Открыли так открыли! Можно сказать, нараспашку! Это я, конечно же, про летние Игры — 2008. Вчера в Пекине на стадионе «Птичье гнездо» официально дали старт Олимпиаде. Ничего не скажешь, сделано все было с размахом!
То ли потому, что это была первая церемония открытия, которую довелось увидеть «живьем» на стадионе, то ли мне просто симпатично творчество китайского режиссера Чжана Имоу (один «Герой» чего стоит), но шоу превзошло все мои ожидания. Театрализованное представление получилось совсем не пафосным (чего лично я опасался), зато на редкость красивым и иногда даже трогательным. Добиться такой синхронности от такого огромного количества народа — почти невыполнимая миссия. Режиссеру-постановщику самого дорогого , возможно, шоу в истории это удалось на отлично.
Думаю, подробно описывать представление, перечислять находки бессмысленно — это надо было видеть. Но лично мне очень понравился эпизод, когда ребята в светящихся при помощи лампочек зеленых костюмчиках целенаправленно бегали по арене, создавая световые фигуры. Конечно, идеал недостижим — у некоторых бедолаг лампочки категорически не зажигались, и они выглядели среди мчащихся со всех ног коллег «зелеными» воронами. Но этот маленький изъян совершенно не портил красоту, только придавал шоу дополнительную изюминку — китайцы не роботы, они просто очень умелые и работоспособные люди. Многие из 14 тысяч (!) участников шоу репетировали свои номера больше года — порой получая на контрольных «прогонах» тяжелые травмы. Титанический труд высшим баллом оценил не только я, но и многие коллеги по журналистскому цеху. Хотя все мы дружно и истекали потом — поздним вечером в Пекине, кажется, еще жарче, чем днем. «Супер! Вот она, мощь китайской империи!» — впечатлился сосед по трибуне. Что ж, могу подписаться под его словами — вводная часть удалась на славу.
Пекинский муравейник
Парад участников, правда, показался слегка затянутым — многочасовые наблюдения за модными тенденциями во всех странах — участницах олимпийского движения нравятся далеко не всем. Лично я заскучал после того, как прошла наша — надо сказать, не шибко многочисленная — делегация (многим на днях выступать, а провести на ногах несколько часов на стадионе пусть престижно, но утомительно) во главе со знаменосцем Андреем Кириленко. Однако тут уж устроители ни при чем — олимпийские традиции священны, протокол надо выполнять неукоснительно. К тому же, когда арена под завязку набилась спортсменами, масштаб предстоящего мероприятия стал виден невооруженным глазом. Атлеты пребывали в превосходном настроении, улыбались во весь рот — правда, на большом экране появлялись в основном лица заслуженных, узнаваемых олимпийцев. Прежде всего теннисистов (Роджер Федерер, Энди Маррей, сестры Уильямс) и баскетболистов (Коби Брайант и Дирк Новицки). Звездный статус персоны легко можно было определить по шуму на трибунах, хотя, конечно, китайский знаменосец Яо Мин был вне конкуренции! Организаторы, как и обещали, ликвидировали главную опасность, способную изрядно подпортить шоу, — дождь так и не пошел. Хотя тучи на Пекином, можно сказать, «ходили хмуро» весь день. Ливень назревал, но так и не назрел — осадкам было сказано нет. И олимпийский факел зажгли без всяких приключений — как и предполагалось, сделал это немолодой уже гимнаст Ли Нин. Трехкратный олимпийский чемпион Игр-1984 в Лос-Анджелесе (где китайский спорт громко заявил о себе) при помощи строп эффектно прошагал к чаше по верхней окантовке стадиона.
Вообще, в день открытия Игр Пекин стал очень похож на гигантский муравейник. Китайские «муравьи»-волонтеры деловито носились туда-сюда — одни бежали в неизвестном мне направлении стайками, другие почему-то маршировали строем. «Муравьи»-солдаты стояли на каждом шагу, охраняя все ближние подступы к олимпийским объектам с деланым спокойствием. Таксист, который вез корреспондента «Спорта» к пресс-центру, по пути он что-то очень вдохновенно говорил. Но, естественно, по-китайски: кто до сих пор не в курсе, знание иностранных языков — явно не конек простых и не очень жителей Пекина. Даже волонтеры, призванные на помощь журналистам и туристам, услышав вопрос, напряженно морщат лбы и после некоторых раздумий в девяти случаях из десяти бегут за помощью к своим более подкованным коллегам. Впрочем, и рекрутированные коллеги не всегда бывают на высоте — порой, следуя их советам, среди олимпийских объектов Пекина можно легко заблудиться. Но обижаться за это на юных китайских товарищей, поверьте, невозможно — сразу видно, насколько искренне они хотят помочь.
Счастливый билет
Само собой, по мере приближения восьми часов вечера (старта церемонии открытия) энтузиазм волонтеров увеличился — создавалось впечатление, что они просто мечтают показать тебе кратчайший путь к «Птичьему гнезду». Но чтобы добраться до «Гнезда», надо было сначала заполучить билет. И не только простому зрителю, но и аккредитованному журналисту. Старая история — желающих тьма, число мест для прессы ограничено. Тут необходима либо завидная предусмотрительность, либо бесценный опыт участия в олимпийских мероприятиях, либо банальное везение. Именно последний пункт и помог в моем случае. Придя в пресс-центр и почти сразу встав в очередь за драгоценными квитками, я выдержал испытание на фарт, получив самый-самый последний билет. Причем, по идее, этот пропуск на Олимпиаду должен был достаться какому-то моему иностранному коллеге, но он, что называется, «аккредитацией не вышел», и эстафета перешла ко мне. Пеший путь от пресс-центра к «Гнезду» занял около получаса, хотя пришлось обходить рассевшихся на тротуарах китайцев, которые решили посмотреть церемонию на большом экране и, само собой, заняли места заранее. Прогнозы насчет людских заторов на ближних подступах к главному олимпийскому стадиону из-за беспрецедентных мер безопасности не оправдались — здесь как раз никаких очередей выстаивать не пришлось. Хотя проверяли китайцы на совесть — ноутбук обязательно включи (вдруг для маскировки), работу диктофона и фотоаппарата продемонстрируй. Но все подчеркнуто вежливо, аккуратно — хозяева ни в коем случае не хотели обидеть дорогих иностранных гостей. Территория «Птичьего гнезда» тоже оставила приятное впечатление — кругом цветы. Да и вид футуристичной арены вблизи завораживал. Впрочем, даже за 15 минут до начала церемонии китайцы не слонялись без дела, а выполняли поставленные задачи. И не только служба безопасности, но и уборщики мусора, лихо разъезжавшие по территории на своих маленьких желтых машинках. Так что в успешно проведенной церемонии есть и их заслуга. «С тех пор как семь лет назад Пекин получил 29-е Игры, сердца миллиарда и 300 миллионов китайцев пульсировали в унисон с олимпийским движением», — поэтично сказал президент организационного комитета Игр-2008 Лю Чи. Так что каждый «маленький» китаец может чувствовать причастность к большому празднику — Олимпийским играм.
Пекин