Со дня нашей беседы с генеральным директором «СКА Арены» – олимпийским чемпионом Сиднея Дмитрием Сватковским – до начала спецоперации в Украине прошла неделя. Невозможно спорить с тем, что картина мира заметно изменилась и продолжает меняться каждый день. Тем не менее, главная ледовая арена Петербурга растет стремительными темпами и по-прежнему готовится к тестовым матчам перед чемпионатом мира по хоккею 2023 года.
Руководитель компании в течение часа отвечал на вопросы «Спорта День за Днем», в том числе рассказывая, как перенести успехи из спорта на управленческую карьеру в стопроцентном объеме.
«Благодаря Петербургу я попал на Олимпийские игры»
– Вы – олимпийский чемпион по современному пятиборью. Значит ли это, что проект «СКА Арена» потребовал руководителя именно с универсальными навыками, учитывая многозадачность этого сооружения?
– В Петербурге строится уникальная по своим характеристикам арена. Ведь помимо хоккея, который, безусловно, станет якорным спортом для этого стадиона, мы сможем принимать здесь соревнования мирового уровня более чем по 20 видам состязаний, включая: фигурное катание, шортрек, следж-хоккей, бокс, баскетбол, волейбол, атлетику, гимнастику. Не буду отрицать, жизненный опыт для реализации объекта накоплен. Была спортивная карьера, затем состоялся как государственный деятель. Осуществлял проекты в Правительстве Москвы, Нижегородской области, также был депутатом Государственной Думы седьмого созыва. Опыт по вводу больших, в том числе олимпийских объектов - есть, ответственность свою понимаю. В целом, команда на проекте сформирована очень профессиональная, а главное - сплоченная.
– Существует расхожее мнение, что климат Петербурга делает город не самым приятным местом для жизни…
– Не согласен. Вообще, этот город для меня родной, с ним связаны только самые теплые воспоминания юности. Здесь как раз началась моя спортивная карьера, когда я выполнил мастера спорта СССР будучи 16-летним юношей. Благодаря Петербургу попал на Олимпийские игры 1992-го года в Барселоне после заключительного этапа кубка мира по пятиборью, в котором занял 6-е место и отобрался в сборную.
– После окончания карьеры вы были вовлечены во многие виды спорта, включая футбол – занимались в Нижнем «Волгой», а потом и подготовкой города к ЧМ-2018. Что было самым сложным при подготовке ЧМ-2018 в Нижнем Новгороде?
– Получить право на его проведение. 12 городов ведь претендовали. Но все-таки Нижний – крупнейший транспортный узел, самый близкий к Москве миллионник. По сути, уникальное географическое расположение. Но еще было важно создать футбольные традиции – это у Москвы сильнейшая инфраструктура, а другим городам, включая Нижний, Ростов, Волгоград, Екатеринбург, этого не хватало. И, кстати, то, что Петербург заявил самый большой ледовый стадион в мире – это и есть вызов для меня сейчас.
– Всех интересуют сроки. Когда «СКА Арена» будет введена в эксплуатацию?
– Строительная готовностью должна быть обеспечена до конца 2022 года. Дальше все системы комплекса пройдут испытания и пусконаладку.
– То есть, если все будет хорошо…
– Не «если», а все будет хорошо. В декабре мы должны сдать объект с учетом дальнейшей сложной процедуры оформления и передачи городу и обеспечить полную готовность стадиона к первым тестовым матчам, которые запланированы на март 2023 года.
– Почему их нужно так долго ждать?
– Процесс адаптации арены под соревнования занимает время. Объект ведь новый, все системы должны работать слаженно, а их много. И это, по большому счету, будет уже и подготовкой для менеджмента и всего технического персонала стадиона.
«Парк вокруг СКА Арены будет удивлять в любое время года»
– Когда тестировали Ледовый к ЧМ-2000, играла сборная ветеранов Петербурга против команды Александра Лукашенко. Каким вы видите первый тестовый матч на «СКА Арене»?
– Обсуждали эти вопросы с федерацией хоккея России. Смотрим в сторону юниорских или молодежных турниров. Но первый официальный матч совершенно точно пройдет в день открытия чемпионата – в мае 2023 года.
– Строительство арены началось относительно недавно. Несмотря на то, что проект сложный, работы идут очень быстро. Чем это обеспечивается?
– Повторюсь, первое – профессиональными людьми, у которых за плечами значительный опыт строительства подобных объектов. У нас, как и в любом непростом деле, есть трудности. Но они закрываются быстротой принятия решений и их качеством. Этими навыками и определяется профессионализм команды. Считаю, что Владимир Лавленцев (генеральный директор компании, ведущей строительство «СКА Арены» – «Спорт День за Днем»), собрал отличную команду настоящих профессионалов-строителей.
– Какие сроки выполнения различных этапов поставлены перед вами?
– Металлоконструкции кровли полностью должны быть смонтированы к апрелю. Дальше, в апреле-мае, начнем вводить различные спортивные технологии и, как позволит погода, разрабатывать ландшафт парка, по которому сейчас получаем согласование в профильном Комитете. Кстати, парк задуман и должен получиться очень красивым, с возможностями для семейного отдыха, занятий экстремальными видами спорта и даже с легкоатлетическим ядром. Еще планируется фестивальная зона – летом там будет концертная площадка, а в зимнее время – место для массового катания. Так что жить будет не только «СКА Арена», но и пространство вокруг нее.
– Какие мировые примеры использовали для вдохновения?
– Мы сделаем парк еще одной точкой притяжения для горожан и новым пространством, доступным для всех поколений. У нас, например, по аналогии с европейскими, английскими парками разработан уникальный дендроплан, подразумевающий высадку деревьев и кустарников, таким образом, чтобы цвета парка менялись в зависимости от времени года – в апреле-мае один цвет, в июне-июле – другой.
– Важно, на сколько мест будет рассчитана парковка «СКА Арены»…
– На ней будет около 2 500 мест, включая подземный и наземный паркинг.
– Можно соединить объекты тоннелем или чем-то таким, как это сделано в Стокгольме на «Френдс Арене»…
– Как раз думаем, как разгрузить транспортные потоки, чтобы доступ на арену и выезд с нее были удобными. То же самое касается людских потоков. На этот счет сейчас идут обсуждения с Администрацией города и принципиальную поддержку своих решений мы уже получили.
– В СМИ называли ориентировочную стоимость строительства «СКА Арены» – 38,5 миллиардов рублей. Это похоже на правду?
– Сейчас мы ждем оценку Госэкспертизы по измененному фасаду, кровле и в том числе сметной части проекта, после чего будем понимать стоимость объекта по локальным сметам. Надо признать, что строительная отрасль сейчас переживает серьезный подъем цен на материалы. Наша основная задача – оптимизировать затраты за счет локальных российских поставщиков. Так что пока, в процессе оптимизации и окончательную цифру назвать сложно. Любой финансист скажет – полностью корректным можно быть лишь когда есть подтверждающие документы.
«Кресла точно не будут зелеными. Остальное – сюрприз!»
– Вы уже знаете, какими будут цвета кресел на «СКА Арене»?
– Я бы хотел некоторые вещи, включая эту, оставить в секрете. Если я сейчас все расскажу и покажу, будет неинтересно…
– Зелеными хотя бы кресла не будут? А то на «Петровском» когда-то поставили оранжево-желтые, тогдашний директор арены говорил, что в хмурую погоду будут радовать глаз…
- Нет, точно не зелеными (Смеется). Многие вещи, например, фойе, общественные пространства, места общего пользования – все должно удивить. Хотелось бы встать в стороне и посмотреть на лица тех, кто увидит это в первый раз. А потом послушать, что вы скажете!
– Роман Ротенберг сказал, что для него – вызов собрать аншлаги на «СКА Арене».
– Я даже уверен в следующем – будет проблема лишнего билетика. У нас задача – проводить 140-150 мероприятий в год, и не только хоккей. Баскетбол, волейбол, концерты, фигурное катание – все это стоит в планах. Возможности города расширяются колоссально, включая олимпийские проекты. Мы сможем принять любые комплексные мероприятия в силу способностей арены трансформироваться за короткий промежуток времени. Скажем, мы сможем сделать концертную площадку из хоккейной арены за 4-5 часов…
– Мы не сомневаемся в возможностях «СКА Арены». Но вызывают вопросы соревнования, которые сейчас предлагаются в Петербурге. КХЛ не переживает пик популярности. Может ли его спровоцировать переезд армейцев из Ледового дворца на «СКА Арену»?
– Сейчас есть понятное охлаждение зрителей ко всем мероприятиям. Это не только КХЛ переживает. Был очень сложный 2020 год, когда играли при пустых трибунах. Потом в различных регионах на трибуны допустили 20, 30 процентов зрителей. Сейчас уже обсуждается 50-70 процентов выше. Главная цель - достичь того, чтобы мы смогли жить открыто. Мы продумываем многие фишки, чтобы жители и гости города комфортно себя чувствовали в нашем кластере.
– Другие питерские клубы, например в гандболе или волейболе, должны будут отреагировать на появление «СКА Арены» и отложенный спрос?
– Конечно! Отложенный спрос прежде всего формирует приход детей в спортивные школы. Это первый толчок. Появление последующих поколений – это второй. А третий – уже команда мастеров. Если все эти слагаемые будут сложены, то произойдет формирование интереса к различным видам спорта. Почему мы делаем зону экстремальных видов спорта в нашем парке? Есть запрос молодежи.
Посмотрите зимнюю Олимпиаду. 20 лет назад многие не понимали, что такое керлинг. Здоровые дяденьки толкают камешки – такое было отношение. А сегодня уже все разбираются, играют в него. Как стремительно фристайл развивается. И потом, почему мы должны акцентироваться только на олимпийских видах? Есть бальные танцы. Поверьте, проведение чемпионата мира в этом спорте будет ярким событием для Петербурга. Отдельное явление е-Games – так называемый киберспорт, где мы одни из лидеров. Надо держать руку на пульсе, соответствовать тенденциям, которые сегодня развиваются в обществе.
– Вы вспомнили про молодежь, а мы – про скандал, который разгорелся в пятиборье. Требуют убрать лошадей.
– Он не разгорелся, а уже «сгорел». Мы убрали лошадей по настоянию МОК. Это уже будет другое пятиборье. Четыре вида останутся (фехтование, плавание, комбинация стрельбы и бега – «Спорт День за Днем»), над пятым мы думаем.
– Чем лучше всего заменить?
– Это очень сложный вопрос. Вопрос по коню витал уже 30 лет. Международная федерация пятиборья сейчас ищет решение. Думаю, что к апрелю-маю его объявят.
– Вам какой вариант нравится?
– Я всегда был за классику (улыбается)... Чем заменить? Для меня лично это очень сложный вопрос. Не готов на него отвечать. Пятиборье придумал Пьер де Кубертен. Этот вид спорта основывался на французской балладе о солдате, который нес депешу Наполеону. Скакал на лошади – ее убили. Отстреливался – закончились патроны. Потом он фехтовал, дальше переплывал через реку и бежал. В итоге он принес депешу и войска Наполеона вышли из окружения. У олимпийского движения очень высокие требования к гармонии. Найти пятый вид спорта – это большой вызов. Над этим работает огромное количество людей. Я бы не хотел высказывать свое мнение, потому что вхожу в семью пятиборцев. И мы договорились: пока не будет решения, никто не высказывается.
«Сделай все, чтобы не было стыдно прийти в олимпийскую деревню»
– Давайте тогда про зимнюю Олимпиаду в Пекине. Сборная России – в лидерах по числу четвертых мест. Интересно ваше мнение как олимпийского чемпиона. Четвертое место – это стечение обстоятельств или это спортсмен не доработал?
– На Олимпиаде в Атланте я сам занял 4-е место. Скажу вам – страшное разочарование. Это самое больное место. Ты остановился в шаге от медали. Даже последнее место – это не так больно, как четвертое. Но если посмотреть без эмоций, значит ты где-то недоработал и в большинстве случаев это, конечно, психологические вещи.
– В Атланте что вас сбило?
– Набор элементов, где сам допустил ошибки.
– В Сиднее был момент, когда вам на секунду пришла в голову мысль, что депешу, может, и не донесете?
– В середине фехтовального турнира я занимал последнее место. Выиграл первые три боя, а потом проиграл 12 поединков. В этот момент я сказал себе: «Наверное, это всё. Конец карьеры». А вторая мысль была: «Ты что хочешь сдаться?». И ответил сам себе: «Нет, сделай всё, чтобы тебе было не стыдно прийти в олимпийскую деревню». Это основная задача – договориться самим с собой и признаться в том, из-за чего находишься в таком положении: боязнь проигрыша. Как только она появляется, ты должен победить этот страх.
– В честь вашей победы в Сиднее звучал российский гимн, был российский флаг. Сейчас наши спортсмены выступают под «баном»…
– Я тоже выступал под «баном» на Олимпиаде в 1992 году.
– Он был вынужденный. За кого вы тогда выступали в Барселоне?
– За страну.
– Кто больше всего вас потряс на прошедшей Олимпиаде?
– В свое время я много тренировался с лыжниками. В 14-15 лет мы вместе проходили летние лагеря. Бегали кроссы. Ребята выполняли колоссальные объемы работы. Я очень горжусь тем, что происходит с российскими лыжниками. Особенно мужская эстафета. 42 года ждали золотой медали в этом виде программы и вот, наконец, свершилось.
«Нет смысла говорить «давайте жить хорошо», не прикладывая к этому усилий и знаний»
– Если бы вы, закончив спортивную карьеру, не занимались собственным образованием, чем бы сейчас занимались?
– Сложно сказать. Но я четко тогда для себя решил двигаться дальше, не постеснялся в 31 год сесть за парту. Пришел в Академию госслужбы, поступил на экономический факультет. И скажу вам честно, что ничего не понимал. Помню первый день: русский язык, русские слова, но не понимаю, о чем это. Что такое консолидированный бюджет? Как можно его консолидировать? Бюджет или есть, или нет.
Но через два месяца своим трудом я добился прогресса. Утром приходил учиться, вечером садился за словарь, выписывал все термины, которые мне были непонятны. Пытался быстро догонять людей, которые уже в этом «плавали». Тогда для меня это был вызов, но я понимал, что спортивная жизнь закончилась, поставил в ней точку. Тренер сказал: «Ты должен сойти со всех пьедесталов. Это была хорошая жизнь, но она закрыта. Сегодня есть настоящее, а завтра – будущее. Кем ты хочешь быть?».
– Что вы ответили?
– Что хочу разбираться в экономике и финансах, понимать, как устроено экономическое пространство, как должна развиваться наша страна. Говорить: «Давайте жить хорошо», не прикладывая к этому усилий и знаний – это кухонные разговоры. Есть еще правила, труд, знания и дисциплина. Последнее я взял из спорта.
– Тогда вопрос вам, как специалисту по экономике: сохранится рабочий вариант названия – «СКА Арена» или нейминг неизбежен в наше время?
– Это открытый вопрос. Мы считаем, что «СКА Арена» – хорошее название. Оно подтверждает приверженность клубу. Звучит емко, конкретно и ясно. Но если будет хорошее предложение, конечно, мы его рассмотрим. В любом случае во время чемпионата мира никакого нейминга не будет. Здесь такие же правила, как в футболе.
– И последний вопрос. Вокруг строительства «Газпром Арены» много лет было много слухов и даже скандалов. А вот «СКА Арена» строится на удивление тихо. В этом есть что-то неестественное для Петербурга…
– Люди, которые принимали решение о строительстве арены, и инвестируют в реализацию этого проекта средства с большим уважением относятся к Санкт-Петербургу и хотят, чтобы в нем появился уникальный, яркий и красивый объект, который сможет, в том числе, стать еще одним импульсом для развития спорта в Северной столице.