Чемпионат мира по футболу — большой праздник для болельщиков из городов-организаторов. Эту аксиому вряд ли кто-то опровергнет. Но можно рассмотреть и другую сторону медали. Инвестиции, которые получит Петербург, после окончания мундиаля начнут работать на горожан, их детей и внуков. Пусть даже к футболу они будут равнодушны.
65 автобусов и 396 вагонов метро
Транспортная инфраструктура Петербурга последнее десятилетие требовала серьезной корректировки. Чемпионат мира в России позволит осуществить некоторые проекты. Начнем с того, что Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры в строгом соответствии со сроками, намеченными федеральным и региональным законодательством о подготовке к проведению ЧМ-2018, планируется закупить 65 низкопольных автобусов большой вместимости, что очень важно для людей с ограниченными возможностями, отвечающих последним требованиям безопасности и экологичности. Они будут доставлять болельщиков и гостей чемпионата к стадиону на Крестовском острове, а после окончания ЧМ станут муниципальной собственностью, пополнив городские автопарки. Планируется также закупить 396 вагонов для Невско-Василеостровской (или «зеленой», как именуют ленинградцы-петербуржцы) линии метро.
Еще один интересный нюанс. В рамках подготовки транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга к чемпионату мира весь городской общественный транспорт, включая частный, планируется оснастить системой PayPass. На сегодняшний день ридерами системы MasterCard PayPass оснащено по одному турникету на каждой из 72 станций петербургского метрополитена. В планах городских властей начать тестирование этой системы на наземных маршрутах в Пулково. Система MasterCard PayPass — бесконтактная технология оплаты, которая предоставляет держателям карт MasterCard PayPass и Maestro PayPass возможность оплаты путем близкого поднесения или прикосновения картой или телефоном к считывающему платежному терминалу вместо проведения ее для считывания или вставки в терминал. В Европе и даже в Израиле подобные терминалы — весьма распространенное и функциональное явление для пассажиров.
Масштаб работ впечатляет
Какие приятные сюрпризы еще ожидают петербуржцев за эти три года, оставшиеся до старта ЧМ? Ведется реализация таких проектов, как строительство Пулковско-Дунайской развязки.
Развязка на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом позволит организовать беспрепятственное движение транспорта по всем востребованным направлениям, обеспечить безопасность как для автомобилистов, так и для пешеходов.
Практически бессветофорный участок дороги протяженностью 24 километра (!) создаст кратчайшую транспортную автомобильную связь Василеостровского района с Петроградской стороной, северо-восточными районами города и морским пассажирским портом, принимающим паромы и круизные суда.
Но и это не все! В соответствии с разработанной концепцией городские власти смогут обеспечить доставку организованных групп болельщиков от Пулково до арены на Крестовском острове за 24 минуты. Это прежде всего связано со строительством центрального участка Западного скоростного диаметра (строящаяся дорога, соединяющая южную и северную части города, минуя при этом центр), который планируется сдать к 2016 году.
Масштабные работы будут проводиться и в петербургской подземке. Планируется продлить Невско-Василеостровскую линию метро до станции «Улица Савушкина» в Приморском районе, включая станцию «Новокрестовская», которая выйдет на поверхность в нескольких метрах от стадиона. Эх, сколько поколений болельщиков мечтали о таком комфорте! Представьте, из Рыбацкого или Обухова лет тридцать назад поклонник игры № 1 добирался на стадион имени Кирова на трамвайчике через весь город, дорога могла занимать до двух часов. В 2018-м из этих же районов можно будет добраться до «Зенит-Арены» (пока это условное название нового суперстадиона) без всяких пересадок минут за 40–45! Стоит отметить, что на «зеленой» ветке петербургского метрополитена последний раз новая станция появлялась почти тридцать лет назад, в 1986-м!
И конечно, долгожданное строительство пешеходно-транспортного моста с выходом на Крестовский остров в створе Яхтенной улицы…
Мост чемпионов
Соглашение о намерениях при реализации инвестиционного проекта по созданию пешеходного моста подписали в июне на Международном экономическом форуме губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и генеральный директор компании Spicer Oppenheim Limited Пол Энтони Джарвис. «Мост чемпионов» обеспечит доступ к новому стадиону. Длина моста с учетом подходов составит около километра! Важно, что мост будет пешеходным (разумеется, с возможностью проезда спецмашин), современный дизайн моста дополнит коллекцию изящных мостов, которыми Санкт-Петербург славится по всему миру. Какова же будет его пропускная способность? По оценкам специалистов — 30 тысяч человек в час (станции «Крестовский остров» и строящаяся «Новокрестовская» пропустят по 10 тысяч пассажиров в час каждая). Напомним, что «Зенит-Арена» будет вмещать 68 тысяч зрителей. Наряду с пешеходами мост смогут использовать и велосипедисты. Здесь же разместятся фан-зона, различные магазины, представительства спортивных организаций, кафе и рестораны. На постройку моста ориентировочно потребуется 1,8 млрд рублей.
В планах Комитета по транспорту также строительство моста через остров Серный (остров находится у левого берега Малой Невы ниже Тучкова моста) плюс реконструкция самого Тучкова моста. Перераспределение транспортных потоков позволит значительно разгрузить существующие мостовые переходы с Петроградской стороны на Васильевский остров и в целом снизить нагрузку на улично-дорожную сеть при организации маршрутов перевозок между стадионом на Крестовском острове, старым добрым «Петровским», местами размещения гостей города в гостиницах в центре Санкт-Петербурга, местами базирования команд в ближайших пригородах.
Объявлен первый конкурс на строительство набережной Макарова от Адмиральского проезда до Западного скоростного диаметра. По прогнозам, к 2025 году интенсивность движения по мосту через Серный остров в обоих направлениях составит более четырех тысяч автомобилей в час!
Еременко и компании нужно пробиваться на ЧМ!
В виде вишенки на торте горожанам можно предложить… планы городских властей по возведению двух новых автовокзалов. Новые автостанции должны появиться в районе станций метро «Парнас» и «Купчино». Общий пассажиропоток двух автовокзалов составит 18 тысяч пассажиров в сутки! Стоимость их строительства оценивается в 2,8 млрд рублей. Петербургский «Пассажиравтотранс» уже начал процедуру квалификационных отборов для дальнейшей организации конкурсных процедур.
Первый автовокзал расположится недалеко от станции метро «Парнас». Вместимость составит до 400 пассажиров, а ожидаемый пассажиропоток — 8 тысяч в сутки. С автостанции транспорт будет курсировать в Приозерском и Выборгском направлениях, а также в Карелию и Финляндию. Так что команде Суоми с Романом Еременко во главе обязательно нужно пробиваться на ЧМ-2018, вдруг жребий возьмет да и отправит горячих финских парней в Петербург?!
Из Купчино пассажиры смогут уехать в Псковском, Новгородском, Приволжском и южном направлениях, а также добраться до стран Восточной Европы, Балтии и Белоруссии. Ожидаемый пассажиропоток — 10 тысяч человек в сутки.