Последним из российских клубов закрыл еврокубковый «второй фронт» ЦСКА. На «Сантьяго Бернабеу» армейцы крупно уступили «Реалу». «Спорт день за днем» при помощи известного в прошлом защитника красно-синих Олега Корнаухова подводит итоги выступления наших команд на международной арене в сезоне-2011/12.
Разгром, отставание
— На 70‑й минуте, когда Бензема сделал счет 0:3 в пользу «Реала», рука к пульту с кнопкой вкл/выкл не потянулась?
— А ничего, собственно говоря, экстраординарного не произошло. Я и до этого призывал не впадать в крайности. Накануне матча на «Сантьяго Бернабеу» многие предлагали верить в чудеса.
— Не верили, чувствую.
— В сказку? Нет. Но я думал, что всякое может произойти. Допустим, недооценка со стороны «Реала» и вдохновенная игра самих армейцев. Это да, стечение обстоятельств.
— Трудновообразимое.
— Сложнее было предположить, что мадридцы ЦСКА могут недооценить. Нет, этого не могло произойти в принципе. Зная, как требует от своих подопечных Моуринью… Пожалуй, все сложилось более или менее закономерно. К сожалению. Хотя и крупновато уступили.
— Крупновато?
— Ну да, 1:4.
— Разгром.
— Футбол – справедливая штука. На полном серьезе. Что бы там ни говорили. Тот результат, который зафиксирован на табло по истечении девяноста минут, и есть самый справедливый и отражающий то, что происходило на поле.
— Думаю, многие с вами не согласятся.
— Ради бога. Я же через многое в своей карьере прошел. Если вздумается, за оправданием дело не станет. Это можно и знакомым, и прессе рассказывать. В душе же ты понимаешь, что все справедливо. Да, бывают исключения.
— Например?
— Какие-то непонятные действия арбитра. Сверх меры. Но это именно что исключения.
— Это противостояние с «Реалом» не напомнило бодание с «Интером» двухлетней давности?
— Понимаете, итальянский футбол отличается от испанского. Когда итальянцы уверены в своем превосходстве, играть предпочитают на классе. Поведя в счете, знают, как удержать добытое преимущество. Не прикладывая к этому каких-то сверхусилий.
— Испанцы?
— Не хуже итальянцев знают. Но у них в крови зрелищность. Поэтому и такие крупные результаты.
— С каким ощущением наблюдали за нашими представителями в еврокубках?
— Я понимаю, скажем, армейцев. Со многими знаком лично. Это далеко не мальчики. Они выиграли в пределах страны все, что можно и нельзя. Не думаю, что присутствовала какая-то скованность. Уж тем более боязнь. Скорее, желание проверить себя на этом уровне. На собственном опыте ощутить, сколь велико отставание от топ-клубов.
— Велико?
— Ощутимо. Как в индивидуальном, так и в командном мастерстве «Реал», конечно же, превосходит армейцев. Это, на мой взгляд, один из трех-четырех лучших клубов мира. Без всяких сомнений. Тут даже говорить не о чем.
— Кто еще, кроме «Реала»?
— Вряд ли итальянские клубы. Я за Серией А пристально слежу. «Милан» хотелось бы назвать. Но уберегает от этого шага ответная игра с «Арсеналом». На «Эмирейтс» от него камня на камне не оставили. Увы, ни одна команда с Апеннин не входит в воображаемый Топ‑4.
— Кто же тогда?
— «Реал», «Барселона», «Манчестер Юнайтед».
— Даже несмотря на вылет из Лиги Европы?
— Даже несмотря на вылет. И, завершая ряд, «Бавария». Остальные же не дотягивают до топ-уровня. В том числе и российские клубы. Мне сложно здесь говорить о каком-то рейтинге. Это всегда абстракция.
Психология, отношение
— Почему же? В клубной таблице коэффициентов откатились с шестого на девятое место.
— Сегодня опустились – завтра поднимемся. С украинскими, португальскими и голландскими клубами нам вполне по силам конкурировать. Это с британскими, испанскими и немецкими практически невозможно. Да, футбол – противостояние двух команд. Но то, что им уступаем, это факт.
— В чем же?
— Тут комплекс причин.
— Хотя бы одну назовите.
— Например, в психологии.
— Поясните?
— Возьмем ответный матч «Зенита» с «Бенфикой», в котором питерцы с первых минут отдали инициативу. Все! На поле присутствовала только одна команда. Как вы понимаете, не наша. Португальцы чувствовали себя вольготно. Как только добились своего, ушли в оборону. Только тогда, понимая, что деваться уже некуда, «Зенит» начал играть.
— Удивились?
— Да, поразился. Вроде флагман российского футбола. Может, память о визите в Порту сказалась. Тогда португальцы два тайма висели на воротах Малафеева, но питерцы отстояли заветные нули на табло и за счет этого вышли в плей-офф Лиги чемпионов.
— А победителя не судят.
— Нет, скорее, результат остается – игра забывается. Может, по этой причине уже в Лиссабоне и не сделали акцента на контригру. Не знаю, я могу лишь предполагать. Слишком уж это тонкая материя. Сложно в словах выражаемая.
— Общую оценку евросезону дадите?
— Удачный.
— И только?
— С привкусом горечи. Все же жила надежда, что кто-то из наших преодолеет барьер первого раунда плей-офф.
— На кого надеялись?
— Да на каждого! Пожалуй, лишь к армейцам жребий был неблагосклонен.
— А для кого милостив?
— Это как посмотреть. Все просили послать им АПОЭЛ. «Лион» вон как радовался. А в результате? Киприоты идут дальше, а французы отдыхают. Не позавидую той команде, которой выпадет с ними играть. Как встанут в обороне и начнут ловить на контратаках. «Зенит» на этом уже обжегся.
— «Бенфика», когда ей выпал «Зенит», объявила жребий сверхфартовым.
— Ну а что делать?
— Заслужили?
— Да, раз они прошли дальше, делом доказали свое превосходство. Значит, таков наш уровень. Давайте обидимся, надуем щеки и не будем больше никогда играть с ними в одной песочнице.
— Это можно.
— По-моему, лучше двигаться дальше. Пока мы сами не переломим ситуацию, пока не начнем выходить в плей-офф на постоянной основе, отношение к нам не изменится. Это только начало. Вот сейчас четыре клуба пробились в весну.
— Толку-то?
— В следующий раз один да обязательно пройдет дальше. Это и будет шаг вперед.
— «Рубин» три года подряд выходит в весну.
— Курбан Бердыев, прежде чем пробиться в еврокубки, строил команду много лет подряд. Поймите, на этом уровне и приобретается необходимый опыт. В любом случае нельзя опускать рук. Тогда точно никуда не придем. Нужно анализировать и понимать, где допустили ошибки.
— Где же?
— Я так отвечу. «Атлетик» накануне матча с «Локомотивом» тренировался в манеже ЦСКА. Мне довелось увидеть их занятие. Как же они обращаются с мячом! Легко, не прилагая к этому видимых усилий. Это индивидуальное мастерство и позволяет воплотить в жизнь любую тренерскую задумку. Потому что с мячом они обращаются на «ты».
— И?
— Эта разница и бросилась в глаза в первом тайме московского матча. В ответной же встрече «Локомотив» уступил прежде всего в плане психологии. Да, они заставили играть «Атлетик» в несвойственный им футбол. Но как только «красно-зеленые» оказались в большинстве, мгновенно утратили концентрацию. Потому и упустили Муниаина на дальней штанге. До этого же действовали весьма прилично. «Атлетик» нервничал, ошибался…
Реформа, отсутствие
— Не думаете, что Коусейру прозевал двойную замену Бьелсы в перерыве?
— Я не думаю, что это тренерское поражение. К такому исходу привели индивидуальные ошибки. Существуют неписаные законы футбола. Так, при стандартных положениях каждый отвечает за каждого. Это не Коусейру упустил Льоренте и Муниаина. А вот дальше действительно не перестроились. Да и, честно сказать, трудно было это сделать. В таких ситуациях обычно выручает индивидуальное мастерство.
— Которого не хватило.
— В том-то и дело. Что в атаке, что в обороне. В том же эпизоде с пропущенным мячом. Из-за этих вроде бы мелочей и сложилось: «Атлетик» выходит в четвертьфинал, проходя следом и «Манчестер Юнайтед», а «Локомотив» заканчивает выступления в еврокубках.
— Кто из наших приглянулся больше?
— Мне сложно кого-то выделить. Все команды выглядели неплохо. «Зенит», скажем, имел максимальные шансы пройти дальше. «Бенфика» все-таки до уровня «Реала» не дотягивает. Да и первую игру питерцы провели просто прекрасно. Правда, я бы сделал скидку на менталитет европейских клубов.
— Это что за диво?
— Им у нас неуютно: холодная погода, какие-то непонятные поля. В общем, каторга. Вот они и действуют строго по результату, избегая больших разрывов. Победа? Здорово. Ничья? Достаточно. Поражение «минус один»? Приемлемо.
— «Дома отыграемся».
— Именно так и думают. С этой точки зрения нашим командам немного не подфартило. Все как один начинали при своих зрителях. Не думаю, правда, что это решающий фактор. По мне, нужно уметь играть первый матч как дома, так и на выезде.
— Медицинский факт: в родных стенах наши выглядели предпочтительнее.
— Отмечу, что все наши клубы научились подходить к февральским матчам в хорошей физической готовности. Не хватает, скорее всего, игрового тонуса. На это можно возразить: «А как же спарринги в межсезонье?» Да, проводим уйму товарищеских матчей. Но в них нет такого напряжения. Еврокубки – это совсем другая ответственность. Поэтому, наверное, при своих зрителях и показываем больше.
— На эмоциях.
— Точно! А на выезде буквально сверлит в головах: во что бы то ни стало нужно добиться результата. Это вполне возможно, да только нечем компенсировать отсутствие соревновательного тонуса.
— Курбан Бердыев об этом же говорит.
— Так и будем заложниками климата. Никуда от этого не деться.
— Как же реформы?
— «Осень-весна»? Я так понимаю, эта реформа ограничится переименованием кругов. Второй станет первым, а первый – вторым. Посмотрим, что будет. Конечно, надеюсь, что она пойдет на пользу. Это ведь не путь в никуда. К чему-то он должен привести. Но в отсутствие официальных матчей в январе-феврале по-прежнему будет тяжело.
— Что делать?
— Работать. Как это ни странно прозвучит. Другого рецепта человечество еще не придумало. А что еще можно? Хорошо, давайте накроемся простыней и поползем на кладбище.
— Трудно предположить, что, допустим, «Рубин» не работал.
— «Рубин», к слову, не понравился.
— Что так?
— Играли непонятно во что, непонятно зачем, непонятно где.
— Вроде в «Лужниках».
— Я о другом говорю. Ни своего города, ни своего стадиона, ни своих болельщиков. Из родной Казани команда приезжает в Москву. В три часа дня выходит на искусственный газон. Со всех сторон – пустая чаша.
— Абсурд.
— Да, я понимаю: лучше выступать на синтетике, чем на казанских кочкодромах. Но «Рубин», представляющий огромный регион, считаю, должен играть при своих болельщиках.
— В этом причина вылета?
— Скажем, одна из. «Олимпиакосу» ведь все равно, где играть. Не то «Рубин». С этим и связываю показанную игру – медленную, вальяжную, без искры и задора, без нестандартных действий. Все это выглядело так буднично. Не как праздник, не как еврокубки.
— Эти матчи до конца смотрели?
— Пришлось.
— Нет желания пересмотреть?
— Ни малейшего.
Легионеры, крайности
— Мы вот сейчас говорим, что все плохо, – продолжает Олег Корнаухов. – Дескать, остались без единого представителя в еврокубках. Осенью, когда четыре клуба вышли в плей-офф Лиги чемпионов и Лиги Европы, наоборот, всех захлестнула эйфория. Но это крайности. Нам не хватает хладнокровного анализа. Поэтому осенью осыпаем своих цветами, а весной готовы закопать живьем.
— Что предлагаете?
— Двигаться шаг за шагом. Посмотрим, как дальше пойдет. Может, и будем на регулярной основе в плей-офф Лиги чемпионов пробиваться. Да, «Зенит» и ЦСКА вылетели в первом раунде. Но уровню вполне соответствуют.
— Какому?
— «Реала» – нет. Там со всего мира собраны сливки. «Бенфики» – да. В этом случае, безусловно, разница чувствуется. Но она ни в коем разе не катастрофическая.
— «Бенфика», напичканная легионерами из Латинской Америки, или «Атлетик», базирующийся на своих воспитанниках…
— Эта же дилемма в Испании представлена «Барселоной», в основе которой немало собственных выпускников, и «Реалом», школа которого работает продуктивно, но сами мадридцы предпочитают покупать готовых звезд. Думаю, однако, болельщикам приятнее видеть в командах доморощенных футболистов, которые с детства впитывают дух и традиции клуба.
— Вам какой подход ближе?
— Я против того, чтобы играли одни легионеры, которые к тому же через полгода окончательно русеют.
— Это про кого?
— Да про всех.
— Исключения назовете?
— Вряд ли. Мы видим пример Кураньи и Кришито. Оба приезжали в качестве звезд и игроков уровня своих сборных. Но через какое-то время они, видимо, поняли: можно особо не выкладываться, не напрягаться. Поэтому и теряют навыки, которые затем так легко не вернуть.
— Это навсегда?
— С этим не нужно мириться. Стоит прежде всего изменить отношение к иностранным футболистам.
— Что имеете в виду?
— Я уяснил для себя из разговоров с теми, кто поиграл в Европе. Там есть контракт, в котором прописаны обязательства сторон. Точка. С легионерами не возятся. Что касается бытовых условий – разбираешься сам. У нас же на каждого иностранца, складывается впечатление, чуть ли не семь нянек. Уйдет ощущение кормушки – вернется мотивация.
— Ощущение кормушки безнационально.
— Соглашусь. При существующем лимите цены на наших футболистов взлетели неимоверно. И это неправильно. Это выхолащивает. Молодые ребята, получая солидные контракты, прекращают правильно относиться к футболу. Тут палка о двух концах. Но, я думаю, самое главное – избежать засилия средненьких и плохеньких легионеров.
Компромисс, форс-мажор
— Существующий лимит не справляется?
— Любая искусственная мера бесплодна. Почему лимит 6+5? Почему не 7+4 или 8+3? Откуда взялись эти цифры?
— Как говорят, в интересах сборной.
— Нужно искать решение, позволяющее соединить два посыла. Во‑первых, костяк наших команд должны составлять собственные воспитанники, прошедшие все ступени образования. Во‑вторых, легионеры должны быть качественными, ни в коем случае не заштатными.
— Как этого добиться?
— Может, как в Англии, выдавать разрешения на работу лишь тем легионерам, которые за последние два года отыграли не меньше семидесяти пяти процентов матчей за свою национальную сборную. Может, как в Италии, заявлять не больше одного легионера из стран, не входящих в Европейский Союз (ЕС). Но – как показывает практика – в любом сценарии будут свои плюсы и минусы. Это должны решить владельцы клубов. Сесть за стол переговоров и прийти к единому решению. Пусть и к компромиссному. Только так.
— Думаете, Адвокат почерпнул что-либо ценное из просмотра матчей еврокубков?
— Не знаю, что он там мог увидеть. Смотрел, думаю, за теми, кто у него постоянно играет. Не уверен, что высматривал новых людей. Они и так все на виду. Хотя это от лукавого. Дик, считаю, и так знает, кого он включит в заявку на Евро‑2012. Если, конечно, не случится форс-мажор.
— Кто-то из сборников по весне особо приглянулся?
— Ничего особенного не произошло. Ни очарований, ни разочарований. Кто на виду в сборной, ниже определенного уровня не опустились. Да и тяжело по весне выделиться. Нужно работать. Не вытирать сопли и не говорить, что здесь не получилось, там не подфартило. Стоит верить в то, что ты делаешь. Тогда успех придет. Я больше чем уверен в этом. Не сегодня, так завтра.
— Так до бесконечности?
— Отчего же? У нас есть срок.
— Какой же?
— Нам ведь всем сказали, что должны стать чемпионами мира в 2018 году. Давайте будем верить.
— Вы же предпочитаете не верить в сказки.
— Для победы на мундиале нам необходимо талантливое поколение. Сейчас тяжело спрогнозировать, будет ли оно к тому времени таковым. Допустим, молодежная сборная сегодня идет на первом месте в своей отборочной группе. Давно такого не было. Смотрим дальше.