На фоне убойной по всем параметрам битвы лидеров семь остальных матчей выглядят не очень презентабельно. Так и тянет назвать их остатками тура — вопреки прямой математической логике, подсказывающей, что один по определению меньше семи. Ну что тут поделаешь? Таковы уж стереотипы восприятия.
Стереотипы, впрочем, никак не влияют на спортивное, сугубо турнирное значение семи противостояний, растянутых на три игровых дня. Время «пустых» встреч еще не настало: таблица пригнана плотно, середняки и аутсайдеры — близнецы-братья (с небольшими, правда, оговорками), а кто-то из ушедших в отрыв лидеров завтра обязательно потеряет очки.
Долой, в общем, стереотипы. Давайте лучше постараемся понять, что подавляющему большинству футбольной аудитории матч «Спартак» — «Рубин» суммарно интересен прежде всего как зрелище, освященное, разумеется, борьбой за золото. Их там пока всего двое, наверху, как-нибудь да разберутся. А вот остальные четырнадцать максимально взаимозависимы.
Ну например. «Зенит» приезжает в гости к «Химкам». «Зенит», угнетенный четверговой неудачей в Лиге Европы, приезжает в гости к аутсайдеру, чьи надежды на сохранение прописки в элите стремительно тают. Нынешний тренер «Химок» Константин Сарсания, основательно вложившийся в становление «Зенита», успел объявить, что привлекает к сотрудничеству бывшего главного тренера «Зенита» Дика Адвоката, изъявившего желание консультировать «Химки». Факт, достойный осмысления, не так ли? Более того, от результата этого конкретного, с неброской афишей матча зависит не только текущая турнирная судьба двух команд, но и процесс формирования «болота» (принято считать, что именно к 21-му туру оно в общих чертах прорисовывается и начинает «бродить»). А степень вязкости «болота» в свою очередь оказывает прямое влияние на многие и многие принципиальнейшие расклады финишного отрезка. Заинтересованные в наличии «болота» (да еще и с возможным окончательным, по сути, «отцепом» от премьер-лиги одного из ее участников) люди могут, таким образом, считать центральным матчем тура именно этот, химкинский. Почему нет?
Игре в Химках в этом смысле полностью соответствуют еще как минимум три поединка: «Локомотив» — «Кубань», «Ростов» — ЦСКА и «Томь» — «Москва». Но тоже с любопытными нюансами. Гордый человек Сергей Иванович Овчинников признался недавно с холодной усмешкой, что болеть будет за «Локо», а переживать — за футболистов «Кубани». Не за клуб «Кубань», заметим, а за футболистов. Потому что клуб его уволил, а футболисты поддержали. Ну так вот, имеет ли Юрий Павлович Семин, числящий Овчинникова почти что сыном, попросить об одолжении и получить от Сергея Ивановича пару-тройку принципиальных советов по неким важным вопросам, связанным с игрой «Кубани»? И если да, то посчитает ли Сергей Иванович возможным не отказать Юрию Павловичу в столь деликатном вопросе? Понятно ведь, что такого рода консультация может дорого стоить «Кубани».
Олег Васильевич Долматов имеет неплохую возможность напрочь отключить от золотой гонки ЦСКА, с которым он десять лет назад предпринял две попытки стать чемпионом России, но добрался лишь до серебра (1998) и бронзы (1999). ЦСКА в конце апреля 2009-го сенсационно проиграл «Ростову» в «Лужниках» (1:2 при нереализованном гостями пенальти), и вот теперь донская команда способна окончательно перенастроить армейцев, во-первых, на групповой турнир Лиги чемпионов и, во-вторых, на предметный поиск нового главного тренера. Хотя в упоминавшемся уже 1998-м, уместно вспомнить, ЦСКА под руководством Олега Долматова совершил такой дистанционный рывок из подвалов таблицы в ее верхи, что многим до сих пор понятно: ничто в этой жизни не слишком и раздавать в конце лета разнообразные титулы и клейма глупо, наивно, недальновидно. Футбол за это нередко наказывает.
Получившая невиданную политико-финансовую поддержку «Томь» не очень-то убедительна в домашних матчах, хотя наказ ей был именно такой: неустанно радовать жителей региона, повышая таким образом уровень их работоспособности, от которой напрямую зависит рентабельность нефтяных и газовых месторождений и соответственно наполняемость федерального бюджета. Но «Москва», уважая, безусловно, уровень томских контактов, думает, как это Москве вообще в широком смысле свойственно, прежде всего о себе, любимой. «Мы давно уже не кепки», — сказал недавно Миодраг Божович, в глубине души подумывая, возможно, о короне. Ну хотя бы бронзового литья.
Так что «Спартак» — «Рубин» — это много (кто бы спорил?), но далеко не все. Остатки — более чем сладки.