• Первый вице-президент РФС Никита Симонян: «Зенит» всегда был «нарядным»

    02.02.16 20:34

    Первый вице-президент РФС Никита Симонян: «Зенит» всегда был «нарядным» - фото

    Фото: Официальный сайт РФС

    Блистательный форвард, лучший бомбардир в истории «Спартака» (160 голов), четырехкратный чемпион Союза, заслуженный тренер СССР, в качестве тренера дважды приводивший «Спартак» к чемпионству. Регалий у Никиты Симоняна достаточно, перечислили мы только самые главные. Ныне Никита Павлович — первый вице-президент РФС и глава технического комитета организации. 12 октября ему исполнится 90 лет! Поверить в это невозможно!

    В Петербург мэтр приезжал на открытие и закрытие Кубка Содружества. «Спорт День за Днем» пообщался с Симоняном в компании мэтра журналистского цеха Эрнеста Серебренникова.

    Рекорд Протасова и… Стаханова

    — Ваше знакомство с Ленинградом состоялось в 1946 году, когда вы в составе московских «Крыльев Советов» впервые посетили город. В одной команде с вами играл знаменитый нападающий Петр Тимофеевич Дементьев. Борис Яковлевич Левин-Коган (нападающий «Зенита» с 1941 по 1951 год, после завершения карьеры основатель и директор СДЮСШОР «Зенит». — «Спорт День за Днем») говорил: если бы в то время футбол показывали по телевидению, то мы восхищались бы не Пеле, а именно Дементьевым.
    — Готов подписаться под этими словами. Петр Тимофеевич фантастически владел мячом. Он был виртуозом с феноменальным даром. При этом, когда праздновали юбилей Пеки — по-моему, 80-летие, — он подозвал меня и сказал: «Никита, а я считаю, что в какой-то степени тебя воспитал». Я, естественно, согласился. Мне повезло, что играл и с Петром, и с Николаем Тимофеевичами (с Пекой Симонян пересекался в 1946 году в «Крыльях Советов», а с Николаем в «Спартаке» с 1949 по 1954 год. — «Спорт День за Днем»), почерпнул от них многое. Несмотря на огромный талант, Петр не переставал интенсивно работать над собой. Это достойно восхищения.

     

    — Вы великий игрок, чьи рекорды не побиты до сих пор...
    — Почему же не побиты. Вы же знаете, что побиты, и как побиты! (Симонян имеет в виду установленный им в 1950 году рекорд, когда в чемпионате СССР он забил 34 гола в 36 матчах, причем ни одного с пенальти. В 1985 году нападающий «Днепра» Олег Протасов в 33 матчах чемпионата забил 35 мячей и 7 из них с пенальти. — «Спорт День за Днем»). Я до сих пор не понимаю, почему не считают мячи, забитые в кубковых матчах. Это ведь официальные игры. (Если бы голы в кубковых матчах считали, то рекорд Симоняна устоял бы: он забил четыре мяча в Кубке СССР в 1950 году, Протасов же только два. — «Спорт День за Днем».)

     

     

    — Вы считаете, что Протасов все-таки не заслуживает такого достижения?
    — Если мы говорим о Протасове, то в первом круге он забил семь мячей, а во втором — 28! Видите, как получилось. Когда во второй части он начал в одной игре по два мяча и больше класть, то в комнату, где располагался штаб сборной СССР, зашел Емец (Владимир Александрович Емец — главный тренер «Днепра» с 1981 по 1986 год. — «Спорт День за Днем»), а ему администратор сборной Борис Кулачков говорит: «Владимир Саныч, мы же видим, что вы тащите за уши Олега Протасова. Договариваетесь и прочее... Палыч же забивал голы честно». А этот остроумный стервец взял паузу и ответил: «А Стаханов?» (Герой Социалистического Труда Алексей Стаханов упомянут с иронией. Емец намекал, что его геройства сильно преувеличены. — «Спорт День за Днем».)

     

    — Каково ваше отношение к Протасову сейчас?
    — Я с большим уважением относился и отношусь к Олегу, но можно ли получать удовлетворение от таких голов, которые тебе просто преподносят: когда защитники перед тобой расступаются... Не знаю. Уже спустя годы Олегу можно было сказать, что он тогда поддался на уговоры начальника команды Геннадия Жиздика и остальных. Но это уже история...

     

    У Лихачева через каждое слово крепкий мат

    Я говорю: «Иван Алексеевич, решил перейти в ''Спартак''». — «Иди в ''Спартак'', но в ''Торпедо'' тебя больше никогда не будет, даже если на заднице вырастут пять звезд».

    — Вы великий спартаковец, но могли оказаться в «Торпедо»...
    — В «Торпедо» я не играл, но после расформирования «Крыльев» в 1948 году решением руководства нас распределяли по профсоюзным командам. И я должен был идти именно в «Торпедо», а там уже блистал Пономарев (Александр Пономарев — нападающий «Торпедо», с 1945 по 1950 год в 133 матчах забил 74 мяча. — «Спорт День за Днем»). А я же еще был несостоявшимся футболистом. К тому же тренеров — Абрама Дангулова и Владимира Горохова — пригласили в «Спартак», и я пошел за ними. Хотя меня привезли к легендарному директору завода Ивану Алексеевичу Лихачеву, я с ним разговаривал. У него через каждое слово крепкий русский мат. Я говорю: «Иван Алексеевич, решил перейти в ''Спартак''». — «Иди в ''Спартак'', но в ''Торпедо'' тебя больше никогда не будет, даже если на заднице вырастут пять звезд».

     

    — Мы ленинградцы. И история наших клубов довольно богата. Какие у вас воспоминания о «Зените»?
    — Вспоминаются защитники Николай Гартвиг, Николай Самарин, Сергей Северов — они были настолько жесткие, жестокие игроки... Мы помним слова Андрея Зазроева, игрока киевского «Динамо». «Вот этим троим можно по три года спокойно давать», — говорил он. Эти защитники очень жестко опекали. В Ленинграде запомнились Леонид Иванов (легендарный вратарь «Зенита», выступавший за команду с 1939 по 1956 год. — «Спорт День за Днем»), Герман Зонин (в 1950-е играл за питерское «Динамо». — «Спорт День за Днем»). Ему хочу передать большой привет. Он старше меня на месяц и три дня, поэтому юбилеи будем отмечать почти одновременно.

     

    — Когда произошла ваша первая встреча с «Зенитом»?
    — Сложно вспомнить первую встречу. Могу лишь сказать, что эту команду всегда отличал комбинационный стиль. Это была «нарядная» команда, где все было основано на технике.

     

    — Сейчас матчи «Зенит» — «Спартак» особенные. А если уходить в прошлое, то победа питерской команды в финале Кубка СССР 1944 года во­шла в историю...
    — Я тогда еще не был в Москве, находился в Сухуми. Но это была историческая победа («Зенит» проводил два матча в Москве, первый завершился со счетом 2:2, а во втором ленинградцы выиграли 1:0. — «Спорт День за Днем»). Ленинград героически пережил блокаду — и тут такой матч! Еще не закончилась война, а «Зенит» выиграл Кубок! Сальников (Сергей Сальников — нападающий «Зенита» с 1944 по 1945 год. — «Спорт День за Днем») тогда выделялся. У него были фирменные угловые, он был мудрейшим игроком, техничным, потом, кстати, он сменил Николая Дементьева в «Спартаке». Все спартаковцы, которые до сих пор живы, считают, что именно Николаем Дементьевым был заложен комбинационный стиль «Спартака». Потому что таким качеством своевременного паса обладал только он. Это было нечто. Я много голов забивал после его передач.

     

    — В 1940–1950-е годы «Зенит» не мог конкурировать с московскими командами?
    — Я не согласен с этим. Сложно даже назвать количество игроков, которые перешли из питерских «Зенита» и «Динамо» в московские клубы и помогали им завоевывать трофеи. Достаточно вспомнить тех же братьев Дементьевых. Если бы были сохранены игроки, то команды претендовали бы на самые высокие места.

     

    — Есть ли матч с «Зенитом» или «Динамо», который вам особенно запомнился?
    — Периодически мне звонит Вадим Храповицкий (нападающий «Зенита» с 1957 по 1964 год. — «Спорт День за Днем») и говорит: «Никита Палыч, привет. Поздравляю тебя с Новым годом!». — «А, так это тот самый Вадим Храповицкий, который забил нам четвертый гол?» Тогда получился исторический матч (Симонян имеет в виду встречу 28 июня 1957 года в Москве. «Спартак» на своем поле уступил «Зениту» 3:4. — «Спорт День за Днем»). Тогда я забил три гола, два еще после первого тайма в верхние углы. Зенитовцы мне говорили, что я паутину снимаю. В «Зените» на мои три мяча тремя ответил Валентин Царицын. И вот когда счет был 3:3, четвертый гол забил Вадим, и мы проиграли...

     

    На трибунах — взрывоопасная ситуация, ярости болельщиков не было предела. Часа два или даже больше сидели в раздевалке, потом нас вывезли на «черном вороне», и на вокзале нас провожала милиция.

    — Может, было еще что-то запоминающееся?
    — Запомнилась и игра в Ленинграде. Но в другом плане: матч бы на стадионе имени Кирова (Симонян имеет в виду матч 13 октября 1954 года «Зенит» — «Спартак» 0:1. — «Спорт День за Днем»), и в прорыв бросили Ильина. Иванов вышел из ворот, первым успел к мячу, а Ильин, пытаясь убрать ногу, задел Леню. В итоге мышца лопнула. Страшно было смотреть... Я тогда уже был капитаном «Спартака», судья Ильина, в принципе, ни за что удалил (на 32-й минуте матча. — «Спорт День за Днем»), но я все понимал. На трибунах — взрывоопасная ситуация, ярости болельщиков не было предела. После окончания встречи мы долго не могли покинуть стадион. Часа два или даже больше сидели в раздевалке, потом нас вывезли на «черном вороне», и на вокзале нас провожала милиция.

     

    Был бы Стрельцов — вошли бы в тройку

    — Давайте вспомним 1958 год. Когда Эдуард Стрельцов, Борис Татушин и Михаил Огоньков попадают в эту глупую историю с изнасилованием, которая была спровоцирована...
    — Нет, она не была спровоцирована (имеется в виду история, когда трое указанных игроков были задержаны, им было предъявлено обвинение в изнасиловании, и они были вывезены прямо с базы в Тарасовке во время подготовки сборной к чемпионату мира 1958 года. — «Спорт День за Днем»). Знаете, они ведь были молодые люди (Стрельцову было 20 лет. — «Спорт День за Днем»), команда две недели на сборах в Тарасовке, и тут их отпускают домой. Это чисто человеческие моменты. Другой вопрос — это было глупое решение (в итоге Стрельцова приговорили к 12-летнему сроку, через шесть лет он был условно-досрочно освобожден, а Татушина и Огонькова на три года отстранили от футбола. — «Спорт День за Днем»). Как я понял, это Фурцева (Екатеринина Фурцева — министр культуры СССР. — «Спорт День за Днем») доложила Никите Сергеевичу Хрущеву, и было принято решение наказать их по всей строгости закона: в итоге Эдика за решетку отправили. Я не знаю, было ли у него что-то с этими девушками или нет, но там все было на добровольной основе. Девочек же тоже наказали. Мы поехали на турнир без этих трех игроков и все равно вышли из группы.

     

    — Причем не из самой слабой группы.
    — Да, у нас в группе играли Бразилия, Англия и Австрия. В итоге с Англией набрали по три очка, была переигровка, мы выиграли 1:0. Кстати, забил тогда ленинградец Саша Иванов. Если бы этой глупости с тремя игроками не было, то мы могли бы быть призерами. Бразилия, конечно, нам была не по силам, там и новая тактика, и все остальное.

     

    Кстати, я дважды отдавал свою олимпийскую медаль Стрельцову. Он все время отказывался. Говорил: «Да ладно, брось ты, еще раз подойдешь, я на тебя обижусь. Тебе 30, а мне и 20 нет, я еще выиграю не одну медаль» (Стрельцов не получил медаль 1956 года, так как не принял участия в финальном матче. — «Спорт День за Днем»). Спустя полвека через Монетный двор я отлил медали, и все администраторы и врачи их получили.

    — Был ли излишне политизирован футбол того времени?
    — Решали иной раз и через политику. Так было и с «Зенитом», такое время было. Дело в том, что надо отличать хорошее от плохого. Было немало негативных моментов и положительных тоже.

     

    Виллаш-Боаш просит купить игроков, не работая на перспективу

    Совсем недавно в «Зените» были Аршавин, Быстров, Денисов, Кержаков, Анюкова уже тоже можно назвать питерцем, Слава Малафеев... А кто сейчас?

    — Как бы вы оценили «Зенит» последнего десятилетия? Клуб, который стал делать ставку на иностранцев.
    — Я всегда был за отечественных тренеров. Давайте оглянемся на историю и вспомним, что когда проводился первый чемпионат СССР в 1936 году, то у нас работали только наши тренеры. И трудились они, основываясь на достижениях науки. Тогда «западники» говорили: «Футбол не имеет отношения к науке». Для них это была игра. Спустя время они изменили свою позицию, и теперь все основываются на научном подходе. Это касается и тренировочного процесса, и медицины, и всего остального. У нас были тренеры, великие тренеры, такие как Борис Аркадьев, Михаил Окунь, Виктор Маслов, Константин Бесков, Валерий Лобановский, Юрий Морозов. Они заботились о подготовке собственных кадров, что во все времена было очень важно. Не хочу бросать камень в огород того же Виллаш-Боаша, но он говорит: купите мне такого-то игрока. При этом расстаются с тем же Сашей Кержаковым. Ему только 33 года, у него остались скоростные качества и все остальное, но нет, дайте мне другого игрока. Совсем недавно в «Зените» были Аршавин, Быстров, Денисов, Кержаков, Анюкова уже тоже можно назвать питерцем, Слава Малафеев... А кто сейчас? Это же Санкт-Петербург, но, к сожалению, акценты сместились.

     

    Может, мне скажут: Никита Палыч, вам уже столько лет, вы отстали от жизни! Но у меня есть свои принципы.

    — Есть ли риск, что у России отнимут чемпионат мира?
    — Мы уверены, что все у нас будет в порядке. Но обстановка непростая, особенно накануне выборов нового президента ФИФА. Некоторые кандидаты заявляют, что надо пересмотреть решение о двух чемпионатах мира. Попытки и различные провокации по лишению нас чемпионата мира в 2018 году могут происходить.

     

    — В чем вы видите основную проблему российского футбола?
    — Основная проблема — это дет­ско-юношеский футбол. Если вы меня спросите, какой процент дет­ских тренеров по стране отвечает современным требованиям, то я скажу — максимум 25–30 процентов. А все потому, что с самого раннего детства и до 12–13 лет должны быть не тренировки, а обучение: обучение азам футбола, обучение игровому мышлению. Вот чему надо учиться, а мы слышим от 10-летних мальчишек: у нас в среду скоростная и силовая подготовка... И, конечно, оплата тренеров. Это тоже вызывает беспокойство. Хотя в академии «Зенита», в московских клубах тренеры получают хорошо.

     


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»