• Огонь над морем и цирк на завтрак: как польская яхтсменка восхитила весь мир

    45 лет со дня старта великого путешествия
    Огонь над морем и цирк на завтрак: как польская яхтсменка восхитила весь мир - фото

    Фото: culture.pl

    Экспедиция, стартовавшая 28 марта 1976 года, попала в книгу рекордов Гиннесса. Кристина Хойновская-Лискевич из Польши стала первой женщиной, которая в одиночку обогнула на яхте весь земной шар. Изматывающие трудности и природные чудеса, забавные встречи и даже русский язык, пригодившийся на берегу Индийского океана, – обо всем этом она потом вспомнила в своей книге. Но и за века до нее находились женщины, которые, ломая стереотипы, связывали свою судьбу с морем.

    Пиратская королева и конспиратор-ботаник

    В старину мореплавание считалось сугубо мужским занятием. Считалось, что женщина на борту приносит несчастье. Представительницы прекрасного пола, которые не желали с этим смириться, были вынуждены прибегать к ухищрениям.

    Ирландка Грейс О'Мэлли в середине шестнадцатого века, согласно легенде, остригла волосы и переоделась в юношу, чтобы попасть на борт. Вскоре она, как отмечает издание YachtRent, уже превосходила многих мужчин в морском деле. Грейс командовала флотилией и прославилась как «королева пиратов».

    В семнадцатом столетии Энн Чемберлин стала первой женщиной-матросом в истории британского флота. В мужской одежде она присоединилась к экипажу своего брата и сражалась с французами. А француженка Жанна Барре, в свою очередь, в восемнадцатом веке первой из женщин объехала по морю вокруг света. Она увлекалась ботаникой, но вынуждена была изображать из себя слугу, чтобы ее взяли на борт фрегата.

    Парус, косметика, два ствола

    В двадцатом веке царили уже совершенно другие нравы. Полячка Кристина Хойновская-Лискевич восхитила весь мир, став первой женщиной, совершившей кругосветное плавание в одиночку. О том, как ей это удалось, она рассказала в книге, которая так и называется – «Первая вокруг света». Русский перевод потом был издан в СССР.

    Кристина работала инженером-судостроителем в Гданьске и увлекалась хождением под парусом. Польский союз парусного спорта в 1975 году выбрал ее, чтобы отправить в рекордное путешествие. Организаторы спешили. «Одиночные плавания яхтсменок становились популярными. В любой момент могла появиться та первая, которой окажется по плечу и кругосветка», – объясняет в своей книге Кристина.

    Она срочно совершенствовала свои навыки – в астронавигации, в медицине. Готовилось ее личное снаряжение, включая не только штормовые костюмы, но и оружие. По совету специалистов, она предпочла двустволку, чтобы при необходимости защититься и от животных, и от бандитов.

     

    А еще ей пришла посылка от одной из косметических фирм: «Я вскрывала ящик, не без злорадства думая о том, сколько изящных помад, румян и пудры полетит в мусорный бак. Ничего подобного. Посылку собирали здравомыслящие люди. В ней были хорошие мыла, средства для мытья и защиты кожи, а также масса различных стирающих и чистящих средств».

    Фальстарт на Канарах и цирковые навыки

    На Гданьской судоверфи тем временем была достроена яхта, которая получила имя «Мазурка». Ее доставили на Канарские острова, в Лас-Пальмас, ставший отправной точкой кругосветного плавания.

    Случился, правда, фальстарт. Из-за технических неполадок Кристина, едва покинув Канары, была вынуждена вернуться. Ремонт занял несколько дней. 28 марта 1976 года яхта снова выходит в море – и именно эта дата считается официальным стартом.

    Приходилось непросто: «Вместе с северо-восточным пассатом течения подгоняли «Мазурку» к цели, но одновременно увеличивали и без того сильное ветровое волнение. Яхта кланялась во все стороны, и чтобы удержаться на ногах, мне требовалась ловкость циркачки и фигуристки, особенно для передвижения по всегда мокрой палубе».

    Будни: «Яхта осмотрена, курс откорректирован, подруливающее устройство и паруса установлены; наступал час завтрака. Временами это был цирковой номер, мне явно не хватало еще пары рук, чтобы поддерживать хотя бы самое себя. На штурманском столе есть я не смела, стол над двигателем в каюте раскачивался вместе с яхтой, больше стола не было. Нашла себе местечко возле штурманского шкафчика на ступеньке. Спиной упиралась в дверцу, ногами – в койку по левому борту, столом служил пол». 

    «Мазурка» с дельфинами и голландец с русским оттенком

    Проходят недели. Погода то благоприятствует, то портится: «К вечеру небо потемнело, хлынул дождь. Штормовые порывы ветра вынудили срочно сбросить грот. Гроза бушевала примерно час и сменилась полным штилем. На западе засверкали молнии, при виде которых меня едва не хватил инфаркт: казалось, что горит полмира и все небо полыхает огнем». 

    Яхта пересекла Атлантику, прошла через Панамский канал. Путь через Тихий океан был долог и труден, но некоторые моменты вносили разнообразие. Встретилась, к примеру, стая дельфинов: «Они плыли тем же курсом, что и я – в направлении Маркизов. Крупные и средние мчались вперед, а молодежь начинала игры с «Мазуркой». Дельфиньи дети скакали у бортов и перед носом – парами, тройками, по одному. Те, что посмелее, кружили вокруг яхты или ныряли под нее».

    Дальше – Австралия, Индийский океан. Эпизод на Маврикии: «Известия о прибывших в порт яхтах расходятся с молниеносной скоростью. В тот же день ко мне явился лоцман. По происхождению он был голландцем, выглядел, как индус, в белом кителе с большим количеством золотых пуговиц, разговаривал со мной на безупречном русском языке, который выучил, очевидно, при проводке русских судов».

    Привет из Одессы и триумфальный финиш

    Яхта, заходя в порты, обогнула Африку с юга и вернулась в Атлантику: «Слава «Мазурки» стала международной (…) Одно судно вдруг сменило курс и стало приближаться ко мне. Я с неодобрением подумала об экипаже: мало того, что заставили меня сидеть в кокпите, так еще было неизвестно, что собирается делать это механическое чудовище. Оно поравнялась с яхтой, легло на параллельный курс и дало три гудка. Толпы людей махали руками и фотографировали. Оказалось советским судном из Одессы».

    И вот путешествие завершилось – весной 1978 года яхта вновь подошла к Канарам: «Я была счастлива, что заканчиваю двухлетние скитания в одиночку вокруг света. Вместе с тем мне было необычайно жаль свободных просторов открытого океана. Суша закрывала горизонт, отнимала прекрасное чувство ничем не ограниченной свободы. Свободы, которую дает только морской горизонт».

    Фото: dzieje.pl; Hark around the greats


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»