Не прошло и недели после выхода предыдущей колонки, как наш пессимистический прогноз начал сбываться, а оптимистический — не оправдался.
Сложная ситуация вокруг строительства новой арены московского «Спартака» получила официальное подтверждение. Владелец клуба Леонид Федун объявил о приостановке на неопределенный срок строительства стадиона в Тушине.
«Мы выйдем на площадку, когда будет уверенность, что можно построить не на словах, а на деле», — сообщил он и добавил, что в проектирование и выкуп имущества у собственников территории уже вложено несколько десятков миллионов долларов.
Боюсь, что время для строительства стадиона «не на словах, а на деле» может так и не наступить. Во всяком случае, никаких реальных экономических оснований для инвестирования более чем полумиллиарда долларов в, мягко говоря, низкорентабельный проект не просматривается. Проще зафиксировать уже потраченные деньги как убытки и начать думать о том, как выйти из ситуации с наименьшими потерями.
Относительно неоправдавшегося прогноза. К сожалению, стадион ЦСКА на Песчаной улице не будет построен в срок. Руководство клуба объявило о приостановке проекта тридцатитысячника сметной стоимостью 40 млн евро. Что касается сметы, то она с самого начала (2005–2006) казалась чрезмерно оптимистичной. А сегодня даже с учетом падения цен на стройматериалы это уже на грани фантастики. Так что придется не только сроки строительства передвинуть, но и смету пересмотреть. А заодно и найти дополнительные источники финансирования.
Кстати, об источниках. На мой взгляд, самым разумным и реальным с экономической точки зрения выходом был бы совместный проект двух клубов на армейской площадке. В результате максимум через полтора-два года в Москве появился бы современный стадион, на котором играли бы две самые популярные команды страны. Если такое возможно в Италии («Милан» и «Интер», «Рома» и «Лацио»), то почему не может быть у нас?
Однако перспектива примирения и объединения Монтекки и Капулетти отечественного клубного футбола представляется сегодня такой же фантастичной, как и тридцатитысячник сметной стоимостью 40 млн евро.