Зенит» на этом турнире, конечно, будет.