Сергей Игоревич Дмитриев, отмечающий сегодня свой 49-й день рождения, безусловно, не просто один из самых одаренных форвардов «Зенита» в истории, но и одна из самых ярких личностей в той легендарной чемпионской команде, что и поныне активно выступает в ветеранских сражениях.
Юного воспитанника только что (как специально под него!) созданной «Смены» щедро наделила природа — высокий, фактурный да еще и обладающий при этом взрывной скоростью форвард. Поначалу 186-сантиметровому нападающему немного не хватало атлетизма. Был он длинным, как…
Сосиска — так прозвали его в юности товарищи по команде. На них он никогда не обижался, надеюсь, и мне простит по старой дружбе раскрытие этой маленькой тайны. Мощи-то он вскоре добрал, наберет скорость, вырвется на оперативный простор, получив хороший пас, — не остановить, жди беды, а прозвище осталось.
Специалист по «Металлисту»
Все складывалось как нельзя лучше. Осенью 1982 года, в 18 лет, дебютировал в основном составе «Зенита», за 7 минут до конца матча против харьковского «Металлиста». Пройдет два года, и в осеннем матче против того же украинского клуба, когда на кону будет судьба зенитовского чемпионства, Сергей Дмитриев выйдет на поле СКК им. В.И. Ленина в ранге одного из лидеров команды. Выйдет, конечно же, в стартовом составе и забьет два мяча в ворота гостей, каждый из которых на вес золота.
Его обожали болельщики. Веселый, неунывающий парень, свой в доску, питерский. Добродушный и не зазнайка совсем. Начав играть за основной состав, после матчей носил цветы своим детским тренерам в спортшколе. Конечно же, его обожал родной город. Улыбчивого бомбардира полюбила вся страна, вне зависимости от клубных пристрастий.
Удача впервые отвернулась от него в 1986-м, все в том же родном СКК, где перед игрой с «Днепром» неудачно настелили ковер. В прогалину рвавшийся к воротам гостей Дмитриев и угодил ногой — перелом лодыжки был страшным, тяжелейшим, лечил Сережа его долго, последствия мучают по сей день.
А ведь то был год чемпионата мира, и зенитовский форвард был стопроцентным кандидатом на поездку в составе сборной СССР. Болельщики завалили газеты вопросами: успеет ли вылечиться и восстановиться наш Сережа? Подборку таких писем опубликовала главная газета страны — «Правда». По тем временам это дорогого стоило. Но только вылечиться не успел. Стала ли демонстрация народной любви компенсацией за упущенный шанс сыграть на мундиале? Вряд ли.
Впрочем, он еще отправится со сборной на чемпионат Европы — 88, где команда Валерия Лобановского дойдет до финала, но Дмитриев так и не дождется от тренера шанса выйти на поле. Лобановский взял с собой 11 (!) киевских динамовцев. В финале, когда сборная СССР уступала голландцам 0:2, на 70-й минуте получил травму Олег Протасов, ленинградские болельщики замерли в ожидании, но… на поле вышел хавбек Виктор Пасулько. Сергея мучили травмы. Но серебряную медаль он получил.
Бомбардир продолжает забивать
Титулами-то Дмитриев не обделен. Второе свое золото советской чеканки он завоюет в составе ЦСКА. Как и зенитовское, завоеванное под руководством Павла Садырина. А вот золото российской пробы — уже в 33 года, в составе «Спартака», куда его пригласил Олег Романцев.
И вот вам феномен Сергея Дмитриева. Он ведь хоть и несколько матчей всего, но и за московское «Динамо» сыграл. Казалось бы, должен стать для питерских фанатов изгоем. А как был, так и остался их любимцем. Конечно, болельщики делают скидку на время, на слом эпох, вызвавший необходимость заработать «на старость». Но главное все же — невероятное обаяние форварда-бойца.
Он ведь, кстати, и «по заграницам» немало поиграл, нигде, правда, толком не задержавшись. Что-то каждый раз не склеивалось. В израильском Ашкелоне владельцы местного клуба нещадно нарушали контракт. На все претензии Сергея обещали немедленно исправить ситуацию, вот буквально «махар бобокер» (завтра утром. — «Спорт День за Днем»). Это так часто повторялось, что Сергей запомнил два слова на иврите. Обещания не выполнялись, поэтому на вопрос, когда он начнет играть, Дмитриев ответил: «Махар бобокер», взял билет на самолет и вернулся в Петербург.
В команде «Зенит»-84 он выполняет привычные функции лидера и бомбардира. Играет с прежней самоотдачей, я бы сказал, столь же неистово. Практически без замен. Играет так, как будто это не дружеская ветеранская встреча, а тот так и не сыгранный им матч на чемпионате мира-86 или на Евро-88.
Как бы ни был занят на тренерской работе, матчей родной команды практически не пропускает.
Петербург, «Зенит» — вот здесь у него получилось надолго, точнее — навсегда.
Здорово получилось! Так держать, бомбардир!