Футбольные лиги как музыканты, исполняющие «Прощальную» симфонию Гайдна. Постепенно уходят, гася свечи. Осталась гармошка на матче «Ислочи». Она пела «А я лягу, прилягу», а какой-то невидимый железный прут отбивал ритм. Так заканчивается представление о мировом футболе.
Но не все так плохо. Вам же предложили взять паузу, подумать… Вот и вспоминайте, каким был российский футбол в девяностых. Антураж в Беларуси ничуть не хуже, даже оптимистичнее. «Слуцкий мясокомбинат» прекрасно разбавляет поток букмекеров и сотовых операторов вокруг поля в Слуцке. В Бобруйске – бабушкина крынка. И даже Корона. В Белоруссии рекламируют все.
Забор вместо трибуны в Солигорске обеспечивает индустриальный пейзаж простого города, который мы, оказывается, смущаемся видеть. Футболист Лешка, бегающий по полю в Минске, позволяет вспомнить, как были детьми. Известный на всю Европу писатель Саша Филипенко лет пятнадцать назад рассказывал в редакции «Спорта День за Днем», кто такой Скавыш и как он выглядел во дворе. А потом болел за Нехайчика против «Зенита».
Комаровский, Недашковский – эти же имена вошли в историю московского «Торпедо». Первый – лужнецкого, второй – новейшего. Оба сейчас – лысые, страшные, старые. Держат своих в рукавицах из ежика, рыком (его слышно лучше, чем зрителей) управляют игрой. Вы думали, что Юрий Пунтус – история белорусского футбола? Это по-прежнему его настоящее. Этот корпоратив персонажей русских народных сказок смешивает в кучу коней и людей. Панця сбил Кривульку – назначен пенальти. У Саши Филипенко найдется история?
Ни один самый гениальный режиссер, претендующий на каннскую премию, не догадался просто отправить жюри запись матча чемпионата Беларуси (желательно на VHS). «Витебск» «Городея». Там ведь на поле двадцать два Бранислава Ивановича. Они в классной форме, их вирус не возьмет. Знают средство?
Они играют, не зная, когда именно все это закончится. Боятся ли? Да «Слуцк» может в любой момент закрыться, у него денег нет! Женщина с коляской пришла на матч «Белшины» то ли осознанно, то ли ходит туда каждый день – усыплять младенца.
Белоруссии никогда не задумывались, зачем играть в футбол. Он все равно был спрятан подальше, чтобы лучше видеть хоккей. Но вот вам первый тур – БАТЭ проиграл, чемпион «Динамо» (Брест) – не выиграло дома. В матче «Слуцк» «Славия» назначено пять пенальти. Здесь своя жизнь, и ключевое слово – последнее. Мы все цепляемся за чудо, даже если его принесла в ступе Баба-Яга.
Последний матч тура в Бобруйске плеснул апокалипсиса. Сначала на трибуне кто-то стучал, словно просил о помощи. С середины первого тайма в микрофоны к зрителям обращался только ветер.
Хорошо, что есть чемпионат Беларуси. Теперь страшно, что закончится и он.