Футбольная история Санкт-Петербурга щедра на ярчайшие примеры подлинного патриотизма. Достаточно вспомнить овеянный легендами, вошедший навеки в историю под названием «блокадный», матч, состоявшийся в осажденном городе 31 мая 1942 года.
Но очень важно и попросту необходимо знать как можно больше и о подвигах наших земляков‑футболистов на полях сражений. А их было немало.
Создал кафедру футбола
Карьеру футболиста Николая Люкшинова прервала война. Николай Михайлович всю Великую Отечественную прошел в составе 276‑го артиллерийского пулеметного батальона. Майор Люкшинов награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2‑й степени, орденом Почета; медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
Уже в 1946‑м Николай Михайлович начал преподавать на кафедре спортивных игр Института физкультуры. Тогда, впрочем, недолго. В 1947 году Люкшинов становится тренером «Зенита». Главным тренером флагмана питерского футбола он стал позже, в 1954‑м. Работал Николай Михайлович и с другими питерскими командами — «Адмиралтейцем» и «Динамо». В пятидесятые годы Люкшинов тренировал и за границей, что по тем временам было редкостью. Работал в Албании с национальной сборной этой страны и клубом «Тирана».
Но опыт Николая Михайловича был необходим нашей стране. Он возвращается в Инфизкульт, давно ставший для него родным домом. В 1963‑м организовал и возглавил там кафедру футбола и хоккея и проработал в должности заведующего кафедрой до 1989 года.
Тут необходимо ненадолго отвлечься. Футбол шагает в ногу со временем. Игра, творчество, эмоции, страсть, но при подготовке на первый план выходит наука. Современная спортивная наука. Санкт-Петербург не только культурная столица России, но и университетский ее центр.
На берегах Невы зарождался российский футбол. Здесь же появилась и футбольная наука. При подготовке к чемпионату мира это очень и очень важно. Эта наука служит и детскому нашему футболу, и командам мастеров, и сборной России.
Кафедру футбола и хоккея (так она называлась поначалу) в Институте (ныне Университете) физической культуры и спорта имени Петра Францевича Лесгафта в 1963 году создал и возглавил Николай Михайлович Люкшинов. Это был прорыв по тем временам. Люкшинова называли олицетворением питерского футбола, его легендой, профессором спорта…
Тренер и организатор
Он был футболистом, тренером, ученым, педагогом — очень редкое сочетание, дружил с Юрием Морозовым и Кириллом Лавровым, Константином Бесковым…
Люкшинов удивительным образом сочетал в себе талант тренера, ученого и организатора. Роль науки в спорте он понял очень давно, опередив большинство современников.
Первый проявившийся у него талант — талант учиться. Приехав в Ленинград из Иваново, где начал выступать за местную футбольную команду, Николай Михайлович поступил в Институт физической культуры и спорта имени П. Ф. Лесгафта. Уроженец села учился так, что вскоре был удостоен Сталинской стипендии. С этим институтом Люкшинов впоследствии свяжет свою жизнь. Его роль в победах питерского футбола огромна и переоценить ее невозможно. Можно только недооценить, потому что интеллигентнейший Николай Михайлович был очень скромным человеком. Его учениками были и Юрий Морозов, и Герман Зонин, и Павел Садырин. Этот перечень можно продолжать долго. Люкшинов защитил диссертацию, читал лекции, написал множество статей. Он создал комплексно-научную группу, оказывавшую своими методическими разработками огромную помощь питерским командам мастеров. Кому как не опытному футболисту и тренеру Николаю Люкшинову знать, что именно наставники команд жаждут получить от ученых. Ведь профессор университета стал еще и заслуженным тренером России.
Имя Люкшинова было тесно связано со ставшим для него родным вузом в течение 67 лет — уникальный случай!
Помощь команде
В «докомпьютерную» эру комплексно-научная группа, работавшая по методикам Николая Люкшинова, предоставляла наставникам команд полную информацию о физической готовности футболистов, о возможностях роста того или иного игрока, о проделанных им технико-тактических действиях.
Начиная примерно с 1960 года большинство молодых зенитовцев проходило через его руки, руки педагога. Он давал не только знания, которые остро необходимы будущим тренерам. У очень уважаемого ими человека, ученого, фронтовика молодые парни учились пониманию жизни, он был нравственным ориентиром для ребят, а подчас просто мудрым, добрым советчиком.
Ученики-победители
Первые награды чемпионата страны в истории «Зенита» связаны с именем Юрия Андреевича Морозова, тренера-новатора. Но ведь Морозов никогда не скрывал, сколь многим обязан он Люкшинову, как велика роль Николая Михайловича в формировании его футбольного, тренерского мировоззрения.
Пройдет время, и «Зенит» впервые в своей истории станет чемпионом СССР. К победе команду приведет тренер Павел Федорович Садырин — ученик Люкшинова и его последователь.
Высочайший профессионализм Люкшинова был известен всей стране. Много лет он входил в тренерский совет Федерации футбола Советского Союза. Люкшинов немало поспособствовал профессиональному росту и становлению нескольких поколений тренеров не только города на Неве, но и СССР.
Достаточно сказать, что в 1972 году ворошиловградская «Заря» первой из нестоличных клубов стала чемпионом Советского Союза. А привел ее к этому триумфу ленинградский тренер, ученик Николая Михайловича Герман Зонин.
Герман Семенович потом работал с «Зенитом» и многого с ним добился, помогал Люкшинову в научной и педагогической деятельности.
На кафедре футбола потрудился и Юрий Морозов. К развитию питерской футбольной науки Николай Люкшинов привлекал лучших из лучших, а это в основном его ученики. Ученый и педагог прекрасно понимал, что спортивная наука — фундамент будущих побед команд нашего города, нашей страны. Он считал очень важным фактором преемственность поколений. Она существует в питерской спортивной науке, в питерском футболе, и в этом гигантская заслуга Николая Михайловича.
Питерская преемственность
С 2005 года кафедру теории и методики футбола на тренерском факультете университета возглавляет легендарный телекомментатор Геннадий Сергеевич Орлов. Это та самая петербургская преемственность, о которой мечтал Николай Люкшинов.
Каждому знакомы неподражаемые интонации Геннадия Орлова, его умение точно и беспристрастно разложить по полочкам любой, самый сложный эпизод футбольного матча, многие даже знают, что он мастер спорта, но далеко не все, что питерский мэтр еще и кандидат педагогических наук.