• Подбор. Так звучит имя союзника сборной России в матче с Хорватией

    «Спорт День за Днем» пережил жаркое утро и мокрый вечер в Адлере накануне четвертьфинала ЧМ-2018

    06.07.18 20:29

    Подбор. Так звучит имя союзника сборной России в матче с Хорватией - фото

    Фото: EPA/Vostock-photo

    Автор:

    Предчувствия — вещь, которую нельзя потрогать. В горячей сочинской водяной бане, когда даже после захода солнца хватаешь ртом воздух, как выловленный из местного пруда сазан, они и вовсе растворяются без остатка. После победы над Испанией сборную России ждет совсем другой соперник. Четвертьфинала недостаточно ни одним, ни другим. Если решимости команде Станислава Черчесова по-прежнему не занимать — главный тренер и на занятие на солнцепеке вышел в спортивной куртке с длинными рукавами, — то тактически к Хорватии следует готовиться совершенно иначе.

    Дзагоев в роли ужа?

    Юрий Жирков и Алан Дзагоев оказались на тренировочном поле вместе со всеми с первых минут. К услугам первого прибегнуть все же не выйдет — как и говорил Черчесов, не раньше финала или матча за третье место, если таковой случится. После всего, что случилось, можно и помечтать: никто ведь не думал, что и Дзагоеву после травмы в стартовой игре с Саудовской Аравией выпадет шанс сыграть на чемпионате мира. Отец Алана еще перед Испанией обещал его выход на поле — «туман» сработал, армеец так и не появился. Возможно, к лучшему — верить в его окончательное выздоровление, позволяющее сыграть 90 минут, пока не получается.

    Тем не менее, Дзагоев все еще может стать тем оружием, которым Россия на чемпионате еще сполна не воспользовалось. В его способность ввинтиться ужом в затухающую игру (что-то такое мы видели в дополнительное время встречи Хорватия — Дания) все еще верят и тренеры, и партнеры, и соперники: не зря хорватские журналисты спросили Черчесова о состоянии Алана. Ответы главного на предматчевых выступлениях практически всегда нейтральны, если не считать шуток. Но тот, что получили коллеги, совершенно прозрачен: любой выход на поле для Алана — как ставка в казино. Черчесов напомнил, что до вылета в Сочи Дзагоев тренировался отдельно.

    Между тем, вопросы о Дзагоеве задаются не просто так. Хорваты знают свои слабые стороны. К первым относятся физические кондиции — уповать на второе подряд дополнительное время команде Златко Далича нежелательно. И так еле дышали перед послематчевыми пенальти с датчанами, так как целенаправленной подготовки с «пиками» и «суперкомпенсациями» у балканцев не было. Хорватам оказался не нужен даже тренажерный зал на базе в Рощино, покинутой неделю назад.

    Новая роль Кудряшова

    Лука Модрич. Как быть полезным для Роналду и вредным для Месси

     

    Второй момент — хорваты не очень дружат с подборами у своей штрафной. Дания за счет агрессивного воздушного налета забила им первый мяч и несколько раз выходила на прямой удар по ходу встречи. За опорную зону у Хорватии отвечал сначала Брозович, позволяя Ракитичу идти диспетчерствовать повыше. Уникальная способность Ивана одним движением и на нужной скорости отправлять мяч во фланги перестала быть востребованной, как только перестал регулярно подключаться справа Врсалько. Стринич слева больше тормозил игру (логично, что вместо него вышел Пиварич), к тому же обоим крайним защитникам пришлось много тратить для того чтобы подстроиться под Модрича. Лидеру хорватов приходилось непросто — датчане выталкивали его на свою половину, не давая принимать мяч в опасных зонах. Флегматизм и последовательность сборной Оге Харейде вынудили в итоге Далича уводить Ракитича в глубину, выпуская на поле Ковачича. Одно оставалось неизменным: подбор у своей штрафной хорваты проигрывали через раз, хоть стопперы Вида и Ловрен брали воздух регулярно.

    В связи с этим готовность сборной России вернуться к взрывам прессинга крайне важна. Действовать в такой манере весь матч не слишком предусмотрительно, у соперника полно людей, способных начинать атаку длинным пасом. Так, собственно, и разбили Аргентину. Но точечно бить Хорватию по зоне отсутствующего, по сути, опорника с помощью мобильной полузащиты — вполне уместно. Отказываться в этой ситуации от Кузяева и возвращать Газинского, возможно, не имеет смысла, но, как говорит Черчесов, требуется консилиум и с тренерским, и с медицинским штабом. Как для разработки полупрессинга. 

    Хуже дело обстоит с левым флангом, где точно не будет Жиркова. Кудряшов отлично справился с ролью третьего центрального с Испанией, но при возвращении к четырем защитникам ему необходимо иметь в виду то Ребича, то Перишича (они меняются так часто, словно Далич сидит на скамейке с джойстиком), то Врсалько, который не только грузит с фланга, но еще и имеет привычку срезать с мячом прямо в штрафную. Не чересчур ли большая нагрузка? Меры по нейтрализации соперника у своей штрафной должны быть слишком масштабными, приносить в жертву осторожность нельзя. При том же прессинге и переходе в атаку. Кудряшов не слишком здорово смотрелся слева в матче с Австрией 30 мая. Правда, это было давно и в другом измерении.

    Цейтнот для Перишича

    Единственный гол — Смолова. Как Россия играла с Хорватией

    Кстати, если свой подбор хорваты проигрывают, то за чужой борются, как тигровые акулы за кусок протухшей говядины. Ребич для этого — идеальный персонаж. Нападающий «Айнтрахта», который три года назад впервые громко назвал свое имя на молодежном чемпионате мира, провел мощный сезон, двумя голами в финале «Баварии» принес Франкфурту кубок Германии. С точки зрения динамики он выглядит даже лучше Перишича, техника которого (причем, обеих ног) более надежна, но в матче с Данией оказалось, что создать игроку «Интера» цейтнот вполне реально. Как бы там ни было, центральным защитникам сборной России придется много прыгать и переключать внимание. Для всех «бесформенных» передач из глубины у Хорватии есть Манджукич — с таким «якорем» стабильная доставка мяча к границам штрафной Акинфеева обеспечена. Такую же роль у ворот Субашича придется сыграть Дзюбе. Кто кого?

    Ни одна из команд изначально не может похвастаться идеальным балансом и обе вынуждены играть на качествах, которые сразу определили для себя сильнейшими. Так что матч ожидается лоскутным и нервным. По рельсам сложно ехать как тем, так и другим. Решаться все будет в эпизодах, определять победителя — эффективность в моменты игрового перевеса. Наверное, поэтому Златко Далич и был так неконкретен во время своего выступления:

    — Мне сложно предсказать план России на игру, я знаю только то, что готовим мы. Нам следует сыграть плотно, обороняться по всей ширине поля при атаках соперника. Россия сыграет так, как мы это ей позволим.

    Размыто, но в целом верно. На самом деле, все соперники хорватов на данный момент играли именно так, как позволяли подопечные Далича. Быть может, датчане могли взять чуть больше, но в силу своей скромности и отсутствия зрелых забивных форвардов дотянули до серии пенальти. Это — не лотерея, и никогда таковой не была. Но концентрацию Хорватия сохранила лучше. Уже который раз.

    Обеим команды по ходу матча, возможно, часто придется менять планы. Как и до него: вечернее занятие Хорватия перенесла на поле рядом с «Фиштом». Тучи, ходившие над Адлером все три последних дня ради эффекта финской парной, наконец-то расплакались: воды вышло на недельный запас. Поля хорватов ушли под воду, старый Адлер тоже. Но переживать о переносе матче нет смысла: району Олимпийского парка досталось меньше. От первого шанса России выйти в полуфинал впервые за полвека отвертеться невозможно.

    Адлер


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»