«Черный кейс» или «наше секретное оружие» — так в шутку называли здоровенного защитника Максима Кузнецова в «Детройте». Он ждал своего часа, надеялся сыграть в финале Кубка Стэнли сезона-2001/02, но тренеры «черный кейс» так и не достали из своего тайника. В победной серии парень не смог сыграть ни одного матча. К сожалению, нет его имени и на серебряной чаше: вместо положенных 40 матчей он провел в «регулярке» лишь 39. Только представьте, для того чтобы войти в историю, ему не хватило одной игры! Три сезона провел защитник и в питерском СКА. Это сейчас в КХЛ играет много «беженцев» из НХЛ, а тогда мы смотрели на Кузнецова как на чудо. Только представьте, парень знает самого Скотти Боумэна! Казалось, с приходом экс тренера «Детройта» Барри Смита ему гарантировано место в «основе». Но игроку пришлось покинуть команду. На вопрос почему Кузнецов отвечает загадочно: «Так сложилась жизнь». Год назад защитник завершил карьеру. Последним клубом стал челябинский «Трактор». Теперь «черный кейс» раскрывается в новой роли — детского тренера.
Баров и ресторанов везде хватает
— Еще поиграл бы. Вот только здоровье не позволяет, — признался Максим. — А так, лиг много — нашлась бы работенка.
— Сейчас у хоккеистов век длинный. Раньше ребята в 30 лет уходили в «тираж»...
— Их заставляли уходить. Сейчас другая страна, жизнь. Раньше игрокам бизнесом заниматься не разрешали. Теперь — пожалуйста. Если хоккеист опытный, обладает хорошим здоровьем, от него никто не откажется. Плюс на именах стали делать пиар команде. Чем громче имя, тем больше зрителей.
— Злые языки называют СКА командой пенсионеров. Завидуют?
— Пусть называют, как хотят. Команда на протяжении двух лет шла в тройке чемпионата. Вот только в плей-офф не везло. Возможно, в чем-то ошибся Смит — не смог подготовить команду к решающей стадии. И то он свои ошибки признал. Не то что Соловьев. Когда мы выступали за СКА, он говорил, мол, вы все мастера — выходите и играете. Но ни слова о том, как надо играть. Ты скажи, что сделать, и мы сделаем, а не стой на скамейке подбоченившись, с лицом обиженного.
— Тогда Николай Дмитриевич признался, что игроки сами режим нарушали. Неужели в Питере у хоккеистов так много соблазнов?
— Разве в Москве меньше? Сейчас баров и ресторанов везде полно, даже в Новокузнецке. Дело не в том. Тренер должен правильно свою работу делать. Сейчас никто в СКА на сборах не живет, а команда неплохо играет. Так что огни большого города здесь ни при чем.
— Сейчас вы сами стали тренером. Работаете с мальчишками 2004 года рождения в СДЮШОР СКА…
— Пока я не совсем тренер, а скорее тренер-воспитатель.
— «Усатый нянь», стало быть?
— Что-то вроде того (смеется).
— Вы двухметровый дядька, шестилетние мальчишки вас снизу видят?
— Нормально, я приспосабливаюсь.
— Что ж, поговорим о главной команде. Какое впечатление от нынешнего СКА?
— В атаке вроде бы действуем неплохо. Вот только забить почему-то не можем. Плюс пропускаем много.
— Странно…
— В прошлом году с рижским «Динамо» тоже никак забить в плей-офф не могли. Не дал Бог голов, и все тут. Может, проблемы связаны с тем, что команда новая, тренеры тоже. Притираются парни.
— Мне казалось, профессионалам сыграться — «только подпоясаться». Разве нет?
— Считается, что в НХЛ вступают настоящие профессионалы, лучшие хоккеисты. Но ведь им тоже нужно время сыграться. Для этого и тренировочные лагеря проводятся. Правда, в «Детройте» у нас как-то все легко складывалось. Хотя и там порой шайба в ворота не шла. Помню, с «Нэшвиллом» всегда напряженные матчи выходили. Они были для нас неудобными — как Рига для СКА. Вообще, «Динамо» — цепкая, вязкая команда.
— Похожа на «Ладу» прошлых лет?
— Есть что-то общее. Только помастеровитее раза в три. Рижане, конечно, «пиджаки на соперника не набрасывают» — правила не позволяют, но игрочки у них «вязкие».
— Какое впечатление произвел на вас другой соперник СКА — дебютант КХЛ «Югра»?
— Честно говоря, не так уж много знаю про эту команду. Понимаете, между лучшим клубом ВХЛ и КХЛ разница — пропасть. Если сравнивать последнюю команду главной лиги и первую в «вышке», то они примерно одинаковые по силам. Меня в прошлом году впечатлила игра ХК МВД. Признаться, думал даже, что они «прибьют» «Ак Барс» в финале. Но класс взял свое. Хотя в начале прошлого сезона и рубля не поставил бы на то, что Казань выиграет чемпионство.
Теперь мастеров в СКА на пять звеньев наберется
— «Белые барсы» умеют притаиться в кустах…
— Что-то такое в них есть, несомненно. Может Билялетдинов сплотить команду. Есть у них и кому забить, и кому рояль потаскать.
— Поговорим о других «барсах» их Казахстана. «Барысу» удалось нанести армейцам второе поражение в сезоне. За счет чего им удалось переиграть СКА?
— Подвели ошибки в обороне. Даже мгновенная потеря концентрации может стоить команде победы. Вообще практически всю встречу мы доминировали. Правда, первые два периода проваливали начало, но потом заводились и игра шла хорошо. Вот и матч с омским «Авангардом» мне очень понравился.
— Как выглядят «ястребы» в этом сезоне?
— Лучше, чем в прошлом. Они стали разумнее тратить деньги. Приобрели только тех игроков, которые были им действительно нужны. Вернулся Калюжный — знаковая фигура для Омска. В «Авангарде» он показывал свою лучшую игру.
— Сушинский и Соколов, в свое время выступавшие за Омск, до сих пор сохранили теплые воспоминания об этой команде. Су-33 даже свой автосалон назвал «Авангард»…
— Неудивительно, ведь в то время они определяли игру клуба. Помню, когда Сушинский вернулся из Омска в СКА, забил бывшему клубу буллит. Но руки, как это обычно бывает, победно вверх не вскинул.
— Уважает болельщиков, это приятно… Помнится, тогда в «Авангарде» блистала тройка Затонский — Прокопьев — Сушинский. Кстати, теперь у звена Су-33 появились конкуренты — тройка Вейнхандль — Мортенссон — Афиногенов…
— И те и другие выглядят здорово. Разница разве что в скорости. Чуть побыстрее смотрится звено Мортенссона. Впрочем, вы же прекрасно понимаете, что хоккей — это не только ноги, но и голова.
— Из-за большого количества пропущенных шайб кое-кто уже начал метать камни в Набокова…
— Не стоит ждать от него чего-то особенного через месяц после возвращения. Лучше пусть он в плей-офф чудеса творит. Сколько Женька провел на одном месте? Более десяти лет. То-то и оно. Годами он начинал сезон в октябре. Организм запрограммирован на позднее начало. К тому же ему нужно адаптироваться к новым условиям игры, жизни. Лично мне, признаюсь честно, было нелегко. Поляна казалась огромной, как футбольная.
— Хорошо помню команду СКА, в которой вы играли лет пять назад, а вы ее вспоминаете?
— Конечно. Но с нынешней ее сложно сравнивать: иное финансирование, игрочки другого уровня… Раньше было одно-два полноценных звена. Теперь мастеров на все пять наберется.