Спустя десяток лет в элиту российского баскетбола вернулся саратовский «Автодор», в конце 1990-х годов всерьез конкурировавший с московским ЦСКА в здравствовавшей тогда суперлиге. Нынешний камбэк, равно как и успехи волжан пятнадцатилетней давности, стал возможен благодаря усилиям бессменного президента «Автодора» Владимира Родионова.
«Неистовый Евстафьич», если кто запамятовал, успел оставить яркий след и в баскетбольной летописи города на Неве. Перебравшись в 2004 году в Северную столицу с обломками «Автодора», Родионов не стал, подобно Адаму Козлевичу, пытаться дать почившей «антилопе» капитальный ремонт. Он создал из ничего, на ровном месте новую команду — «Динамо», которая не просто составила конкуренцию местному аксакалу «Спартаку», но и с ходу добралась до финала Еврокубка и открыла для российского баскетбола тренерскую жемчужину — Дэвида Блатта.
«Спорт День за Днем», подробно изучив саратовскую баскетбольную модель последней «сборки» и побеседовав с ее «генеральным конструктором», попытался понять, что такое нынешний «Автодор» и чего от него ждать в предстоящем сезоне.
Отношения с властями
Как ни парадоксально, всех своих громких успехов на исходе минувшего столетия волжане достигли, как говорится, не благодаря, а вопреки. Тогдашнее областное правительство во главе с Дмитрием Аяцковым видело в Родионове не только крупного бизнесмена и успешного спортивного босса, но и политического оппонента. А потому, мягко говоря, упорно старалось не замечать побед и титулов «Автодора», отдавая всю свою любовь и заботу высоко воспарившему на пару лет футбольному «Соколу». Собственно говоря, это противостояние с сильными мира сего и подтолкнуло Родионова к переезду в Санкт-Петербург. А как сейчас складываются отношения президента баскетбольного клуба с губернскими властями?
— Небо и земля по сравнению с тем, что было в 90-е, — говорит Родионов. — Сейчас в области определено несколько ключевых видов спорта, и баскетбол среди них занял такое же важное место, так футбол и женский волейбол. В нынешние времена без поддержки властей предержащих никак не обойтись. Когда встречался с представителями областной администрации, мне так и сказали: «Давайте выигрывайте! А мы уж поможем».
Бюджет
Как утверждает президент «Автодора», его клуб — самый бедный в нынешнем составе участников Единой лиги ВТБ. При этом сумму годового бюджета раскрывать не желает. По данным «Спорта День за Днем», она составляет примерно 150 миллионов рублей, и если брать в расчет только российских представителей в турнире, это действительно едва ли не самый скромный показатель материального достатка. При этом расходы по содержанию команды практически полностью взял на себя областной бюджет.
Это раньше «Автодор» на сто, а то и на сто двадцать процентов существовал на мои деньги, — смеется Родионов. — Теперь же моя доля в бюджете клуба не превышает десяти процентов. Примерно на три четверти финансирование «Автодора» обеспечивается средствами из бюджета области. Да и остальные деньги приходят от спонсоров, которыми клуб обзавелся, скажем так, с подачи местного правительства.
Легионеры
Еще один парадокс саратовского клуба (или, если хотите, лучшая реклама деловых качеств его рулевого) — наличие качественных легионеров при скромном бюджете. В прошлом сезоне титул MVP суперлиги по праву достался разыгрывающему Кортни Фортсону. А нынешним летом состав «Автодора» пополнил еще один темнокожий американский защитник Джереми Чеппелл, «потерявшийся» при переезде подмосковного «Триумфа» в Петербург. По мнению Родионова, эта парочка способна на многое.
— Дело в том, что мы стремимся играть в тот баскетбол, который популярен в НБА, — раскрывает секрет Родионов. — Если команда за игру проводит менее семидесяти атак, народ на трибунах не удержать. Зрелищный баскетбол начинается с показателя 75 атак за матч. Так вот, у «Автодора», обещаю, их будет даже больше. Да, мы не самые сильные в Единой лиге ВТБ, но мы самые быстрые! Во всяком случае, хотим быть такими. Фортсон и в прошлом сезоне чувствовал себя в такой игре как рыба в воде, а с приходом Чеппелла на позицию атакующего защитника, думаю, засияет еще ярче.
В то же время президент волжан констатирует очевидный факт: за 70 тысяч долларов игроки звездного уровня, конечно же, в Саратов не поедут. И добавляет:
— Нам бы хоть треть от бюджета ЦСКА или УНИКСа, такой состав бы собрали…
Состав
Он у «Автодора» вполне конкурентоспособный. Есть в нем помимо американских легионеров и доморощенная восходящая звезда — Артем Клименко. Этому 20-летнему центровому ростом 214 сантиметров прочат большое будущее в НБА. Кроме того, нынешний сезон в саратовской команде проведет еще один суперталант — форвард Александр Гудумак. Американский легионер Трэвис Питерсон пока выглядит темной лошадкой, но в его пользу говорят рост (208 см) и опыт (29 лет).
Владимир Родионов не был бы самим собой, если бы во всех красках не расписывал ту россыпь талантов, которых бесперебойно родит Волжская земля и которыми никогда не оскудеет местная баскетбольная спортшкола.
— У нас есть человек пять по-настоящему одаренных ребят в команде 1998 года рождения, а еще два совершенно фантастических пацана 2000 года. Один из них уже вымахал на 202 сантиметра! А главное, что у них есть возможность себя проявить — и в ДЮБЛ, и в юношеской Евролиге.
О Петербурге
В разговоре с президентом саратовского клуба невозможно было не затронуть дела давно минувших дней и не спросить, какие впечатления остались у него от работы в Санкт-Петербурге. А заодно и поинтересоваться, что выйдет из затеи с трансформацией подмосковного «Триумфа» в питерский «Зенит».
— Для меня это очень сложный город, — признался Родионов. — Красивый, но непростой. Чувствуется, насколько в нем сильны разрушительные силы. Не зря Никита Михалков как-то подчеркнул, что все кровопролитные события 1905 и 1917 годов начинались именно в Питере. Вот и сейчас там есть бренд футбольного «Зенита», а как под этой вывеской приживется баскетбол — большой вопрос. Многое будет зависеть от клубного руководства: смогут ли они терпеть эту бригаду из «Триумфа» во главе с Карасевым и как долго смогут терпеть.
Задачи
Напоследок в нашей беседе снова возвращаемся к «Автодору». Не авантюра ли все-таки — переход в Единую лигу ВТБ после долгих лет суперлиги?
— Думаю, все будет нормально, — уверяет Родионов. — Недавно вот сыграли пару контрольных матчей с «Нижним», который, как известно, будет выступать в Евролиге, так мы ничем не хуже выглядели! Вот что касается игры на два фронта — в лиге ВТБ и Еврочеллендже, — ничего сказать не могу, потому что давно в таком режиме «Автодору» жить не приходилось. Хотя в обоих турнирах задачи ставим максимальные: в Еврочеллендже — попасть в «Финал четырех», в Единой лиге ВТБ — пробиться в плей-офф. Одно могу обещать на сто процентов: мальчиками для битья мы точно не будем!