• Питерский артист на льду

    Здоровье — путевка в жизнь

    07.07.10 02:10

    Родившийся в 1959 году в Ленинграде Юрий Овчинников с раннего детства увлекался искусством. Его властно манил театр, он любил кино. В спорт его поначалу не тянуло, но вот беда: как и многие питерские мальчишки, Юра в детстве часто простужался. Его отец — инженер-капитан первого ранга Лев Константинович Овчинников здраво решил, что сыну помогут занятия спортом. Вместе с мамой Юрия Евдокией Петровной он сделал правильный выбор, учтя наклонности и устремления мальчика, — фигурное катание.

    Спортивная закалка

    Первый результат не заставил себя ждать: простуды отступили. Юра забыл о каплях в нос, о болях в горле. Но он страстно увлекся фигурным катанием. Разумеется, тренировки на открытом льду под присмотром опытных специалистов закалили парня. Однако он быстро понял, что фигурное катание — это сочетание спорта и искусства.

    Уже в 19 лет Юрий Овчинников входит в состав сборной СССР. Популярность фигурного катания во всем мире в те времена была огромна. Наша страна не была исключением. Советские фигуристы уже стали законодателями мод в парном катании. В год, когда Юрий дебютировал в сборной, Людмила Пахомова вместе с Виктором Рыжкиным завоевали первую медаль (бронзовую) в истории советских танцев на льду. Тогда же первую медаль, и тоже бронзовую, выиграл Сергей Четверухин.

    Но в одиночном катании, как мужском, так и женском, фигуристам из СССР еще лишь предстояло покорять вершины.

    Тут важно вспомнить, что «одиночники» прежде катали обязательную и произвольную программы. Места в итоговом протоколе распределялись по сумме набранных баллов. Обязательную программу именовали почтительно «ледовой геометрией». Но чаще непочтительно — «школой».

    Фигурное катание — бал, празд­ник и традиционно переполненные трибуны дворцов спорта. На «школу» зрителей не заманишь — скучно.

    Порыв и геометрия

    Причем не только зрителям, но и большинству участников.

    Юрий Овчинников, самый яркий, запомнившийся фигурист своего времени, так и не стал чемпионом мира. Не стал из-за «школы». Ему было скучно и неинтересно катать обязательную программу. Она ведь исполняется даже без музыкального сопровождения. Юрию Овчинникову необходимо было вдохновение, музыка была важнейшей частью тех мини-спектаклей, в которые непременно превращалась его произвольная.

    Но на прокат произвольной он выходил, занимая места во втором десятке по завершении «школы». Потому и не стал чемпионом.

    В 1975 году ленинградский фигурист Юрий Овчинников завоевал бронзовую медаль на первенстве Европы. В тот год он выиграл чемпионат СССР.

     

    Он часто получал от судей высшие баллы среди всех участников за произвольную программу. Но медалей за победу в произвольной не вручали.

    Это, наверное, не главное. Во всех странах мира, где проходили турниры фигуристов, люди толпами шли на Юрия Овчинникова. Никто из современников не мог сравниться с ним по популярности. Произвольные программы Юрия поражали подлинным артистизмом, фантастическими прыжками и их обилием, скоростью и легкостью катания, пластикой. Амплитуда прыжка ленинградского артиста, как называли Юрия Овчинникова журналисты, казалась немыслимой. Исполняя двойной аксель, он пролетал надо льдом шесть метров!

    С Юрием работал знаменитый питерский тренер Игорь Москвин. А затем — легендарный профессор фигурного катания Алексей Мишин.

    В своей диссертации, посвященной любимому виду спорта, Алексей Николаевич так отзывается о Юрии: «Овчинников — мастер динамичного почерка. Он ошеломляет удалью, риском. Его прыжки резки и похожи на взрыв».

    В 1973 году на чемпионате Европы в Кельне ленинградский фигурист опережает в произвольном катании таких прославленных мастеров, как немец Ян Хоффман, англичанин Джон Карри, наш соотечественник Сергей Четверухин, чех Ондрей Непела.

    И тогда легендарный канадец Толлер Крэнстон специально приедет в Советский Союз по­смотреть на выступление Юрия Овчинникова.

    Через тренировки к здоровью

    Но тут приключилась крайне неприятная история. Юрий Овчинников в родном Ленинграде на бегу неудачно упал и тяжело травмировал ногу. Ничто не предвещало беды, все складывалось как нельзя лучше. Незадолго до этого он не просто выиграл во Дворце спорта «Юбилейный» престижный международный турнир, но и получил несколько шестерок от судей за прокат произвольной программы. И тут эта ужасная травма…

    Врачи не верили, что Юрий Овчинников сможет вернуться на лед.

    Ему снова помог спорт. Он начал заниматься лечебной физкультурой, разрабатывая постепенно ногу. Спортивный характер дал о себе знать. Юрий понимал, что только физические нагрузки, регулярные упражнения помогут ему, и не щадил себя. Было трудно, но боль постепенно отступала, и он начал тренироваться. Возвращение на лед было триумфальным. Любители фигурного катания знали о перенесенной травме, и когда Юрий Овчинников поднимался на пьедестал почета, зал приветствовал его овацией, стоя.

    А «школу» он в конце концов победил. Нет, он не начал катать обязательную программу лучше всех. Нельзя измерить алгеброй гармонию, Овчинников творил на льду, а «школа» это исключала.

    Он расправился с ней иным способом. Обязательную программу в итоге все же отменили. Это решение далось ИСУ (Международному союзу конькобежцев) нелегко, зрело оно долго. Но чиновники, руководящие фигурным катанием, тоже ведь зрители. Они восторгались выступлениями таких мастеров, как Юрий Овчинников, Гарри Висконти, Джон-Миша Петкевич и не захотели больше мириться с тем, что они не могут стать чемпионами мира из-за «ледовой геометрии», а ведь именно они и собирают полные дворцы во время соревнований фигуристов.

    Город чемпионов

    Один из самых ярких фигуристов в истории этого вида спорта питерец Юрий Львович Овчинников со льдом не расстался.

    Здоровьем и творческим долголетием он обязан спорту. Для больших спортсменов города на Неве вообще характерно готовить себе смену. С Овчинниковым занимались выдающиеся питерские тренеры Игорь Москвин и Алексей Мишин.

    Юрий Львович тренировал другого уникального фигуриста, тоже ставшего любимцем публики во всем мире — Игоря Бобрина. Чемпион Европы Бобрин пользуется всемирной славой по сей день, и по сей день собирает полные залы на выступлениях своего фантастического шоу. Когда Игорь, еще выступая в любительских соревнованиях, продемонстрировал свой показательный номер «Спящий ковбой», давно ставший классикой, сразу же вспомнился его тренер Юрий Овчинников.

    Артист на льду помог раскрыться своему преемнику, а наш город остался столицей мирового фигурного катания.


    Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»