• Президент академии «Шахтера» Хенк фон Стей: Лучшая система — голландская

    25.12.06 15:59

    Президент академии «Шахтера» Хенк фон Стей: Лучшая система — голландская - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    С появлением в Донецке Хенка фон Стея заштатная детско-юношеская спортивная школа превратилась в крупнейшую на постсоветском пространстве академию по подготовке молодых футболистов. Наша беседа с мистером Стеем о голландском и украинском футболе удивительно легко проецируется на футбол российский

    Охота к перемене мест

    – Я долгое время до этого работал в Голландии. В роттердамском «Фейеноорде», можно сказать, прошел по всей служебной лестнице: был детским тренером, тренером, спортивным директором и, наконец, директором академии. Я много путешествовал, когда работал там, – очень люблю разъезды. И мне было очень интересно отправиться в другую страну, самому построить что-то с нуля – для меня это был вызов. За полгода до приглашения на Украину я подготовил доклад о своем видении будущей академии в Донецке. Были еще несколько претендентов на пост ее директора, но когда пришло время, руководители клуба сделали выбор в мою пользу. У меня на тот момент дейст-вовал долгосрочный контракт с «Фейеноордом». Кроме того, были предложения поехать работать в Китай, на Ближний Восток. Я рассмотрел их все, но самым привлекательным было украинское. Объяснение простое: здесь великолепное отношение к работе, отличная дисциплина. Единственное, чего не хватает, так это четкой структуры воспитания молодых футболистов. Но я думаю, если следовать нашим методам, через три-пять лет мы сможем здесь построить настоящую топ-академию. У нашего президента Рината Ахметова есть серьезные финансовые возможности и мечта, которую он очень хочет реализовать.

    – Не возникало ли проблем со славянским менталитетом?
    – Нет. У нас в Голландии принято, что ребенка надо воспитывать так, чтобы он всегда задавал вопрос «почему». Чтобы он ничего не воспринимал как должное. И всегда получал ответ на свой вопрос. Когда дети подрастают, им уже нельзя сказать – делай то, то и то. Они всегда могут спросить – а почему я должен делать именно это? Такой подход важен для воспитания личности. Но для поддержания дисциплины это как раз плохо. Здесь же, в Донецке, все наоборот. Ребята делают все, что им говорят, и лишних вопросов не задают. Конечно, в первую очередь это относится к игрокам, но в чем-то касается и тренеров, как ни странно. Но если все будут только все автоматически выполнять, как можно вообще говорить о футболе? Невозможно будет ничего обсудить, прийти к какому-то решению. В Голландии директор – это всего лишь одно из звеньев компании. Здесь же это человек, на которого все смотрят. Не могу сказать, хорошо это или плохо. Например, когда только сюда приехал, люди удивлялись, что иногда я мог прийти на работу не в классическом костюме, а в спортивном. Могу выйти на поле и помогать тренеру «Шахтера-2». И поначалу людям здесь было сложно это принять. Потому что, по их представлению, директор должен быть где-то далеко. Я же все время стараюсь показать, что все мы нуждаемся друг в друге, что мы все работаем ради одной цели. И только тогда можно будет говорить о достижении результата.

     

    Голландско-украинский коктейль

    – Футбольная академия такого масштаба – вещь для Украины и вообще всего постсоветского пространства уникальная. Какой опыт, кроме приобретенного в «Фейеноорде», вы использовали?
    – Конечно, я использовал опыт не только «Фейеноорда». Я бывал в Бразилии, в Кот-д’Ивуаре, повидал много разных странИ не надо забывать о том, что Голландия – страна очень маленькая, но в последние двадцать лет мы каждый год воспитываем футболистов высокого уровня, которые выступают в сборной и лучших клубах Европы. Это отличное подтверждение тому, что наша, голландская система подготовки футболистов – одна из лучших в мире. И я хочу, чтобы мы здесь создали некую «смесь», взяв все лучшее из Голландии и Украины. И если у нас это получится, то будет здорово.

    – Вы неоднократно говорили, что фирменной схемой «Шахтера» будет 4-3-3. Почему именно она?
    – При ней футболисты наиболее оптимально занимают на поле все зоны. Плюс ко всему такая схема позволяет играть против любой другой. Ну и, конечно, она подразумевает атакующий футбол: 4-3-3 – это всегда агрессия. Тот футбол, который требует от команды инициативы, прессинга. В Голландии есть такая философия: главное – не просто выиграть, а выиграть красиво, доставить людям эстетическое удовольствие. Если команда побеждает со счетом 1:0 и не показывает красивой игры, никто не будет этого терпеть. Я понимаю, что это не всегда справедливо, но все же считаю: именно такая позиция верна, потому что футбол должен приносить удовольствие. Да, мы в Голландии практически всегда играем 4-3-3, но это не значит, что мы зациклились только на этой схеме. Мы следим за развитием футбола, корректируем свою манеру игры. И если суммировать ответ на этот вопрос, то 4-3-3 – это система, которая позволяет воспитать в молодом футболисте не только технические, но и тактические навыки. Это важно, потому что надо учиться думать на поле.

    Три года поработаем

    – Какова структура донецкой академии?
    – Первые три месяца после приезда в Донецк я только знакомился с общей организацией, с тем, как функционирует школа. Потом произошло очень много изменений. Детская академия находится в центре Донецка, на стадионе «Шахтер», на двух футбольных полях каждый день занимаются ребята до 12 лет, которые в основном живут в Донецке. Основная академия – это команды, состоящие из рябят от 13 до 21 года, живущих и тренирующихся на базе в Кирше и обучающихся в одной школе. Из 19-летних и моложе формируется «Шахтер-3», из игроков до 21 года – дубль.

    – Когда вы ожидаете получить от своей работы ощутимые результаты?
    – Здесь всегда оперируют такими понятиями, как цели, задачи; спрашивают, когда будет игрок, когда мы его увидим… Я могу сказать так: если мы три года здесь поработаем и создадим академию, то каждый год сможем воспитывать по семь игроков. Я говорю не о тех, кто попадет в основу «Шахтера», а о профессиональных футболистах. Что же касается первой команды, то это зависит от того, как относятся к этому главный тренер и президент клуба. Когда я работал в «Фейеноорде», один-два футболиста из академии проходили в основную команду. Такова клубная философия: у главного тренера есть определенная квота на футболистов, но всегда должно быть три места для собственных воспитанников. Конечно, основная задача нашей академии – это подготовка игроков для основного состава «Шахтера». Но я из своего опыта знаю: в Голландии три гранда – «Аякс», ПСВ и «Фейеноорд» – воспитывают около 70 процентов всех футболистов высшей лиги. И часто бывает так, что парень сразу после выпуска уходит в другой клуб, потому что в своей команде места нет. Там он набирается опыта, а через три года его покупают обратно.

    Контроль с первого класса

    – Есть ли проблемы в работе академии?
    – Каждый день мы работаем очень напряженно, с половины восьмого утра до восьми вечера. Есть расписание, графики, все контролируется. Конечно, не у всех сразу получилось соблюдать рабочую дисциплину, но моя работа как раз в том и заключается, чтобы за этим следить. И жесткий контроль необходим с первого класса академии. Тогда вырастет профессиональный футболист, поскольку каждый год он будет постигать необходимые для своего возраста вещи.

    – Не мешает ли вам в работе языковой барьер?
    – В общем – нет. Единственная проблема возникает, когда хочется поговорить напрямую о каких-то тонкостях, деликатных вопросах, но присутствие переводчика несколько смущает собеседников. Но это исключительный момент. Самое для меня приятное, что все звонки и вопросы идут на телефон моего помощника (смеется).

    Донецк — Петербург

    Досье

    Откуда черпает резервы премьер-лига

    ЦСКА. Директор – Евгений Дулык. Группа подготовки молодых футболистов при команде мастеров была создана еще в 1954 году, а спустя 16 лет преобразована в ДЮСШ. В 2001-м вошла в структуру футбольного клуба.

    «Спартак» (Москва). Директор СДЮШОР – Петр Шубин. В эти дни специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва «Спартак» отмечает 70-летие. Инициатива ее создания принадлежит Николаю Старостину. Один
    из недавних выпускников Роман Шишкин уже завоевал место в основном составе.

    «Локомотив». «Железнодорожники» черпают кадры из интерната спортшколы «Локомотив», созданной в 2000 году, а также из СДЮШОР «Локомотив». Их возглавляют Андрей Родионов и Алексей Арифуллин  соответственно.

    «Зенит». В Санкт-Петербурге две популярные школы: «Смена», воспитавшая, в частности, Андрея Аршавина, и «Зенит», выпускником которой является Александр Кержаков. Футбольный клуб совместно с городской администрацией содержит «Смену», многолетним руководителем которой был Дмитрий Бесов.

    «Рубин». Специализированная ДЮСШ «Рубин» была открыта в августе 1976 года. С 2006-го ее возглавляет Александр Клобуков.

    «Луч-Энергия». По данным официального сайта владивостокцев, ДЮСШ «Луч-Энергия», являющаяся структурным подразделением клуба, работает в тесном сотрудничестве с ФК «Аквалайн» и ДЮСШ гороно Владивостока. В планах клуба открытие филиалов в других городах дальневосточного региона.

    «Крылья Советов». Клуб периодически заключает договоры с разными школами. На данный момент поставкой резервов для команды занимается футбольная школа ЦСК ВВС.

    «Томь». В Томске резерв для команды подрастает в ДЮСШ «Томь». Директор школы – Александр Пичугин.

    «Спартак» (Нальчик). Команда из столицы Кабардино-Балкарии черпает свои резервы из двух футбольных школ: СДЮШОР «Спартак», которой руководит Эдуард Куготов, и СДЮШОР имени Александра Апшева во главе с Мухарби Хурановым. Обе школы – республиканские, у главной команды республики с ними заключены договоры о сотрудничестве.

    «Сатурн». Футбольная школа-интернат «Мастер-Сатурн» была открыта в 2003 году в Егорьевске. В июле 2005-го преобразована в Училище олимпийского резерва. Возглавляет его Владимир Бубнов.

    «Ростов». Футбольная школа молодежи «Ростов – XXI век» была учреждена в 2001 году Фондом развития спорта и физической культуры. Также ФК «Ростов» сотрудничает со знаменитой ростовской школой-интернатом.

    «Амкар». Пермская СДЮШОР была создана 1 января 1976 года на базе группы подготовки при команде мастеров «Звезда». Сейчас это муниципальное спортивно-образовательное учреждение СДЮСШОР по футболу. Один из воспитанников – легенда клуба форвард Константин Парамонов.

    «Москва». Бывшая зиловская школа подготовки резерва перешла под крыло новоиспеченного клуба «Торпедо-ЗиЛ». Сейчас именуется СДЮШОР «Москва». Воспитала нескольких игроков... для других клубов премьер-лиги. Например, братья Алексей и Василий Березуцкие с успехом выступают за ЦСКА.

    «Динамо». СДЮШОР «Динамо» имени Льва Яшина в своем нынешнем виде организована в 1975 году. Руководят школой директор Виктор Царев и заведующий учебной частью Юрий Кузнецов.

    «Торпедо». Футбольная школа молодежи была основана в 1954 году заслуженными тренерами Николаем Никитиным и Виктором Масловым. В новом веке опеку над ней взяло возглавляемое Владимиром Алешиным «лужниковское» «Торпедо».  Директором «ФШМ-Торпедо» является Олег Лапшин.

    «Шинник». В Ярославле функционирует муниципальное образовательное учреждение СДЮШОР «Шинник».

    «Химки». В Подмосковье есть ДЮСШ «Химки», а кроме того – молодежная команда, выступающая в первенстве любительских коллективов. Из этих игроков отбираются футболисты для дубля.

    «Кубань». В Краснодаре функционируют сразу четыре футбольные школы. Это краевая СДЮСШОР № 5 и городская СДЮСШОР № 5, которые являются государственными учреждениями, кроме того, кадры подрастают в клубном интернате, который был воссоздан в прошлом году, и в частном центре подготовки футболистов, открытом недавно.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»