• Паруса на Крестовском острове

    Специальный проект «Спорта День за Днем»: доступный турник
    Паруса на Крестовском острове - фото

    Парусный спорт не обязательно должен быть дорогим и элитным. Число яхт-клубов в Петербурге сокращается в разы, прибрежные полосы идут под застройку, но в северной морской столице остались места, где дети могут свободно заняться самым романтичным олимпийским спортом. В 2017-м открылась государственная спортивная школа «Крестовский остров» на Южной дороге, 4. Корреспондент «Спорта День за Днем» поговорил с Натальей Федоровой — директором школы на Крестовском. Во время Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро Наталья Федорова исполняла обязанности главного тренера парусной сборной России, а во время футбольного ЧМ-2018 будет руководить петербургской школой.

    Олимпийское золото в 54 года

    Школа общедоступная, бесплатная. Учащимся предоставляются тренеры и лодки. Воду, кстати, тоже арендовать не надо, в отличие от зала или корта. Разумеется, на самом деле ничего бесплатного не существует. Школа — бюджетное учреждение, получающее средства от города.

    Принимают всех детей, у которых нет медицинских противопоказаний. Парусный спорт — тяжелое физическое испытание, но особой начальной подготовки от ребенка не требуется. Кто захочет, наработает кондиции во время тренировок. Родители должны обеспечить только одежду для занятий.

    В школе занимаются 250 человек, из них 160 — дети с девяти лет, делающие первые шаги на воде. Самому старшему яхтсмену школы за сорок — парусный спорт практически не имеет возрастных ограничений. На Олимпиаде в Рио-2016 золотую медаль выиграл 54-летний аргентинец Сантьяго Ланхе, выступавший в экстремальном классе катамаранов «Накра 17». И парусный спорт куда разнообразнее, нежели стрельба, где также выступают пожилые атлеты. Ученики «Крестовского острова» уже пробиваются в молодежные и основные сборные России.

    — Многие в Петербурге мечтали об отдельной специализированной школе парусного спорта, — рассказала Наталья Федорова. — Очень давно мечтали. Больше двадцати лет! Наконец в 2017 году школа открылась при поддержке администрации Петроградского района. Глава района Иван Громов искренне влюблен в парусный спорт. Начался поиск места, и была выбрана Южная дорога на Крестовском острове. Здесь исторически существовали парусные клубы. Есть все необходимые условия. Конечно, на эту территорию огромный спрос. Достаточно долго она была застроена бесконечными ночными клубами. Рестораны — это хорошо, но не ресторанами едиными… Нужно было создать условия для развития детей.

    Если ребенок не пробивается в олимпийскую сборную, у него остается много вариантов. Заниматься любительским парусным спортом, который сейчас чрезвычайно развит по всему миру. В мире громадное количество регат от Сальвадора до России. Для кого-то парусный спорт станет профессией. Инструкторы и шкиперы неплохо зарабатывают. Кто-то начнет конструировать свои яхты или заниматься исторической реконструкцией, весьма популярной в Петербурге.

     

    Когда-то морское дело считалось чисто мужским, но сейчас женские и смешанные экипажи — норма жизни. Как и во всех прочих случаях, Международный олимпийский комитет продвигает гендерное равенство на воде. Яхты продолжают совершенствоваться. Становятся быстрее. Век парусных флотов прошел, но эпоха паруса пройдет нескоро.

    Крым или Маркизова лужа?

    В будущем школа планирует построить новый комплекс, что позволит принять около семисот человек. Это не много для пятимиллионного мегаполиса, но для одной специализированной школы как раз. Хотя в планах «Крестовского острова» открыть отделение серфинга. Не виндсерфинга, который и так есть, а той самой пляжной классики на цветных досках. Правда, нормальных условий для серфинга на Финском заливе нет, но общефизическую подготовку и организацию выездных сборов серферам можно обеспечить, так же как искусственную волну в спортивном комплексе. По крайней мере будущие покорители Бали и Карибского моря смогут сделать первые шаги на родине.

    Флот «Крестовского острова» продолжает пополняться.

    — У нас уже достаточно «Оптимистов» — это маленькие лодочки, с которых дети начинают карьеру, — сообщила Наталья Федорова. — Это небыстрый класс, который приучает ребенка осмысливать информацию на посильных скоростях. У нас есть лодки олимпийских классов «Лазер» и «49-й». Упор делается на олимпийские классы, скоростные качества и зрелищность. Телевидение правит бал, и мы в том числе должны это учитывать.

    Крестовский остров — спортивный кластер города. Будущие яхтсмены могут использовать игровые залы и стадионы для общефизической подготовки. Особенно кстати пришлось наличие бассейнов — своего бассейна у школы пока нет. Экипаж должен уметь работать сообща и «сечь поляну», наблюдая за ветром и соперниками. Поэтому командные игры полезны. Волейбол, баскетбол — то что надо. Так же как гимнастика с упражнениями на растяжку. На Крестовском острове все рядом.

    Увы, парусный сезон в Петербурге короток. Приблизительно с мая по октябрь, тогда как не столь отдаленная Испания предлагает круглогодичную практику. Зимой петербуржцам приходится выезжать на сборы. Если погода позволяет, то выезды в Сочи и Крым, но Черное море не славится мягким характером. В январе-феврале на российских курортах, как правило, холодно и штормит. Приходится отчаливать в ту же Испанию. Например, в Кадис — легендарный порт эпохи Великих географических открытий и один из современных центров европейского парусного дела. Кроме того, яхтсмены едут в места базирования других сборных команд — ради сильных спаррингов, взаимовыгодного сотрудничества. Ведущие российские мореходы всегда практикуются с опытными иностранцами.

    — Сейчас Петербург не может стать мировым парусным центром подготовки, — сообщила Наталья Федорова. — У нас нет инфраструктуры. А если бы она была? Возможно, мы могли бы проводить здесь сборы перед соревнованиями, которые проходят в аналогичных местностях. То есть на Балтике. Например, на побережье Польши или Германии. Кроме того, многие регаты проводятся на озерах. В таком случае наша Маркизова лужа подошла бы для тренировок. Но нужно дальнейшее развитие инфраструктуры.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»