Ну вот и все. Сезон закончен. Меньше двух недель до Нового года. Две наших команды «идут в весну». Те, которые уже находятся в отпуске. Имея редакционное задание дождаться матча в Лондоне и потом порассуждать на тему «Наши в еврокубках», ваш покорный слуга все же решается «сдвинуть вектор» в сторону «Спартака».
Потому что еще в четверг днем позволил себе пошутить: «Если «Спартак» зацепится и пройдет в плей–офф — будет одним из главных претендентов на Кубок УЕФА». «Почему?» — спросили меня тогда. «Потому что тот, кто попадает в последний момент, всегда играет сильно. Хоть «Зенит» возьмите из прошлого розыгрыша, хоть сборную на Евро», — ответил я. Это старая поговорка. Из шахматного, сколько знаю, мира пришедшая. И лучшей футбольной иллюстрацией этой поговорки является сборная Дании 1992 года розлива… Шутить–то я шутил. Однако понимал, что и правды в этой шутке достаточно. Резонов для выигрыша Кубка УЕФА, видимых из декабря, для спартаковцев — ни одного. Но мало ли чего из декабря не видно? Главное — уцепиться за это поезд, уходящий в весну. Чтобы ехать, «видя свет в конце тоннеля».
Скользкая подножка
«Спартак» в Лондоне зацепился за эту условную подножку. Повисел, сколько мог (кстати, должен отметить, что в этом ему ВЕСЬМА помогали болельщики — суппорт был выдающийся). Потом сорвался. Вопрос теперь вот в чем: встанет, отряхнется — и почувствует себя взрослей? Или покатится под откос — и дело кончится минимум больницей?
Касательно «Зенита» и ЦСКА — болельщики сами для себя могут выбирать: есть ли прямая связь между концом этого евросезона и началом следующего. Выбор может быть радикальным. И «да», и «нет» в этом случае достаточно легко подкрепить целым рядом логических выкладок. Для «Спартака» «да» в данном случае — обязательно. Сам выбор состава на лондонский матч нынешним главным тренером красно–белых говорит об этом безальтернативно. Почему столько молодежи? Почему Павленко с Баженовым и Прудниковым не в «основе»? В матче, который решает так много? Почему ТАКИЕ замены? До какой степени мы можем быть уверены, что «Лаудруп готов ВСЕХ вынести за скобки, а потом пускать обратно — по одному и не всех?».
Попробую по порядку. Первое. По мне — Лаудруп все же перспективу ставит выше конкретики сего дня. Это было данностью на момент подписания контракта. Остается данностью и теперь. «Игра молодежью» — это (по–моему) не выбор сильнейших «здесь и сейчас». А — «широкий невод». Болельщики «Спартака», почти было отвернувшиеся от команды летом, нынче поддерживают красно–белых так, как поддерживали в Лондоне. То есть — по–спартаковски. Как у нас умеет мало кто. Если вообще умеет. Не потому, что им нравится игра. Сильно лучше «Спартак» при Лаудрупе пока играть не стал. А потому, что они (болельщики) — все равно рано или поздно обречены вернуться. И это здорово. Только вот по части «обозначения перспектив» Лаудруп, мне кажется, УЖЕ выбрал кредит доверия. Не только на этот календарный год. В будущий — тоже залез. Это не является ошибкой по определению. Однако он должен понимать (или ему должны подсказать), что больше у него нет «неограниченного» кредита. Пока с него толком никто ни за что не спрашивает. Теперь (в новом сезоне) — начнут спрашивать не с лета. А прямо с марта.
Британский полигон
Павленко, Баженов и Прудников не включены были оттого, что их Лаудруп «не видит»? Всех или по одному? Убежден, что, во–первых, не факт, что «не видит». И убежден, что рассматривать надо только отдельно. Радикальное суждение касательно «всех разом» может высказывать только тот, кто видит дальше своего носа. Думать, что «вот этих троих надо убрать», — вообще утопия. Во всяком случае, и Баженов, и Прудников в большинстве матчей были (плохо ли, хорошо ли — другой вопрос) несущей конструкцией игры в «Спартаке» (на минуточку, «индульгенцию» Лаудрупу, которой стал гол в армейские ворота, сотворили именно они). А Павленко почти весь сезон был травмирован. Другое дело, что если Веллитон уже начал работать в общей группе, и Лаудруп прикинул, какой от него может быть прибыток команде на следующий сезон, — так становится понятен выбор атакующей двойки. «Компьютерно» Малоян больше похож на Веллитона. А Дзюба, как бы ни был нестабилен, — талантлив.
Глобальный «заход на молодежь» с равным успехом может продолжать вектор «Кубок УЕФА изначально рассматривался Лаудрупом как полигон» — и надо в отношении именно этих ребят понять, кто на «Уайт Харт Лэйн» задрожит, а кто нет (уж задрожать — точно никто не задрожал), и обозначать намек Лаудрупа «вот эти позиции проблемные. Ищите, хозяева». Тут лично я готов выбрать первую причину.
И еще одно. После матча в Лондоне я, в принципе, почти уверенный в том, что Лаудруп в будущем все же не будет (или не сможет) настаивать на сугубо атакующем футболе, малость свою уверенность подрастерял.
Но укладывать пазл «Спартака»–2009 я пока погожу. Одного Кариоки мало. Ждем.