В отеле «Кемпински», когда завершилось официальное представление новичка «Зенита» Николаса Ломбертса, мой коллега подарил президенту петербургского клуба Сергею Фурсенко свою книгу «12 раундов Николая Валуева» с дарственной надписью. «Следующая будет от Петржелы – он приезжает в Петербург на днях», – осмелился предположить я. Сергей Фурсенко помотал головой: «От Петржелы не надо. Я сказок не собираю». С обсуждения известных людей и началась наша беседа.
Надеюсь, Путин болеет за «Зенит»
– Владимир Путин проявил себя как лидер на выборах столицы Олимпийских игр 2014 года. Как думаете, есть у него какие-нибудь футбольные пристрастия?
– Ну, я с ним об этом не разговаривал. Так что не могу сказать определенно. Но Путин – человек азартный, наверняка болеет за какую-нибудь команду. Надеюсь, что за «Зенит».
– А какова роль созданного в Москве Клуба болельщиков «Зенита», в который вошли такие персоны, как Дмитрий Медведев, Борис Грызлов, Николай Патрушев и другие?
– Это инициатива московской диаспоры петербуржцев. Что я могу сказать? Мы их поддерживаем, снабжаем символикой, всем необходимым для боления. Впрочем, я никак не выделяю этих людей среди других болельщиков «Зенита». Мы стараемся помогать всем.
– Но эти люди как-то участвуют в жизни команды? Или только ходят на стадион?
– Они просто болеют за «Зенит». Когда я приезжаю в Москву на матчи, часто встречаю их на трибуне, и мы переживаем вместе.
Дураку полдела не показывай
– Ожидали, что по итогам первого круга «Зенит» будет лидировать в чемпионате?
– Мы к этому стремились, скажу так.
– А сильный прессинг испытывали, когда «Зенит» на старте сезона терпел неудачи?
– Мы были готовы к этому прессингу – и я, и Дик. Команда тогда переживала этап становления, не все получалось. Хотя, как бы ты ни готовился к прессу общественного мнения, он все равно давит.
– Сами-то сильно переживали, когда «Зенит» проигрывал «Спартаку», вылетел из Кубка России?
– Конечно. Когда вкладываешь душу в дело, всегда близко к сердцу принимаешь неудачи. И критика больно ранит, особенно если она несправедливая. Но, знаете, я был уверен, что главный тренер «Зенита» все делает правильно. Просто его не все понимали. Не зря же говорят: дураку полдела не показывай. Так и тут. Надо было просто дождаться результата. Теперь он есть. И по поводу Адвоката я могу сказать одно: мы столкнулись с профессионалом очень высокого уровня, который делает свою работу очень добротно.
– Значит ли это, что Адвокат – фигура неподконтрольная, все ему отдано на откуп?
– Это неправда. Дик очень корректно взаимодействует с руководством клуба, точно понимает, кто такие акционеры и кто такой президент. И поэтому у нас не возникло за это время ни одной конфликтной ситуации. Потому что, с одной стороны, очень тактично работает Дик, а с другой – тактично стараемся работать мы. Хотя жесткие требования с нашей стороны, конечно, предъявлялись.
– Достаточно в вашем окружении людей, компетентных в футболе, так называемых экспертов, способных оценить работу главного тренера?
– У нас очень серьезный менеджмент, достаточно экспертов – в том числе и в вопросах, касающихся футбола.
– Лично вы разделяете мнение Адвоката о том, что во втором круге «Зенит» заиграет сильнее?
– Абсолютно разделяю. Очень надеюсь на лидеров команды – и российских, и легионеров. Думаю, нам уже удалось создать хороший ансамбль, команда сбалансирована, за счет высокой конкуренции внутри коллектива.
– Специалисты отмечают, что в первом круге «Зенит» неудачно играл с основными конкурентами – победить удалось только «Москву». Чем это можно объяснить?
– (Пауза.) Если вы посмотрите на ЦСКА, то в последние годы этот клуб тоже не очень удачно играл с конкурентами. С другой стороны, для Дика Адвоката самый важный матч – следующий. То есть и со слабой командой нужно хорошо сыграть, и с сильной. А чемпионат сейчас такой, что соперники без боя очки не отдают, они тоже приобрели хороших игроков. Тренеры здорово работают. Конкуренция, в общем, серьезная и не стоит делить матчи на важные и неважные.
Роналдо может и приехать
– В прошлом сезоне вы писали письма директору ЦСКА Евгению Гинеру с предложением переиграть матч, в котором «Зенит» уступил 0:1. Стал ли с тех пор наш чемпионат чище?
– Думаю, да. Главное свидетельство тому – высокая плотность в турнирной таблице.
– А может, чемпионат стал слабее? Многие считают и так.
– Он не стал слабее – просто поменялся. А когда происходят изменения, качество игры всегда падает.
– Какие, на ваш взгляд, главные резервы российского футбола? Некоторые полагают, что деньгами его уже не поднимешь – звезды уровня Роналдо или Бекхэма все равно сюда не поедут.
– А вы знаете, я как раз считаю, что Роналдо уже поедет. С другой стороны, наш футбол видоизменяется. И «Зенит», тем, что он стал таким сильным, оказывает огромную услугу всем соперникам. Потому что спарринг с ним очень интересен. И в Европе нашим клубам теперь легче играть – потому что их игроки тренируются бок о бок с европейскими звездами.
– Значит ли это, что «Зенит» может потратить на покупку игрока еще 20 миллионов долларов?
– Мне кажется, на данный момент в этом нет необходимости. Команда просто должна еще лучше сыграться. Если те игроки, которые сейчас есть в «Зените», еще лучше будут чувствовать друг друга на поле, эта команда будет играть очень сильно. А все к этому идет.
– Нужно ли нашему чемпионату переходить на систему «осень-весна»? Президент РФС против этой идеи, а руководители ЦСКА, например, считают, что этот шаг необходим.
– Мне кажется, тут имеет место некая подмена понятий. Можно и сейчас поменять круги чемпионата местами – и ничего не изменится: ни с точки зрения полей, ни с точки зрения календаря. Просто зимой перерыв будет большой, летом – маленький. Такая реформа позволит синхронизировать наше первенство с европейскими чемпионатами. Но тут главная проблема не с премьер-лигой, а с первым и вторым дивизионами. Если ее удастся решить, то почему бы и не перейти на новый формат?
Кстати
Из биографии Сергея Фурсенко
Родился 11 марта 1954 года в Ленинграде. В 1972 году окончил Ленинградскую физико-математическую школу № 239, в 1977 году – Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина по специальности «электрические аппараты».
В 1988 году участвовал в обеспечении автоматической посадки космического корабля «Буран». В 1987 году командировался на Кубу для работы по внедрению системы управления воздушным движением Республики Куба.
С 1989 по 1991 год – исполнительный директор предприятия «Техноэксан», специализирующегося на экспорте высоких технологий и наукоемкого оборудования. В 1997–1998 годах – заместитель генерального директора ОАО «Ленэнерго». В период с 1998 по 2002 год – генеральный директор ЗАО «Телевизионное объединение «Продюсерский центр «ШКОЛА». С июля 2003 года – генеральный директор ООО «Лентрансгаз».
Почетный консул Народной Республики Бангладеш в Петербурге.
Владеет английским языком.
Женат, три дочери.