Выиграв на выезде у солигорского «Шахтера», «Слуцк» возглавил таблицу чемпионата Беларуси. Наверное, самый знаменитый на данный момент клуб мира там и должен находиться. Для нас он сейчас – «Ливерпуль», «Бавария», «Ювентус», «Барселона» и «Зенит» в одном лице.
Но и успешность, и популярность «Слуцка» – сюрреалистичны. Потому что хуже времени в 22-летней истории клуба не было со времен его основания. Команду больше не спонсирует сахарный завод, важность роли которого можно осознать лишь по тому, с любителей клуб стал продираться наверх под названием ФК «Слуцксахар». Уже есть задержки с выплатой премий, которых набежало немало – за пять туров игроки добыли три победы, в том числе две гостевые.
– К данному моменту живем уже с долгами, но делается все, чтобы футболисты не ощущали это на себе, – говорит председатель «Слуцка» Виталий Бунос – Поиск партнеров идет постоянно, откликаются более мелкие. Продолжаем ездить по госструктурам, потому что бюджет нужно собрать существенный, а без них будет тяжело. Оснований для уменьшения зарплат игроков нет – чемпионат ведь не приостановлен. Моя задача – находить финансирование. Если бы мы изыскали только 80 процентов бюджета, тогда можно еще объяснить: «Ребята, давайте на какое-то время немного ужмемся»…
Сокращать практически нечего. Общий оклад основного состава равен примерно 25 тысячам долларов (примерно 1,8 млн. рублей – «Спорт День за Днем»). Если верить transfermarkt.de, за всю историю «Слуцк» продал всего одного игрока – в 2014-м украинец Андрей Яковлев ушел в БАТЭ. Напротив всех прочих стоит противное слово «аблезефрай»*. Нельзя сказать, что «Слуцк» своим примером отражает всю жизнь белорусских клубов. Его брат по несчастью – «Городея», на которую тоже не нашел средств локальный сахарный завод. Но вся шаткость гарантии существования – именно в этих примерах. Хотя игроки «Городеи» тоже умеют «выбивать» премии – в последних турах они сделали двух фаворитов: минское «Динамо» и «Энергетик-БГУ».
*ablösefrei – свободный трансфер по-немецки
Изменить все кардинально – сложно, даже если ты очень прогрессивный менеджер. Бунос не стесняется называть ситуацию плачевной – отказ от сотрудничества со стороны главного спонсора в стране, где никто и не скрывает, что футбол в Белоруссии – не бизнес, а социальный проект, означает эффект не многим лучший, чем падение кирпича на голову. При том, что Слуцк – лояльный к футболу город, способный заполнять маленький стадион в городском парке – рассчитывать на человеческое неравнодушие, как это сделал «Локомотив» из Лейпцига, смысла нет. Сравнивать индустрии развлечений в Германии и Белоруссии – все равно что возмущаться, почему на Таймыре не научились выращивать ананасы. «Слуцку» в любом случае придется просить себя поддержать. Возможно, за пределами города.
– Привлечь спонсора – непросто. При этом и в Москве наверняка есть потенциальные меценаты, и за рубежом найдутся выходцы из нашего города, для которых эти средства окажутся ничтожными, а для нас – очень важными. Если человек – футбольный болельщик, вполне мог бы заинтересоваться, узнай он о «Слуцке» побольше. В нашей детско-юношеской школе занимается футболом 250 ребят, 12 групп. В чемпионате Беларуси и Минской области от нас принимает участие сразу 8 команд. Около 30 ребят из региона ходят в Слуцке в школу, живут в общежитии. И все это нам очень не хотелось бы потерять. Плюс база, за которой нужно ухаживать, и пока мы приостановили работы по расширению. Плохо еще, что все это случилось, когда остановлен практически весь бизнес, – говорит Виталий Бунос.
Да, плоховато. Но, возможно, «Слуцку» все же больше везет, чем нет. Вот одно из доказательств.
При счете 0:0 в Солигорске полузащитник Козлов исполняет штрафной, явно собираясь подать во вратарскую под набегающих партнеров. Никто не дотягивается, но мяч запрыгивает в сетку. До этого «Шахтер», куда более цельный и успешный, всаживает мяч в перекладину. Перед свистком на перерыв нигериец Умар тащит мяч куда-то вбок, но сам Александр Гутор поздно реагирует на удар под острым углом, при котором нападающему приходится ковырять из-под себя. Команды снова выходят на поле, и 37-летний вратарь «Слуцка» Борис Панкратов, не покидавший с начала карьеры белорусский чемпионат, тащит пенальти. У него всегда чуть снисходительное выражение лица. Оказывается, чтобы носить такое, необязательно быть Буффоном.
«Слуцку» просто прет? Команда делает все, чтобы при максимально использованном ресурсе ей улыбалась удача. Тренер украинского происхождения Виталий Павлов сделал конструкцию, чем-то напоминающую «Днепр» с Джабой Канкавой в центре полузащиты – тот самый, что пролез в финал Лиги Европы в 2015-м. Главное, как «Днепр» не закончить, но это – пессимистичный план. Пока жизнь «Слуцка» и впрямь похожа на чудо – он удержался на первом месте даже после того, как сыграли конкуренты, и в Витебске проиграл чемпион – «Динамо» (Брест).
Все это время «Слуцк» при комплектовании состава мог до определенной меры рассчитывать на качество, правда, за своеобразную цену. Вместо того, чтобы вслепую искать тех, кто разбавит примерно одинаковый уровень местных и разнообразит тактические возможности, клуб работает с агентом Дмитрием Селюком. Обычно его легионеры приезжают осенью на просмотр, причем сам Селюк оплачивает им проезд. Их просматривают месяца два, наблюдая за адаптацией, и оставляют в итоге тех, кто устраивает тренера. Нынешнюю более чем мягкую зиму пережили четверо: защитник Сулейман Коанда, полузащитник Драман Салу, нападающий Абдул Гафар из Буркина-Фасо и Умар Бала из Нигерии. Их расчет – за счет «Слуцка» попасть в поле зрения. И уйти, оставив след, разве что, на доске почета. Нельзя ведь продать то, что ты не покупал. Только если не поступило предложение о трансфере при контракте, подписанном на один год. Каждый сезон «Слуцк» покидает до десяти человек. Этой тропой Якуба Бамба оказался в «Оренбурге», Секу Думбия – в «Тамбове», а Сенин Себаи в «Балтике».
Адаптируются иноземцы по-разному, но в целом без проколов. Помогает то, что они приезжают не поодиночке. Не выдержал только мексиканец весьма приличного уровня – зима была холодная, белорусская пастораль парню из большого города не зашла. Уехал через два дня.
Привычка «Слуцка» бесконечно терять переносится и на своих. Нападающий Евгений Шикавка – первый игрок в истории клуба, который попал в сборную Белоруссии. Плата за гордость оказалась элементарно простой – скоро он оказался в минском «Динамо».
В «Слуцке» – сразу четверо россиян, правда, лишь один из них не имеет отношения к Северной Осетии – бывший форвард «Балтики» Артем Сердюк, чем-то копирующий функционал своего тезки Дзюбы. В новом сезоне из тройки Сослан Такулов, Алан Короев, Марат Бураев выделяется последний – умением таскать мяч до потери сознания, собственного и соперника. Небольшой рост и не всегда координированная энергия (всегда есть еще что-то) привели к провалу Бураева на тестах в другом белорусском клубе – «Неман», но «Слуцк» уже считает всех россиян своим активом.
– Они превосходные по характеру, – говорит Бунос – Ответственные, идеально вписываются в наш коллектив, где, к слову, вообще нет лишних людей.
Когда люди по всему миру стали сходить с ума на карантине, «Слуцку» повезло еще кое в чем. Его название показалось смешным в англоязычных странах – посыпались мемы с клятвами болеть за ребят до последнего вздоха. Хотя Бунос считает, что вовсе не неприличное слово slut стало главной причиной всемирной любви к клубу.
– «Смешное» название выскочило в интернете у двух-трех человек, не более того. Потом уже стали связывать все только лишь с этим. Но почти у всех клубов высшей лиги появились свои болельщики, у нас их разве что чуть-чуть больше. Никто из них об этом уже не вспоминает. А буквы в названии убирали смеха ради может вовсе даже и не болельщики.
Поклонники «андеграунда» по всему миру, безусловно, есть – просто они прячутся в чулане, завешанном сине-бело-розово-лиловыми третьими формами «Барселоны» или «Манчестер Сити». И не так важно, какие буквы в названии позвали в дорогу и болельщика «Кардифф Сити», который захотел в прошлом году посетить матч «Слуцка». Он заранее связался с пресс-службой, получил маршрут от аэропорта Минска. В Слуцке его встретили, пригласили в ложу, показали базу, подарили синюю атрибутику клуба, в ответ получили синий «мерч» «Кардиффа». Но это было еще до того, как Белоруссия осталась единственной европейской страной, раздающей всему миру трансляции «живых» футбольных матчей.
– Для нас эта популярность оказалась неожиданной – признается Бунос – И, конечно, жаль сейчас этих иностранцев упустить, поэтому мы договорились с молодыми ребятами, которые могут переписываться на английском, создавать инфоповоды, отправлять записи тренировок, коротких интервью в раздевалке. Надо этот хайп удержать, чтобы люди, раз уж стали за нас болеть, чувствовали свою причастность. Правда, мы не можем пока предложить свою атрибутику: границы с многими странами закрыты. Не хотелось бы, чтобы этот интерес был разовым, при том, что скоро же откроются – а мы на это надеемся – и другие чемпионаты. Если кто-то пожелает приехать на матч, ждем в гости. В Беларуси безвизовый режим, и мы рады видеть всех, кто захочет видеть наши игры.
Административный штаб «Слуцка» – маленький. Те волонтеры, который привлек клуб, ориентируются на будущее, в котором, быть может, финансовая ситуация изменится, и хобби принесет заработок. Тем более всемирная слава оказалось лестной и для самих игроков: когда парень из США написал гимн клуба, футболист Виталий Трубила попросил своего брата переложить его в стиле рок. И перед матчем 4-го тура с «Витебском» (1:1) на табло пустили видеоряд с этой музыкой.
– Я вижу, что у игроков растет чувство ответственности, когда они замечают, что количество болельщиков прибавляется. Смотрит весь мир, получается. Может быть, для ребят это в том числе и шанс продолжить карьеру в других странах. Вот полузащитник Егор Семенов прославился на всю Россию, когда Леонид Слуцкий попросил его, чтобы тот мяч не передерживал, – смеясь, говорит Бунос.
Леонид Слуцкий: «Семенов, Вандерсон! Вы – бразильцы!»
Интеллект футболистов не подводит. Странно выглядеть унылым тем самым, если вдруг у тебя появился статус селебрити. И именно в этом заключается еще одно везение «Слуцка» – команда, которая побеждает, непременно заслужит больше внимания, чем та, что просто тонет и вопит о помощи. Здесь идея с краудфандингом не выглядит совсем уж безнадежной. Тем более, исходила она как раз от веселых австралийцев. Они были готовы купить атрибутику, но и здесь помешало закрытие границ. Тогда парни из страны «вниз головой» предложили пока просто собирать деньги.
– Хорошо, если краудфандинг закроет один процент от бюджета, – не спешит радоваться Бунос – Даже если тысяча человек сдаст по десять долларов, это практически не решает проблем. Питание, проживание, проезд на выездные матчи – все это обходится дорого. Один выезд уже забирает порядка 500 долларов. К примеру, из России мы тоже получаем теплые слова поддержки, но монетизации это не несет, и я не могу людей за это винить. Мы не можем идти с шапкой и просить – «сбросьте, кто может, по рублю». В Европе такой метод работает, к этому по-другому относятся.
Вот и проверим! Ссылка для тех, кому не жалко подержать лидера единственного действующего европейского чемпионата.
В Слуцке богатых людей практически нет. Но локальная аудитория достаточно дружна, чтобы действительно помогать, чем возможно. За пять часов до начала матча первого тура со «Славией» были опасения, что игры не будет – выпало около 15 сантиметров снега. В воскресенье технику так просто не вызовешь, так что очищали все поле лопатами. Отправился работать дублирующий состав, тренерский штаб, администрация и даже болельщики. В течение трех часов поле убрали, да так, что всем, кто видел трансляцию, показалось, что в Слуцке давно наступила весна. При этом команда временно не может пользоваться газоном на территории воинской части и тренируется на главной арене. Что если бы эту траву топтали еще меньше?
В «Слуцке» пытаются наслаждаться моментом, при том, что в каждом клубе белорусского чемпионата есть футболисты, которых нежелание руководства страны уводить команды на карантин беспокоит больше других. Албанец Элис Бакай из брестского «Динамо» громко высказал свои опасения уже после первого тура. И, разумеется, такое мощное сарафанное радио, как футбольные команды, не могут не создавать тревожный фон. По словам Виталия Буноса, «Слуцк» все же немного ближе к Тибету.
– Каждый должен заниматься своим делом. Есть медики, от которых поступает информация о ситуации. Они дали рекомендации, мы им следуем: при входе на стадион меряют температуру, рассаживают зрителей с учетом нужной дистанции. Советуем тем, кто имеет хронические заболевания, не посещать матчи. Не говоря уже о масках и антисептиках для рук. Раз чемпионат не остановлен, не стоит думать, что в наших верхах идут на то, чтобы причинить людям вред. Даже мысли такой не допускаем. Команда живет достаточно изолированно, на базе. Посторонним доступа туда нет. Поле – недалеко. В кафе во время приема пищи чужих людей тоже нет. И ни в одном белорусском клубе нет выявленных инфицированных коронавирусом. Понятно, что игроки передают друг другу новости – там заболело столько-то, здесь столько-то. Но главное не впадать в панику. Если уж будет принято решение об остановке чемпионата, отнесемся, как к должному. На данный момент причин для этого не вижу, – считает председатель ФК «Слуцк».
В общем, клуб из города, население которого не дотягивает до 70 тысяч, хочет выжить. Но австралийцев и англичан для этого недостаточно, а из России на «Слуцк» пока смотрят, как заезжие москвичи на драники под самогон. Вкусно, душевно, но каждый день так, конечно, нельзя.
Впрочем, надежду внушает не только хайп, который «Слуцк» пытается удержать рядом с собой двумя руками, но и единственная запись, сделанная в разделе «Агентские выплаты» на официальном сайте клуба: «В 2019-м году выплат агентам не было».
Или все же стоило?
Читайте также
Новые откровения Кокорина: о серьезных людях, большом боссе и даже Путине
Использованы фото: ФК «Слуцк», Федерации футбола Беларуси, tribuna.com