В самом начале года неистовый Алекс Фергюсон, никогда не стеснявшийся выражать свои мысли в самой прямолинейной форме, назвал атмосферу, царящую на «Олд Траффорд», более подходящей для похорон, чем для футбольного матча. По его словам, поведение болельщиков наводило на мысль о том, что у них все еще продолжается новогоднее похмелье. С одной стороны — далеко не в первый раз — сотрудник «Манчестер Юнайтед» позволяет себе критиковать собственных болельщиков. Рой Кин, ныне возглавляющий «Сандерленд», в бытность свою капитаном «красных дьяволов» делал это регулярно.
Рабочее прошлое
Можно назвать все это блажью старого дедушки, соскучившегося по молодости, беснующимся террасам и прочим атрибутам старого английского футбола, которые руководители премьер-лиги всячески душили на протяжении добрых лет 20.
Но давайте попробуем взглянуть на ситуацию внимательнее. Да, выбранный путь сделал английскую премьер-лигу самым лакомым зрелищем в мире. Клубы получают рекордные отчисления от телетрансляций, строят суперсовременные стадионы, покупают звезд со всего мира. Туповатый и прямолинейный британский футбол, развлечение рабочего класса, ценившего коллективизм, характер и соревновательный дух гораздо выше, чем технику и изящество, ушел в прошлое. Ныне премьер-лигу чаще всего называют «гламурной».
Вместе с тем футболом в прошлое ушли болельщики, словно викинги Темных веков, наводившие ужас на всю Европу. Ушли и президенты и администраторы клубов, которые становились ими из любви к футболу, а зачастую — к конкретному клубу. Нынешнее поколение футбольных администраторов уже не удовлетворяется куском хлеба, который можно получить от болельщиков из широких масс, предпочитая намазать на этот хлеб кусок масла, урвать который можно, приглашая на трибуны куда более состоятельных зрителей.
А раз так — мы получаем то, что есть. Фанатские «стоячие» сектора, на которых некогда было яблоку некуда упасть, уже в прошлом. Каждый приходящий на стадион получает удобное кресло и сервис, мало чего оставляющий желать. Чтобы ощутить себя сидящим перед огромным телеэкраном, не хватает разве что домашних тапочек. Дух неистовой поддержки своей команды улетучивается, словно призрак отца Гамлета на рассвете.
Можно, конечно, обвинить во всем пресловутых «менеджеров», которые вытесняют «настоящих болельщиков», но проблема в том, что клубы рады этому и делают все для своих новых болельщиков.
Гламурное настоящее
На стадионах все больше внимания уделяют комфорту тех, кто готов за этот комфорт платить. Футбол перестает быть зрелищем для народа, дрейфуя в сторону элитарного развлечения. Клубы получают деньги в обмен на фанатов. Казалось бы — ну и бог с ними: буйными, крикливыми, склонными к дебошам. Но вместе с фанатами стадионы лишаются самого ценного, того, что делает английский футбол особенным — атмосферы. Чтобы понять, чем это кончится, достаточно взглянуть на цифры: средний возраст болельщиков, приходящих на стадионы Англии, сегодня равен 43 годам, и лишь девять процентов моложе 24 лет. Долгосрочные перспективы в подобном свете выглядят весьма безрадостно.
Кроме того, утверждения о том, что английские клубы богатеют, тоже стоит принимать на веру осторожно. Главным образом, богаче становятся и без того небедные: клубы «большой четверки» в полном порядке, а вот остальные отмечают, что год от года посещаемость падает.
Прежде всего потому, что с каждым годом возможность увидеть футбол живьем становится все дороже. Даже болельщики «Манчестер Юнайтед» жалуются на дороговизну билетов, а ведь МЮ может позволить себе «демпинговать», оставаясь одним из самых доступных клубов — в конце концов, у него есть огромный стадион, а, кроме того — это единственная команда, которая за всю историю премьер-лиги ни разу не опускалась ниже третьего места!
В этом сезоне «Астон Вилла» приняла решение о ликвидации «фанатских секторов» за воротами. Понятно, что подобное решение не будет способствовать возрастанию количества активных болельщиков. А самое циничное — то, что все это было названо большим успехом на пути к улучшению атмосферы.
Единственным реальным способом вернуть дух и атмосферу соревнования остается возвращение стоячих террас. Хотя бы потому, что очень сложно дей-ствительно эмоционально поддерживать команду, развалясь в кресле. Это не призыв «вернуться в каменный век». Это не означает также, что нужно устранить все, что было достигнуто на пути к повышению безопасности.
Возьмите в качестве примера немецкую бундеслигу. Руководство национальной федерации обязывает (!) клубы иметь «стоячие» секторы, вместимостью не менее десяти процентов от общей. Самые богатые клубы обзавелись съемными сиденьями, которые устанавливаются только перед матчами еврокубков. Все это отнюдь не делает поход на стадион в Германии опасным. Зато точно известно, что именно бундеслига уверенно лидирует среди всех европейских чемпионатов по посещаемости.