• Получили? Распишитесь!

    23.01.11 00:02

    Получили? Распишитесь! - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Оказывается, 2 декабря 2010 года Россия стала хозяйкой ЧМ-2018 только на словах. Официально этот факт нужно было подтвердить специальной декларацией, которую должны были подписать представители ФИФА, РФС и будущего Организационного комитета мундиаля. Вчера они это и сделали. Свои автографы на историческом документе поставили Йозеф Блаттер, Виталий Мутко, Сергей Фурсенко и Алексей Сорокин.

    Мутко английское слово держит

    Свершилось знаменательное для отечественного спорта событие в центре Петербурга — важных гостей принял «Гранд Отель Европа», где, к слову, часто проходят важные для спорта мероприятия. Ажиотаж чувствовался — в зале почти не было свободных кресел, некоторые репортеры работали стоя. Телеоператоры и вовсе отчаянно пыхтели, пытаясь протиснуть свою аппаратуру сквозь многочисленные телеса.

    Официальная часть началась примерно в 11.40 — президент ФИФА (кстати, согласно министру спорта Виталию Мутко, в этой аббревиатуре ударение нужно делать на первый слог, как и в просторечном слове «фифа», которое, согласно толковому словарю Ожегова, обозначает девушку, обращающую на себя слишком много внимания с помощью экспрессивного поведения и нарядов) немного опоздал. А вот президент РФС Сергей Фурсенко, делающий, как потом выяснилось, ударение на другом слоге в слове «ФИФА», не только не опоздал, но и прибыл гораздо раньше. Он прогуливался по коридору первого этажа гостиницы, раздавая автографы всем желающим. Правда, от интервью воздерживался.

    Сама конференция началась с небольшого вступительного слова генерального директора Заявочного комитета «Россия-2018» Алексея Сорокина. Он сказал пару общих фраз и передал «эстафетную палочку» Йозефу Блаттеру. Тот немного замешкался, но Виталий Мутко на английском сказал главе ФИФА почти шепотом: «Joseph, small comments, please». Корреспонденту «Спорта» удалось расслышать реплику благодаря специальной аппаратуре, выданной всем желающим, которая обеспечивала мгновенный перевод слов Блаттера на русский язык.

    — Это волнующий и важный момент для ФИФА и России, — отметил швейцарец. — Мы собрались сегодня, чтобы поставить свои подписи на декларации о назначении страны — организатора чемпионата мира 2018 года. Я считаю, что выбор в пользу вашей страны был абсолютно правильным. И теперь РФС берет на себя ответственность за проведение первенства планеты. Насколько я понимаю, очень скоро будет создан Оргкомитет мундиаля, в который войдут не только люди из мира спорта, но и представители правительства.

     

    Я повторяю и буду повторять: футбол не просто игра, это увлечение, объединяющее многих людей. Для нас очень важно, что Россия — страна многонациональная, чемпионат мира будет способствовать сплочению государства, его народностей. Вчера довелось встретиться с премьер-министром Российской Федерации Владимиром Путиным, и он согласился с моим тезисом о том, что в футболе не существует границ. Именно поэтому мы хотим проводить мундиали там, где они еще не проводились.

    Еще раз хочу поздравить всех граждан России со знаменательным событием. Вы получили право организовать чемпионат, на вас лежит огромная ответ­ственность — необходимо принять крупнейшее спортивное событие на высоком уровне. И, я уверен, у вас это получится.

    Алексей Сорокин улыбнулся президенту ФИФА и произнес только два слова: «Мерси боку». Видимо, отечественные чиновники так обрадовались получению чемпионата, что решили учить не только английский, но и другие европейские языки.

    Эту мысль развил Виталий Мутко:

    — Когда меня спрашивают, насколько хорошо я хочу выучить английский, то я отвечаю: хочу говорить как мой друг Джек Томпсон (вице-президент ФИФА. — «Спорт»). На что, правда, всегда получаю ответ: не надо, мол, говорить, как говорит Томпсон, а то ничего непонятно (улыбается). Он ведь так «шпарит», что будь здоров! А если без шуток, что я могу сказать? Буду стараться, учить. Дал слово — надо держать. Тем более что сейчас «запустили» стратегию, согласно которой чиновники должны к 2020 году выучить английский не хуже, чем русский. Это не значит, что я доработаю в правительстве до этого срока, но все же… В России помимо чемпионата мира по футболу пройдет еще множество крупных соревнований, так что спортивные чиновники должны овладеть иностранными языками как можно быстрее!

    Грузовики с Кавказа

    После вступительных речей Блаттера и Мутко (министр спорта в своем выступлении несколько раз поблагодарил ФИФА за высокое доверие и заверил президента организации, что Россия сделает все по высшему разряду) две девушки в белых блузках принесли несколько папок для официального подписания декларации. Блаттер, Мутко, Фурсенко и Сорокин поставили подписи, после чего пожали друг другу руки.

    Мероприятие перешло в формат пресс-конференции.

    — Прописаны ли в декларации сроки строительства спортивных объектов? — спросили у министра спорта России.

    — В декларации сроки не указаны. Это некий юридический акт. Но скоро сроки будут утверждены. Не забывайте, что в соответствии с подготовкой к чемпионату мира в 2017 году Россия должна провести Кубок конфедераций — к этому сроку все объекты должны быть сданы.

    — Почему кавказские города не получили права на проведение чемпионата мира? Сейчас из этого региона в сторону Москвы или Швейцарии готовы отправиться КамАЗы, груженные футбольными мячами, на которых стоят подписи жителей кавказских республик, мечтающих о том, чтобы Кубок мира добрался и до их краев! — сообщил журналист из Дагестана.

    — Господа, направьте свою энергию в мирное русло! Все хотят проводить у себя ЧМ — и что нам с этим делать? Вон из Калужской области нас завалили письмами… Мы не можем сделать так, чтобы турнир проходил везде. Приходится делать выбор. На мой взгляд, болельщики в нашей стране тоже должны быть профессионалами! Россия — большая, чемпионат хотят увидеть вживую и жители Владивостока, и жители Читы, и жители Красноярска. Но… Обещаю, мы будем развивать футбол не только в тех городах, где пройдет мундиаль.

    Журналист из Дагестана пообещал, что грузовики с мячами отправят в детские дома.

    — Можно я тоже добавлю? — вмешался директор российской заявки Алексей Сорокин. — Не нужно думать, что проведение матчей чемпионата мира — это какая-то премия. Все города, указанные в Заявочной книге как место организации будущего чемпионата, проделали большую работу еще до того, как стало известно, какой стране достанется турнир. И мы не можем теперь лишить их этого права — оно полностью заслужено.

    — Какая роль отводится Петербургу в проведении чемпионата мира? — спросили Мутко.

    — Роль Северной столицы — одна из серьезнейших. Петербург — европейский город, здесь, в общем-то, все уже готово к принятию турнира. Осталось достроить стадион. Думаю, в городе на Неве пройдет предварительная жеребьевка (видимо, имеется в виду жеребьевка отборочного турнира. — «Спорт»), также состоятся матчи группового этапа финального турнира, одна из полуфинальных встреч. Видимо, в Петербурге разместятся четыре-пять сборных, которые выберут этот город и его окрестности в качестве своей базы для тренировок и жилья.

    Были вопросы, и не касающиеся чемпионата мира. В частности, у министра спорта поинтересовались, почему на отечественных телеканалах мало спорта.

    — Согласен, даже по телеканалу «Россия 2» стали показывать меньше соревнований, — сказал он. — Да и название они подобрали какое-то странное вместо «Спорта». Со спортом-то оно как-то не вяжется. Знаете, мы стараемся работать над этим, стараемся, чтобы по ТВ показывали больше состязаний, больше различных видов спорта. Но дело в том, что сегодня телевидение — бизнес, и государству не всегда удается вмешиваться в него так, как нам бы хотелось. К тому же нередко спортивные федерации или организаторы соревнований сами не хотят, чтобы их транслировали по общедоступным каналам, продавая права кабельным компаниям. Так, например, случилось совсем недавно с первенством мира по художест­венной гимнастике… Вообще, считаю, это не дело, когда, например, Александр Зубков и Алексей Воевода становятся чемпионами мира по бобслею, а это никто не показывает. Раньше не Первом канале была пятиминутка спорта, а теперь диктор объявляет: «Сейчас вы увидите боевик под названием “Тумба-Юмба в гостях у Дяди Федора».

    Сергей Фурсенко добавил про футбол:

    — Наши клубы сами распоряжаются, кому продавать трансляции. И это правильно — телевидение должно быть одним из основных источников дохода для профессиональных футбольных команд. Это правило, которое диктует нам время.

    Президент РФС также сказал, что переход на систему «осень — весна» в России — вопрос решенный и обсуждению не подлежит, несмотря на то что в Европе раздаются голоса, что чемпионаты следует перевести на систему «весна — осень». Это только разговоры, по мнению Сергея Фурсенко.

    Вместо послесловия

    Встреча в «Европе» длилась в общей сложности около часа. После того как был задан последний вопрос, четверо главных героев дня синхронно встали с мест и покинули конференц-зал.

    Впечатление осталось какое-то двоякое. С одной стороны, отличная организация с кульминационным, торжественным, словно поставленным режиссером (правда, который не учел мини-наладок из-за live-режима) моментом подписания декларации, после которого ощущение ЧМ уже как будто бы стало витать в воздухе. С другой — какие-то не всегда убедительные, часто путаные разглагольствования Блаттера, Мутко, Фурсенко… В итоге многие насущные вопросы так и остались без ответов: к чему приведет переход на систему «осень — весна»? Будут ли российским зрителям показывать отечественный футбол? Когда построят давно обещанные стадионы? Введут ли телеповторы?

    Риторическим не выглядит только тот факт, что Россия получила право провести чемпионат мира 2018 года.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»