«Фантастическая!» – «Потрясающая!» – «Захватывающая!» – даже самые немногословные и скупые на выражение эмоций гонщики с удовольствием упражняются в лингвистике, подыскивая восторженные эпитеты в отношении трассы Спа-Франкошам. Традиционные предстартовые пресс-релизы команд напоминают канун Нового года – все ждут праздника.
На этот раз ожидание затянулось – последний раз «большой цирк» приезжал на семикилометровое кольцо в Арденнах два года назад. В 2006-м проявлению всеобщей любви помешала чистая прагматика. Из-за сбоев финансирования строители не успели вовремя закончить модернизацию автодрома, местные власти пообещали решить все вопросы, но было уже поздно – президент FIA Макс Мосли недрогнувшей рукой вычеркнул Бельгию из календаря. «Годичный бан» был во многом показательным – функционеры наглядно продемонстрировали, что ни авторитет, ни традиции, ни даже любовь гонщиков не гарантируют «старым трассам» преимуществ перед новыми многомиллионными проектами автодромов, которые ежегодно появляются в странах третьего мира.
Впрочем, Бельгии к таким поворотам событий не привыкать, сезон-2006 – отнюдь не первый случай отсутствия этого Гран-при в календаре «первой формулы». Причем далеко не всегда вина лежала на FIA. Например, в 2003-м «отличилось» бельгийское правительство, которое раньше всех в Европе ввело запрет на рекламу табачных изделий и отказалось сделать исключение даже для Ф1. К гонке «без рекламы» команды, в свою очередь, тоже оказались не готовы...
Пилотам 1970-х пришлось обойтись без «Красной воды» и других поворотов Спа по другой причине: легендарное кольцо находилось на реконструкции, а Гран-при Бельгии проходил на других трассах (в основном на Цольдере). Серьезная модернизация была необходима: длина одного круга, проложенного в Арденнских холмах, до этого равнялась аж 14 километрам! В 1966-м это едва не привело к трагедии. Джекки Стюарт, который тогда проводил свой второй сезон в Ф1, попал в серьезную аварию. Пожарные и медики подъехали к месту происшествия только через полчаса. Жизнь будущего трехкратного чемпиона мира спасли коллеги-пилоты, многие из которых остановились прямо по ходу гонки и стали вызволять Джекки из обломков его БРМ. Кстати, после этого случая Стюарт стал главным борцом за безопасность «королевских автогонок». Интересно, что даже после реконструкции Спа-Франкошам остался самой протяженной трассой чемпионата. Хотя спасатели теперь, конечно, значительно ближе, да и зоны безопасности удовлетворяют современным требованиям.
Особые отношения с бельгийской трассой у Михаэля Шумахера. Именно здесь самый титулованный автогонщик планеты начал свою карьеру в Ф1 ярким выступлением за «Джордан», здесь же ровно через год и уже в цветах «Бенеттона» одержал первую победу. Всего же на счету семикратного чемпиона мира шесть Больших призов Бельгии (это рекорд). Кстати, могло быть и семь, если бы в 1994 году представители FIA, пытаясь обострить борьбу в личном зачете чемпоната, не дисквалифицировали Михаэля, придравшись к незначительному нарушению технического регламента.
В последние два года (2004, 2005) Гран-при Бельгии выигрывал Кими Райкконен на «Макларене». Сейчас финн выступает за «Феррари», но надеется продолжить традицию. Райкконен отсылает скептиков к июльским тестам в Спа, во время которых «алые жеребцы» действительно смотрелись неплохо. Однако контраргументы «Макларена» – особенно после впечатляющего дубля в итальянской Монце – выглядят все-таки более весомо. Пилоты «Феррари» обещают бороться до конца, но если взглянуть на положение в общем зачете, то станет очевидно: скорее всего, Кими Райкконену и Фелипе Массе предстоит бороться только друг с другом. За бронзу.
Кстати
Родригес обкатал «Спайкер»
Испанский пилот серии GP2 Роланд Родригес на тестах в Сильверстоуне впервые сел за руль болида команды «Спайкер». 28-летний гонщик проехал 18 кругов по кольцу длиной 2,6 км в рамках подготовки «оранжевых» к Гран-при Бельгии.
«Хочу поблагодарить «Спайкер» за возможность показать себя в роли тест-пилота. Мы давно уже обсуждали этот заезд, но все никак не было времени опробовать новую машину. Я был поражен производительностью и тормозами болида – это намного мощнее всего, на чем мне приходилось ездить до этого», – рассказал Родригес в интервью Autosport.
Руководитель «конюшни» Колин Коллес похвалил испанца за профессионализм и мастерство, но о дальнейших планах относительно Родригеса распространяться не стал. Сейчас, когда «Спайкер» стал почти наполовину индийской командой, можно ожидать, что новые хозяева будут стараться давать шанс закрепиться в ней своим перспективным гонщикам. Хотя тот же Родригес готов принести «под себя» 15 спонсорских миллионов долларов.
Прямая речь
Льюис Хэмильтон:
«Надо мечтать о Формуле – 1 хотя бы для того, чтобы проехать на этом болиде поворот «Красная вода»! Ты ждешь его каждый круг и постоянно стараешься пройти как можно быстрее. А это требует очень внимательного пилотирования. Организм испытывает здесь серьезные нагрузки, но ты забываешь о них уже после первого круга. Это просто фантастика!»