Мышечная травма, полученная Виктором Файзулиным на тренировке в конце марта, до сих пор не позволяет полузащитнику «Зенита» участвовать в официальных матчах. Более того, Файзулин до сих пор не приступил даже к индивидуальным занятиям. Каковы сроки восстановления футболиста, до травмы игравшего важнейшую роль в средней линии «Зенита»? Справедлива ли победа над «Локомотивом» и можно ли назвать петербургскую команду чемпионом России — на эти и другие вопросы Виктор Файзулин отвечает в эксклюзивном интервью «Спорту».
Наблюдается тенденция к лучшему
— В первую очередь позвольте поинтересоваться вашим самочувствием, Виктор.
— Идет процесс восстановления, наблюдается тенденция к улучшению. Скоро начну бегать.
— Бегать?! То есть вы даже не работаете по индивидуальной программе?
— Пока ничего не делаю. Врачи рекомендуют держать мышцы в покое.
— Позволю себе уточнить: речь идет не только о работе с мячом, а даже о легких пробежках?
— Именно так.
— Каковы же приблизительные сроки восстановления?
— Еще неделю надо подождать, а потом приступлю к работе.
— По индивидуальной программе или в общей группе?
— Как позволят врачи.
— Чем сейчас занимаетесь?
— Хожу на процедуры. А в основном сижу дома.
— Бездействие утомляет? Или с учетом раннего начала сезона пауза пойдет на пользу?
— Первые дни, когда появились выходные, футбол действительно отошел на второй план. Но когда сказали, что выбыл надолго, начал скучать. Хочется вернуться на поле как можно скорее.
— Зато за время вашего вынужденного отсутствия подрастет травка! Будете наконец играть в футбол на хороших полях!
— Честно говоря, сейчас мне все равно. Я бы хотел тренироваться и играть на любых полях. К тому же чемпионат уже близится к завершению. Так и наиграться не успею (улыбается).
Ничья была бы более справедливой
— Смотрели матч с «Локомотивом»? «Зенит» победил справедливо, на ваш взгляд?
— Смотрел. Я бы сказал, что игра была больше ничейная. Просто мы удачно забили гол и хорошо сыграли в обороне.
— Согласны с тем, что ключевым эпизодом этой игры стал незабитый пенальти?
— Скорее всего, соглашусь…
— С чем связан тот факт, что «Зенит» не очень ярко провел первую половину встречи?
— Много причин. «Локомотив» больше давил. Возможно, мы где-то недонастроились. Поле тяжелое. Но вообще издалека сложно судить. Как получилось, так и получилось.
— Согласны с тем, что динамику в игру команды добавил Андрей Аршавин? Именно с его появлением «Зенит» стал действовать более мобильно и агрессивно, не так ли?
— То, что Андрей усилил игру, факт. «Зенит» стал больше времени проводить на половине поля «Локомотива», чем в первом тайме, стали появляться какие-никакие моменты.
— При этом «железнодорожники» реальных угроз у ворот Вячеслава Малафеева не создавали, верно?
— Вполне…
— Не удивило ли вас, что игра получилась не очень открытой, хотя предыдущие матчи в Черкизове складывались результативно: 0:3, 4:2. В чем причина, на ваш взгляд?
— Обе команды неплохо оборонялись, действуя с большой плотностью. А то, что мало создали в атаке, это вина поля. На таких газонах созидать гораздо сложнее, чем разрушать.
— И тем не менее везет сильнейшему, поэтому победу «Зенита» давайте назовем заслуженной. Несправедливых побед не бывает, не так ли?
— (Улыбается.) Мне все-таки кажется, что более справедливой была бы ничья. Но по сути вы правы.
Народ просто не любит футбол
— У нынешнего российского футбола две беды: поля и посещаемость. Вот и в Черкизове на матч лидеров приходит мало болельщиков, а футболисты вновь вынуждены бороться не столько друг с другом, сколько с газоном. Что с этим делать, на ваш взгляд?
— Будь я обычным зрителем, тоже бы не пошел на стадион в мороз и не стал бы смотреть футбол на таких полях. Лучше посидел бы дома и посмотрел игру по телевизору.
— Может быть, дело в том, что нынешняя весна идет в Россию с огромным опозданием?
— Так мы играем в футбол каждой весной! Сейчас ничего не изменилось, просто круги поменяли местами, вот и все.
— Да, но в советские времена открытие сезона в Ленинграде проходило в начале мая, а до этого болельщики «Зенита» в полном комфорте поддерживали свою команду в уютном манеже на проспекте Гагарина! Вот поднимаю старые программки: «Зенит» — «Торпедо», 1 апреля 1984 года, СКК. Листаю дальше: «Зенит» — «Пахтакор», праздник открытия летнего спортивного сезона, 8 мая 1983 года, стадион имени Кирова. И таких примеров более чем достаточно!
— Нет, ну мы же не говорим о союзных временах! Например, в прошлом году мы тоже начинали играть весной. Для всех это было обычно, поэтому о качестве полей никто ничего не говорил. Сейчас же критика больше связана с переходом на новую систему. Понятно, что идут очень важные матчи, что и обуславливает остроту восприятия. Зато летом начнем новый чемпионат на хороших полях.
— Хорошо. А что делать с посещаемостью? Это же ужасно, когда болельщики не идут даже на такие матчи, как «Локомотив» — «Зенит», или игнорируют приезд в Москву Самюэля Это’О! Да и играть, наверное, неинтересно при пустых трибунах, правда?
— При этом мне сложно понять, почему люди не идут на такой стадион, как «Локомотив», где для болельщиков созданы все условия. Наверное, народ просто не любит футбол. Или команда не играет, не знаю. На все есть свои причины.
— Может быть, это связано с отсутствием интриги в нынешнем чемпионате, в котором есть «Зенит» и все остальные?
— Нет, не думаю. Тот же «Локомотив» продолжает бороться за второе место, дающее право попробовать свои силы в Лиге чемпионов. Выиграли бы «железнодорожники» у «Зенита», боролись бы за чемпионство. Так что не в этом дело. Если люди любят футбол, они на него ходят. А если нет…
— Понятно. Можно ли уже сейчас назвать «Зенит» чемпионом России?
— Еще нет. Но все к этому идет. Если не произойдет ничего сверхъестественного, «Зенит» действительно выиграет золото.
— Не в игре ли с ЦСКА вопрос окончательно будет решен?
— И в этой игре в частности. Если выиграем, точно станем чемпионами.
— Какое впечатление в целом оставляет нынешний отрезок чемпионата?
— (После паузы.) Ужасные поля. Потерялись яркие личности, которые из-за качества газонов не показывают хорошей игры.
— Потерялись не только личности, но целые команды: ЦСКА, «Динамо», «Спартак»!
— Да уж…
— На уровне остается только один клуб — петербургский «Зенит».
— На таких полях наш футбол тоже оставляет желать лучшего. Мы играем не ярко, а прагматично, выжимая свои моменты.
— Какая же интрига осталась в нынешнем сезоне? Может быть, Кубок России или борьба за второе место? Чего же ждать в апреле и в мае?
— Ну смотрите, из оставшихся семи команд любая может попасть в еврокубки. Они и будут биться между собой. Плюс «Зенит» не оформил чемпионства, а во второй восьмерке вообще ничего не ясно. Там ведь любая команда еще может оказаться в переходных матчах. Так что еще есть на что посмотреть.