• Поклонники свободы

    Россия — Аргентина — 2:3

    13.08.09 17:00

    Поклонники свободы - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Чисто внешнее кажущееся противоречие, сопровождавшее подготовку к любопытнейшему матчу, состояло в том, что фаворитом считалась сборная Аргентины. Магия имени, что тут поделать. Факты же говорили ровно обратное: Россия прогрессирует (шестое место в рейтинге ФИФА), Аргентина плавно идет вниз (восьмая позиция, при том что год назад южноамериканцы возглавляли этот пусть условный, но все-таки вполне показательный список).

    Но ни имена, ни рейтинги в футбол не играют. В него играют люди.

    Свое поле

    Фланговая игра

    Уровень проверяющих сомнений не вызывал. Даже несмотря на то, что большинство аргентинских футболистов, выступающих в Европе, еще не начинали официальный сезон в своих клубах. Как Аршавин и Павлюченко у нас. Основательность и качество игры соперников тем не менее даже не обсуждались: ясно было, что Аргентина — всегда Аргентина, и перед выездным Уэльсом и особенно перед домашним матчем с Германией лучшего «контролера» не выбрать.

    Едва ли не главным вопросом, связанным с российской командой перед матчем, был, наверное, следующий: как в отсутствие Жиркова и Быстрова, набравшего в последнее время отменную форму, сборная собирается строить фланговую игру. Вариантов, как выяснилось, было несколько. Первый связан с регулярными подключениями в атаку Анюкова и Янбаева. На правом фланге дело в этом плане шло веселее, нежели на левом, но и на том, и на другом ничего серьезного, кроме двух передач Анюкова, не получалось. Второй предполагал фланговые включения Семшова, Зырянова, Аршавина, а иногда — в первом тайме, до замены, и Кержакова. С этим было поинтереснее. Во всяком случае вышеупомянутой группе атаки удавалось запутывать соперника и выводить друг друга на позиции, пригодные либо для прямой атаки на ворота, либо для развития, которое могло бы привести к такой атаке. Семшовский гол — из этого ряда. Третий вариант, напрямую вроде бы с фланговой игрой не связанный, предполагал заметное усиление игры в центре поля — за счет большого количества коротких и средних передач, готовивших прорыв в центральной зоне. Но в этом случае центральные защитники и центральные полузащитники уверенно создавали плотность в обороне и не позволяли вырываться за свои спины.

    Возможно, при таком составе и при таком построении требовалась большая активность со стороны крайних защитников (Янбаев, к слову, во втором тайме активизировался, но без требуемой от футболиста его позиции остроты). Ясно, однако, что с Жирковым и Быстровым игра на флангах выглядела бы иначе, была бы более акцентированной на скоростные прорывы и последующие нацеленные передачи.

     

    «Опорный треугольник»

    Коллективными методами отбора мяча, групповым и индивидуальным прессингом российские футболисты пользовались на протяжении всего матча постоянно. Иногда фрагментами, иногда длительное время. Накрывать аргентинцев, стремящихся как можно больше контролировать мяч, удавалось в зонах, из которых могли возникать атаки. При обороне глубоко не отходили только Кержаков и Аршавин, но всячески мешали соперникам обрабатывать мяч и заставляли их принимать решения в считаные секунды. Наверное, нет еще необходимого взаимодействия между центральными защитниками и «опорным треугольником», сосредотачивающимся при оборонительных действиях в середине поля (Зырянов — Денисов — Семак) — отсюда и постоянные угрозы российским воротам из центральной зоны обороны. Где, однако, как не в матчах такого уровня и накала, совершенно не напоминающих так называемые товарищеские, проверять уровень такого взаимодействия и делать после этой проверки необходимые выводы.

    При атаке происходила заметная трансформация в построениях. Под Кержаковым (не суть важно, в каких зонах) оказывались сразу четверо: Аршавин, Зырянов, Семак и Семшов, которым не всегда хватало поддержки от Анюкова и (или) Янбаева.

    Оказавшись в роли проигрывающей стороны, причем со счетом, не самым для домашнего матча приличным, российская сборная попыталась развернуть ход встречи в свою пользу, но сумела создать лишь несколько полумоментов. В ответ же раз за разом получала резкие выпады, некоторые из которых вполне могли завершиться четвертым голом.

    С индивидуальными проходами ничего не получалось. Цепкость аргентинцев — что основных игроков, что резервистов — общеизвестна. Попытки поразить ворота издали (Павлюченко, Колодин) не удавались. Посланные российскими игроками мячи летели значительно выше ворот. Не удалось и контролировать игру в заключительные минуты встречи, когда проигрывающая сторона устраивает обычно нечто, похожее на штурм.

    Выездная модель

    Мотивация и перестройка

    Вальяжный, весь из себя великий и недоступный Диего Армандо Марадона наговорил перед матчем столько всего разного, что его снобистское отношение к спаррингу не могло не отразиться на уровне мотивации сборной Аргентины. «Заморское турне нам ни к чему, мы делаем вам одолжение», — всем своим видом говорила гостевая делегация, причем этот явно читаемый настрой сохранился вплоть до середины первого тайма. Мотивация сборной Аргентины не просматривалась ровно до того момента, пока не стало ясно, что на голом классе сборную России, пожалуй, не возьмешь.

    А минуты, наверное, с 25-й Аргентина взялась за дело всерьез — в том смысле, что команда перестала представлять собой вереницу не связанных друг с другом звезд. На поле появился коллектив. Причем, на мой взгляд, истоки этого коллективизма следует искать где-то в районе левого фланга — там, где сначала у Аргентины было особенно горячо и тонко. Где наошибался опытный Хайнце, которого не страховал Отаменди, куда не успевал (или просто не считал нужным?) оттягиваться Гутьеррес, и откуда Россия забила свой очень неплохо организованный гол. Так вот именно Хайнце с Гутьерресом (при очень квалифицированной поддержке опорной зоны в лице Маскерано и Милито) превратили свой фланг в грозное оружие. Неспроста именно здесь в начале второго тайма вызрели две подряд результативные комбинации гостей.

    Скорее всего, это просто совпадение, но, стоит признать, из числа редчайших. Замены, произведенные Марадоной после перерыва, принесли немедленный результат: и Лопес, и Датоло провели на поле по минуте и забили два мяча, предопределивших исход матча, с первых же своих касаний. Но оставим подобного рода исследования статистикам и попробуем разобраться, в чем выразилось преимущество сборной Аргентины, отмеченное в концовке первого тайма и в дебюте второго. Назвать его явным язык не поворачивается, однако факты говорят сами за себя: три разностилевых гола просто так, из ничего, в современном футболе не рождаются.

    Откуда растут голы?

    Все три мяча аргентинцев имеют общий знаменатель: в каждом из эпизодов они не встречали плотного сопротивления в решающий момент атаки. Игроки сборной России слишком многое им позволяли, а особенности южноамериканской школы таковы, что многого людям не нужно: дай полметра преимущества на дистанции, полквадрата для замаха-удара — и иди вынимай. Если первый гол, исполненный Агуэро, в этом отношении не очень показателен (все-таки решился он на удар с относительно дальней дистанции, да еще и после неудачного выноса россиянами мяча из штрафной), то второй и третий — более чем.

    Разбор действий футболистов сборной России читатель может найти рядом, а у Аргентины все вышло как по писаному. Предоставленными преференциями они воспользовались в полной мере. Стоило группе атаки (Гутьеррес, Болатти, Баталья, Родригес, Датоло, Агуэро, Лавесси — в разных, разумеется, сочетаниях) почувствовать минимальную степень свободы в отдельно взятом игровом эпизоде, как Аргентина сразу делала «стойку». Притом, что россиянам ответных подарков никто делать не собирался: свои голы команда Гуса Хиддинка собрала в процессе тяжелой и неблагодарной работы, воспользовавшись промахами соперника, явными (в первом случае) и не очень («стандарт», пусть даже в опасной зоне, — лотерея с небольшими шансами на успех).

    Резюмируя общее впечатление от содержания игры сборной Аргентины, заметил бы, что грозный (как минимум в привычном понимании) соперник не произвел впечатления команды, которую нельзя обыграть. Потенциал у команды Марадоны гигантский, это очевидно (а каким еще может быть потенциал команды, составленной из футболистов такого уровня?), но и недоработок, чисто футбольных недомолвок хоть отбавляй. О квалификации Марадоны как тренера судить невозможно — его и на родине-то пока не раскусили. Замены, произведенные Диего Армандо, игры не усилили (давайте все-таки говорить об авторстве голов второго тайма как о приятных для тренера совпадениях), и все, что изменилось в содержании матча, произошло по воле его непосредственных участников.

    Ясно только одно: тот, кто даст этой команде шанс играть в открытый футбол, будет раздавлен, смят и стерт с лица земли.

    Россия — Аргентина — 2:3

    • Голы: Семшов, 18 (1:0); Агуэро, 45 (1:1); Лопес, 46 (1:2); Датоло, 59 (1:3); Павлюченко, 78 (2:3).

    • Предупреждение: Гутьеррес, 85.

    • Судьи: Де Блекере, Херманс, Хьюинс (все — Бельгия). 

    5 августа. Москва. Стадион «Локомотив». 28 800 зрителей.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»