Оттолкнувшись от особенностей текущего межсезонья, главный тренер «Химок» Олег Долматов с удовольствием вспомнил прошлое и попытался заглянуть в будущее.
А класса, конечно, нет
— У вас нынче обычное рабочее межсезонье, Олег Васильевич, или особенное? Переходный период все-таки…
— Обычным оно быть не может, потому что российский футбол проходит через серьезные изменения, касающиеся и формата, и календаря, и даже философии. Содержание работы мало в чем изменится, конечно, зато все мы уже сегодня знаем, что весной будет настоящая битва. Десять предстоящих игр – предельно ответственные. Не будет никакой раскачки, исключена даже малейшая расслабленность, извинительная для начала сезона. Ситуация ведь читаемая: большинство команд второй группы подошли к перерыву с очками, близкими к зоне вылета. Весна предстоит очень сложная. Очень.
— Этого достаточно для мотивации – бояться рухнуть вниз?
— Не только угроза вылета позволяет поддерживать тонус. Есть много других важных факторов.
— Вы пришли в команду летом, и почти сразу показалось, жизнь у «Химок» наладилась: пять побед подряд, разговоры о восьмерке... Но вскоре все вернулось на круги своя. Отсюда и вопрос: команда по итогам двух кругов свое место занимает?
— Думаю, да. С точки зрения качества игры мы оказались точно на своем месте.
— Готовы требовать у клубного руководства возможности повысить это самое качество? Я имею в виду селекции, конечно.
— Требовать можно с утра до вечера, но я знаю, что бюджет у нас невеликий. Поэтому говорить о серьезном доукомплектовании, к сожалению, не приходится. Вот вы вспомнили отрезок из пяти матчей, когда команда пошла вверх. Я в этом плане отметил бы еще и последние игры. А в промежутке команда решила, будто она уже ну совсем в порядке, – и нас сразу же огрели обухом по голове. Поднимались мы долго, а опустились за одну игру. И давай снова из ямы выкарабкиваться.
— Что это был за матч?
— В Калининграде. Проиграли 1:4, проиграли совершенно бездарно, потому что вышли побегать на одной ноге. В тот момент это оказалось невозможным – убедить команду в том, что нужно сжать зубы и рубиться дальше. Ребята посчитали, что они готовы побеждать на классе. А класса, конечно, нет.
— Именно калининградская оплеуха помогла это понять?
— Объяснить суть проблемы у меня, может, и получилось, но команда потеряла уверенность. Собирали ее по крупицам, собирали – и потеряли в один миг.
— Судя по результатам, так и есть…
— Я с «Химками» провел 20 игр. В первых десяти мы взяли 21 очко, во вторых десяти – семь.
Впереди хорошо, сзади плохо
— Много было матчей, когда вы не только результатом были довольны, но и содержанием?
— Мало. Но они были. Вторая часть чемпионата прошла под знаком грядущего разделения на группы, но при этом шла битва не только за восьмерку, но и за каждое очко. Задел-то всем нужен! И в нижней половине таблицы не меньше, чем вверху. У нас вообще ни одной проходной игры не было. В каждой – отдай себя полностью, выложись, умри. Только так получалось.
— Битвы, сражения, зарубы – базовые характеристики первого дивизиона. А есть, интересно, у тренера с вашим опытом возможность творческого подхода к работе? Или берете лопату и пашете от зари до зари, добывая очки?
— Лопата нужна всегда и везде, в любом дивизионе. Однако футбол – штука по определению творческая. Могу совершенно ответственно сказать: в ФНЛ много команд с выраженным игровым лицом, с индивидуальным почерком. А это как раз и говорит о творческом подходе к делу.
— Главный тренер второй сборной России Юрий Красножан считает, что главный ресурс его команды – именно ФНЛ. Похоже на реверанс, честно говоря.
— Знаете, если брать середину и атаку, первый дивизион выглядит в целом достаточно неплохо. Я был, откровенно говоря, немного удивлен, но тут действительно много интересных ребят – скоростных, креативных, с техникой, с головой. Зато практически все команды испытывают проблемы с организацией обороны. Самый яркий в этом смысле пример – «Мордовия»: очень интересная группа атаки и откровенно слабенько сзади. Если Саранск думает о премьер-лиге, с такой обороной делать там нечего – порвут и фамилию не спросят. Я искренне желаю «Мордовии» удачи, мне нравится эта команда, и все возможности для выхода в премьер-лигу у нее есть. Но с обороной людям нужно что-то решать, пока не поздно.
— Кто еще достоин, на ваш взгляд, играть в премьер-лиге?
— «Алания», безусловно. «Алания» интересна тем, что это молодая команда, в основе селекционной политики которой лежит интерес к футболистам, которых вырастил клуб. Стратегически – самый перспективный подход из всех, которые только возможны в спорте. «Алания», думаю, задачу решит. Еще мне «Урал» понравился. Но вообще вот честно: все команды в ФНЛ хорошие. Кто-то хуже выглядит, кто-то лучше, но желания у всех с избытком. А когда в игре нет безразличия, футбол всегда смотрится.
— Отчего, интересно, скоростных, креативных, техничных и умных, о которых вы говорите, не поднимут быстренько в премьер-лигу?
— Это не ко мне. Наверное, потому, что те, у кого денег много, предпочитают покупать готовых звезд. Согласен, звезды всем нужны, а лидерам – особенно. Но вот командам из второй десятки РФПЛ повнимательнее присмотреться к первому дивизиону точно стоит.
— Когда ваш футбол показывают по телевизору, это как-то влияет на команду? Настрой там, кураж…
— Когда показывали «Химки», мы крупно проигрывали. Оба раза.
Мимо тактики
— Летом вы отказались проводить параллели между первым дивизионом тех времен, когда вы работали в Питере, и нынешним. Что скажете сейчас?
— Иногда, честно говоря, хочется сравнить. Это любопытное и полезное занятие. Но в Питере у меня такие футболисты играли! Человек шесть премьер-лигу прошли. Уровень «Динамо» был несравнимо выше уровня «Химок», зато там другие были проблемы, которые в итоге и свели команду в могилу, к огромному сожалению.
— А сама лига в чисто футбольном плане выросла, как считаете?
— Да, развитие есть. Например, ощутимо выросли скорости и, скажем, сегодняшней своей командой я очень доволен с точки зрения самоотдачи и боевитости. Ошибки у нас были, есть и будут, да и в тактическом образовании наблюдаются серьезные проблемы, но бьются ребята всегда до конца. За очень редкими исключениями.
— Напираете, видимо, на тактику?
— Конечно. Тактика занимает достаточно большое место в общем объеме тренировочной работы.
— А футболисты ведь теорию, ох, как не любят…
— Так было во все времена. Когда Валерий Палыч Маслов что-то нам увлеченно по тактике рассказывал, я, помню, вставлял в уши затычки и втихаря читал газету. У меня в карьере такие тренеры были! И Качалин, и Севидов, и Бесков, Гринин, и Царев. А по тактике, к огромному сожалению, я взял от них очень мало.
— Часто замечаете, что у ваших игроков в ушах – затычки, в руках – газета?
— Бывает. Когда видишь, что команда начинает зевать и отвлекаться – пора, стало быть, заканчивать. Но без тактики сегодня никак нельзя. Без тактики ни о творчестве говорить не приходится, ни о голах, ни об очках и местах.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №45 (23-29 ноября 2011 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.