В прошлом году питерский «Автомобилист» вышел в Высшую лигу «А», а за месяц до окончания нынешнего имеет все шансы на попадание уже в Суперлигу, где он не выступал с 2005 года. О том, какие задачи стоят перед командой, кто ей помогает с финансированием и какие проблемы у одного из старейших и именитейших клубов страны, корреспонденту «Спорта» рассказал президент «Автомобилиста» Владимир Самсонов.
— За месяц до окончания чемпионата «Автомобилист» сохраняет хорошие шансы на выход в Суперлигу. Стоит ли задача повышения в классе?
— Конечно, мы будем бороться за выход в Суперлигу, стараемся всегда перед спортсменами ставить высокие задачи, чтобы они двигались вперед, несмотря на сложности.
— Бюджет клуба позволит команде достойно выступать в Суперлиге?
— Сейчас это неизвестно. В данный момент команда идет в лидерах, ее игра позволяет рассчитывать на повышение в классе, но вот какой будет бюджет на следующий год, увеличит ли финансирование губернатор или поможет найти нам партнера — пока неизвестно.
— С прошлого сезона что-то изменилось в лучшую сторону в плане финансирования клуба?
— Нам помогает Валентина Ивановна Матвиенко, немного клуб зарабатывает самостоятельной коммерческой деятельностью, но, конечно же, этого недостаточно для создания по-настоящему сильной команды, для улучшения качества подготовки молодых волейболистов.
Тем более сейчас кризис и потенциальные спонсоры не очень хотят расставаться со своими деньгами.
— Вы довольны качеством подготовки молодежи в Академии имени Платонова?
— Могу сказать, что я не совсем доволен, хотя мы все-таки стараемся развивать это направление — открыли еще один интернат в Сестрорецке, привлекаем опытных тренеров, но опять же не хватает финансирования, ведь, чтобы вырастить высококлассного спортсмена, необходима конкуренция, тогда и у них будет движение вперед, и у тренеров для команды мастеров будет больше выбор. Но ведь, чтобы это было возможно, надо купить молодых игроков, привезти их сюда, вкладывать в них средства на протяжении 8–10 лет.
— Какие еще есть проблемы с подготовкой молодежи в Питере?
— Не хватает профессиональных тренеров, что неудивительно: начинающий тренер после института получает совсем мизерную зарплату, а если он пойдет, например, официантом работать, то получит в несколько раз больше. Сами понимаете, какой чаще всего в таком случае человек сделает выбор. Так что опять же вопрос финансовый.
— А в каком регионе России организацию дела можно считать образцовой, с кого следует брать пример?
— Уже давно очень хороший центр подготовки в Белгороде, я думаю, он лучший в стране, но даже там сейчас из-за кризиса происходят сокращения, урезается бюджеты на подготовку.
Хочу отметить, что никакой глобальной государственной поддержки сейчас у спорта нет, отсутствуют специальные программы развития, и какие-то успехи здесь достигаются лишь благодаря отдельным профессионалам-энтузиастам, которым небезразличен спорт. Можно сказать, что они что-то создают вопреки обстоятельствам.
Вообще, если честно, работать на перспективу сегодня не очень выгодно, гораздо легче, имея определенный бюджет, пригласить тренера, купить игроков и бороться за определенный уровень. А вкладывать на протяжении десяти лет средства в молодежь, чтобы она потом дала результат, — это конечно большой риск.
— Но тем не менее вы этим все равно занимаетесь....
— Да, мы работаем над этим потому, что все равно молодежь воспитывать надо, тем более если нет средств на то, чтобы комплектоваться опытными игроками. Молодежи надо уделять больше внимания. Помимо этого еще с советских времен у нас великолепные традиции в подготовке молодых игроков. Ленинградский интернат был лучшим в Советском Союзе. Так что это еще и ориентир для нас, к которому надо стремиться.
И я очень надеюсь, что команда нынешнего министра спорта Виталия Мутко сделает так, чтобы спорт в России развивался и имел государственную поддержку. Все-таки Виталий Леонтьевич и «Зенит» поднял, и футбольная сборная при нем добилась прогресса, так что, надеюсь, и дальнейшая его работа позволит спорту в России и волейболу в частности подниматься все выше.