В 2016 году петербуржец Павел Розвадовский бросил все в родном городе и отправился в Ялту – начинать карьеру тренера. Уже через пару лет работы его вербовали «Ротор» и «Спартак». От заманчивых предложений Павел отказался, зато был признан лучшим тренером города. В 2021 году он основал «Молодость» – детскую футбольную школу, в которой пытается использовать все самые прогрессивные методики и ответить на извечный вопрос: почему в 147-миллионной стране так мало высококлассных футболистов. Об этом Розвадовский и поговорил со «Спортом День за Днем».
Российскому футболу нужна была культура
– После каждого провала сборной или отсутствия клубов в плей-офф еврокубков вспоминают о двух больных темах: лимите и детско-юношеском футболе. Какая проблема острее выглядит «снизу»?
– Уверен, что лимит никак не влиял на результаты сборной России. А детско-юношеский футбол – слишком широкий процесс, чтобы закрывать им всю проблему российского футбола.
– А что тогда?
– Мне кажется, психология. Система российского футбола не имеет культуры. В ней есть классные специалисты, талантливые игроки, отличные условия для тренировок и проведения соревнований. А культуры нет. Если копать глубже, то мне кажется, проблема российского футбола – амбиции. Амбиции руководителей клубов, академий, спортшкол, которым нужны победы здесь и сейчас, потому что это спонсоры и имидж. Амбиции тренеров, которые вынуждены давать результат и гнать команду, задвигая индивидуальности.
– Почему тренеры на это идут?
– Они находятся в такой системе, где отсутствие результата лишает их работы. Тренер думает не о том, как воспитать сильных качественных игроков, а как прокормить семью, которая ждет его дома. Есть, кстати, еще амбиции родителей футболистов, которые в погоне за лично своими желаниями часто забывают про личность ребенка. Амбиции родителя, когда ребенка отрывают от качественной подготовки и тренера, который готов вкладывать силы и душу в пользу больших академий с громким именем.
– Но ведь желание родителей, чтобы их сын занимался в статусной школе, понятно. На что тогда ориентироваться, если на имя бессмысленно?
– Как бы пафосно ни звучало, выбирать нужно не на слух, а на блеск глаз тренера. Каждая из названных мной амбиций несет большой пул частностей и последствий. Все это вместе и есть проблема культуры футбола, которая отсутствует в нашей системе футбола в стране. Простой пример: сборная проиграла хорватам, потому что на поле не было лидера. Человека или группы людей, которая могла бы в трудный момент взять на себя ответственность, решить момент или встряхнуть партнеров играть смелее.
ФИФА и УЕФА отстранили Россию от мирового футбола. В этом есть свои плюсы
– Хорошо, намек на Дзюбу понятен. Но вряд ли проблема нашего футбола в том, что у нас мало таких, как Артем.
– Конечно. Она в том, что до профессионального футбола из-за коррупции и других драконьих правил не доходят самые талантливые футболисты. Возможно, доходят просто качественные, которые в нужный момент промолчат, сыграют просто на результат, отдадут часть своей зарплаты людям, принимающим главные решения. Люди с лидерскими качествами вряд ли пойдут на такое, для них это противоестественно.
– Про инфраструктуру уже упомянули. С тренерами все же работа тоже ведется. Что мешает сдвинуться с мертвой точки?
– Никакие деньги не купят простые человеческие отношения. Важнейшая проблема детско-юношеского футбола в России – отсутствие терпения. Для того, чтобы в системе росли сильные футболисты, должен быть не случайный всплеск футболистов-звездочек, а регулярная закономерность действий, методов и условий, в которых каждый угол в треугольнике «ребенок-тренер-родитель» – острый, заточенный на эффективность.
– Но ведь тогда получается, мы слышим классическую отмазку в духе «нужно больше времени»?
– Я говорю о терпении родителей – к достижениям своего ребенка, терпении тренера в многослойном процессе обучения и терпении самого игрока к ожиданиям и задачам тренера, родителя. Мне кажется, если настроить эту взаимосвязь хотя бы в одном из пяти случаев – российский футбол ждет мощный рывок в качестве игры. Ведь появятся талантливые, уверенные, обученные и, самое главное, любящие футбол игроки.
– Какой возраст наиболее проблемный?
– С 3 до 8 лет у тренера есть все шансы погрузить ребенка в мир футбола, чтобы у него загорелись глаза. Однако на практике мы видим, что в этот период способные дети, а в перспективе они – будущие звезды, подвергаются такому прессингу со стороны родителей и холодному отношению тренера, что мы теряем человека в футболе полностью. Он просто больше не хочет заниматься. Поэтому необходимо вводить жесткий отбор тренеров, которых мы подпускаем к детям 3-10 лет. Увы, на данный момент назвать себя академией футбола и купить футболку «тренер» может каждый. Нужны прозрачные критерии допуска взрослых к работе с детьми.
– Но и в более позднем возрасте в России были талантливые игроки. Их даже ездили смотреть европейские топ-клубы, но в итоге они не дорастали даже до РПЛ.
– Подростковый период важен тем, что у детей увеличиваются физические и психологические нагрузки. Это связано с участием в играх и чемпионатах, а также пубертатным периодом. нельзя забывать, какой это стресс. Многим подросткам в этот период не везет со средой и окружением, им не оказывается должная поддержка, принятие и понимание. А период перехода из юношеского футбола в профессиональный грозит игроку воздействиями «неправильных» агентов, регламентами турниров, скованными тренерами и отсутствием права на ошибку. Вы скажете, что естественный отбор никто не отменял и слабые отсеиваются сами. Но это не совсем так.
– А как?
– Есть талантливые, от природы одаренные люди, которые просто не хотят и не могут жить по современным волчьим правилам. Они не принимают отсутствие культуры.
Вам все еще нужны медали для «сториз»?
– Разве за границей ситуация кардинально отличается? Да, там не так зациклены на результате и интенсивнее прививают свободу действий на поле, но и там естественный отбор работает по тем же самым правилам. Агенты в той же Бразилии – практически работорговцы, для ребенка заниматься футболом – чуть ли не единственный социальный лифт. Давление в таких условиях вряд ли меньше. Но футболистов из Бразилии выходит несопоставимо больше.
– Во-первых, знай я ответ на этот вопрос, был бы королем футбола. Но я просто ищу решения по развитию футбола в России. Здесь и сейчас. Во-вторых, в Бразилии знают секрет, который они скрывают от всего мира. Его раскрыл в 2005 году датчанин Каспер Юльманн. Благодаря его исследованиям, Дания провела футбольную реформу в стране, которая вывела ее высоко вверх в таблице. Бразильцы, а теперь и датчане, знают, что учить детей нужно через игру, создавая добродушную и веселую атмосферу, в которую хочется возвращаться вновь и вновь. Они знают, что дети должны с первых шагов максимально много касаться мяча. Играть в малых составах на коротких площадках. В нашей стране в 7 лет уже играют пять на пять! А в 10 лет дети играют девять на девять! Девять на девять! Сколько раз ребенок коснется мяча? Чему он научится за это время?
– Допустим, я родитель, и хочу отправить ребенка в футбольную школу. Или в любую спортивную секцию, на самом деле – это не так важно. На что я должен в первую очередь обратить внимание?
– На месте такого родителя, в первую очередь, ответил бы разобрался с тем, что я хочу от занятий спортом для моего ребенка. Если я хочу дать ему возможность получать удовольствие, реализовывать свои сильные стороны и развиваться через занятия спортом – это одно. Если мне надо, чтобы ребенок «играл жестче» и приносил мне медали для сториз в инстаграм – это другая история. Допустим, ребенок выбрал футбол. Смотрим, как он вливается в коллектив. Как взаимодействует с другими детьми? Принимает ли правила игры или капризничает? Как реагирует на тренировочный процесс? Готов ли он обучаться? Может, еще нужно подождать или пробовать другой вид спорта и место занятий?
– Ответы на эти вопросы сильно зависят от фигуры тренера?
– Да. Очень важно, как с детьми взаимодействует тренер. Какую атмосферу он создает на занятиях, как объясняет задания, что и когда подсказывает детям, в какой ситуации кричит, почему хвалит? Тренер не должен быть добрым и категорически не может быть злым. Тренер должен быть справедливым. Это фундаментально.
– Какие еще подводные камни?
– Конечно, будет стоять выбор между частной или государственной школой. Индивидуальный подход или бюрократия? Актуальные методики обучения или проверенные многолетним опытом наработки? Важно понимать, что возраст – не гарантия класса, а молодость не означает отсутствие опыта.
Посмотрите, какое количество молодых тренеров, например, в Германии, выходят на первый план. Самое важное – человеческий ресурс. Готов ли тренер отдавать все силы, знания и душу именно вашему ребенку. Это несложно понять: достаточно немного пообщаться с тренером перед началом занятий и посмотреть на него во время матчей. Фигура тренера – определяющая в выборе места, где ваш ребенок проведет лучшее время в своей жизни.
Любой ребенок – гений!
– Крым – отдельная история в плане футбола?
– Если говорить в контексте того, о чем я говорил выше, то Крым и Россия находятся в одной плоскости. Есть только одно большое различие – конкурентная профессиональная лига. В Крыму по известным причинам у главной футбольной лиги не было возможностей для развития, например, еврокубков. От этого качество футболистов здесь на уровне ФНЛ-2. Сюда едут играть те, кого не взяли в России. Играют практически бесплатно. Управление крымскими клубами – это отдельная большая тема для выпуска «Красавы» или «Человек и закон». Моя задача – здесь и сейчас, в данных обстоятельствах развивать себя и игроков с максимальной пользой для всех.
– У Крыма в футбольном плане большой потенциал?
– Да, и поэтому я здесь! Мне кажется, что именно в Крыму можно пробовать выстраивать новую систему, взращивать новую культуру воспитания футболистов. Почему? В Крыму нет единой системы. Никакой. Например, участие для детской команды в чемпионате Крыма, главном турнире полуострова, обойдется взносом в 10000 рублей и полной самостоятельной организацией матчей.
– Серьезно?
– Да. Принимающая сторона арендует поле, приглашает судей и врачей, все это оплачивает. Организаторы не присутствуют на играх, а только ведут таблицы в онлайн-режиме. Как соблюдается регламент, кто следит за размерами поля и контролирует участие в матчах детей соответствующего возраста – загадка. Большой вопрос, получают ли игроки от участия в таких соревнованиях хоть какое-то развитие.
– Звучит пессимистично.
– Совсем нет. Самостоятельная ответственность тренера, руководителя клуба может привести к качественному результату. В Крыму я могу выстраивать процесс обучения и воспитания детей так, как считаю нужным, исходя из актуальных требований игры и запросов общества. Для этого я создал футбольный клуб, выстраиваю детскую вертикаль, прописываю ценности и правила. Они направлены на гармоничное и всестороннее развитие ребенка, как футболиста и личности.
Воспитанники «Зенита» могут стать сильнее, но для этого нужно играть с Европой
– Менталитет крымских детей чем-то отличается от, скажем, детей в Москве или Петербурге?
– Менталитет ребенка до 6-7 лет не отличается от менталитета детей из Москвы и Петербурга. Изменения происходят, когда на человека оказали большое влияние взрослые рядом. Будь то Крым или любой другой регион – не имеет значения. Главное – окружение. Любой ребенок – гений. Я в этом убежден. И любой может добиться больших достижений. Но окружение часто делает все, чтобы шансов раскрыться не было. Если родители и тренеры помогут подопечному найти в себе силы, разжечь огонь, научат его преодолевать трудности, на выходе они получат личность. Даже если футболом ребенок профессионально в итоге заниматься не будет…
– Вы работаете именно с самыми ранними детскими возрастными группами. Почему?
– Во-первых, у меня нет профессионального опыта игры на высоком уровне. Во-вторых, я искренне считаю, что только работа с детьми с самого раннего возраста позволит мне добиться успеха в будущем со взрослыми. Такая цель у меня есть, не скрываю. Сейчас я прохожу ежедневное обучение, получаю регулярный тренерский и человеческий опыт. Я набрал мальчишек 3-4 лет и постарался подарить им возможность полюбить самую лучшую игру на планете, показал и научил разнообразным действиям на поле, реакциям на ситуации в жизни и в игре. Сейчас, в 8-9 лет, эти дети здорово оснащены технически, они хорошо понимают суть игры. Как обучить игре кого-то, если внутри тебя нет четкости и ясности в игре?
Да, я вижу идеальные команды: мы знаем имена больших тренеров и названия стилей, но это все чужой опыт. И чужое понимание футбола. Поэтому я в Крыму – в месте, где я могу развиваться без страха увольнения из-за плохого результата. Поэтому планомерно развиваюсь с маленькими детьми: от простого к сложному. Дети учатся и учат меня. Это потрясающий процесс.
– Есть ли ощущение «нехватки базы» из-за того, что профессиональной карьеры у вас не было?
– Я бы назвал это не «нехваткой базы», а острым желанием обогатить свой опыт. Человек с большим профессиональным игровым бэкграундом за плечами может стать заложником стереотипов. Да, карьера футболиста – это хороший опыт. Но вопрос в том, как человек сумеет интерпретировать свой жизненный игровой опыт и грамотно его синтезировать в тренерские процессы. Ведь работа тренера не только на поле и в раздевалке. Это еще и общение с очень большим кругом разных людей, к которым нужен свой подход. У меня такого игрового опыта не было. Я – чистый лист, на котором пишу свою историю. И как раз отсутствие профессиональной карьеры считаю своим вселенским плюсом.
Фото из личного архива Павла Розвадовского