За полгода до Игр в Лондоне «Спорт день за днем» попытался выяснить, что ждет российских яхтсменов на олимпийской регате и чем вообще живет сегодня парусный спорт в нашей стране.
Декабрьский чемпионат мира по парусному спорту, прошедший в Австралии, пал информационной жертвой предновогодней и рождественской суеты. А зря. Пока электронные и печатные СМИ дружно сочиняли панегирики главным спортивным ньюсмейкерам уходящего года и увлеченно составляли всевозможные итоговые рейтинги, у побережья Зеленого континента шли ожесточенные морские (точнее, океанские) бои за олимпийские лицензии. Такое столпотворение яхт, между прочим, бывает только раз в четырехлетие. Именно с означенной периодичностью, начиная с 2003 года, проводятся объединенные мировые чемпионаты в олимпийских классах яхт. Представьте: порядка 1200 спортсменов, сотни разномастных судов, за белеющими отнюдь не одинокими парусами, рассыпанными по прибрежной акватории, трудно разглядеть водную поверхность… И каждый яхтсмен, независимо от пола, возраста и национальной принадлежности, мечтает добраться до олимпийской регаты. Конкуренция сумасшедшая, соревновательная квота на Играх в Лондоне ограничена: от 12 до 48 мест – в зависимости от класса яхт.
Россияне на этой всемирной акватусовке, на первый взгляд поскромничали. Места в третьем, четвертом и так далее десятке итоговых рейтингов вряд ли вызовут приступ оптимизма у непосвященного любителя спорта. Однако стоит поменять угол зрения, взяв за точку отсчета Олимпиаду-2012, как ситуация мгновенно перестает казаться безнадежной. Еще бы, четыре завоеванные россиянами в Перте олимпийские лицензии – очень даже неплохой результат! А четвертое место команды Екатерины Скудиной в дисциплине женский матч-рейс вообще дает повод рассуждать о медальных планах России в Лондоне не гипотетически, а с довольно большой долей реализма.
Олимпийский дебют. Он же эпилог…
Вообще Skudina Team – наверное, самый известный на данный момент российский бренд в олимпийском яхтинге. Об успехах девичьей бригады во главе с Екатериной на международных регатах наслышаны, пожалуй, не только продвинутые спортивные болельщики, но и некоторые домохозяйки. То и дело в прессе и всепроникающем эфире звучат сообщения о победах и призовых местах нашего женского экипажа то на чемпионате Европы, то на престижной Кильской регате, то на Sweden Match Cup, то на предолимпийской регате в Веймуте. Теперь вот Скудина и ее шкотовые отличились на чемпионате мира в Перте, остановившись в шаге от пьедестала.
Женский матч-рейс, в котором столь успешно выступают россиянки, штука весьма забавная. Хотя бы потому, что в Лондоне эта дисциплина дебютирует в олимпийской программе, чтобы… быть из нее исключенной уже на следующих Играх в бразильском Рио. Само собой, тут же возникают вопросы, в чем причина и где логика во всех этих манипуляциях с олимпийским расписанием?
«Дело в том, что матч-рейсы проводятся на килевых яхтах, от которых МОК в последнее время целенаправленно избавляется, – разъясняет директор по связям с общественностью Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) Алексей Жиров. – В свое время производство лодок Elliot6 для женских матч-рейсов монополизировали новозеландцы, после чего лоббировали включение этой дисциплины в программу лондонской Олимпиады. Ребята знали, что делали: стоимость каждой яхты в этом классе после получения олимпийского статуса возросла в четыре раза! МОК же, как известно, крайне негативно относится к проникновению большого бизнеса в олимпийское движение. Вот и отреагировал мгновенно, исключив женский матч-рейс из программы Игр-2016».
Кстати, мужской аналог этой дисциплины яхтинга по той же самой причине даже не претендует на появление в олимпийской семье. А жаль: эти гонки, зрелищные, как хоккейный или теннисный матч навылет, один на один, на короткой дистанции неподалеку от берега и на виду у публики, могли бы всерьез поднять не самый высокий рейтинг популярности парусного спорта среди болельщиков. Не случайно мужские матч-рейсы давно уже превратились в настоящий профессиональный спорт. С кучей спонсоров, престижнейшими соревнованиями типа Кубка Америки и звездным составом участников. Россияне, к слову, и в мужском матч-рейсе не на последних ролях. Яхта «Синергия», построенная в Екатеринбурге, распространила славу о себе по всему земному шару, а ее рулевой Евгений Неугодников, было дело, даже добирался до пятой строчки в мировом рейтинге. Сейчас Неугодников – один из тренеров экипажа Екатерины Скудиной.
Советы Софии
Еще один наставник девичьей бригады Skudina Team – София Бекатору. Гречанка, олимпийская чемпионка 2004 года, ставшая первой на домашних Играх в Афинах в классе двухместных яхт «470». На чемпионате мира в Перте, помогая экипажу Екатерины добраться до рекордного для него четвертого места, Бекатору авторитетно и конструктивно комментировала общее положение дел в российском парусном спорте. По мнению Софии, ВФПС необходимо нанять эксперта по правилам гонок, который, обладая значительным весом в международных кругах, мог бы отстаивать интересы российских спортсменов и защищать их от неоднозначных судейских решений.
«Такая проблема действительно существует, – говорит исполнительный директор ВФПС Оскар Конюхов, сын «того самого» Федора Конюхова. – Как известно, Россия во многих сферах общественной жизни не обладает высоким международным авторитетом, и парусный спорт здесь не исключение. Но кое-какие подвижки в сторону улучшения ситуации уже есть».
Конюхов-младший имеет в виду включение в состав международного олимпийского жюри россиянина Олега Ильина. Ильин – опытный арбитр, международный ампайр, имеющий за плечами работу на нескольких Олимпиадах. В Лондоне он войдет в состав самого многочисленного судейского подразделения – международного жюри, насчитывающего 35 человек. (Есть еще гоночный комитет, состоящий из 24 человек, и группа из девяти человек, именуемых международными мерителями.) Так вот, в обязанности жюри, помимо прямого судейства на воде или ампайринга, входит наблюдение за организацией и проведением гонок, а также рассмотрение протестов и требований исправить результат. В общем, жюри следит за соблюдением принципов fair play с тем, чтобы победил в итоге действительно сильнейший.
«Приглашение Олега Ильина на Олимпиаду – хороший знак для российского парусного спорта, – уверен Оскар Конюхов. – Это как для режиссера привезти свой фильм на Каннский или Берлинский кинофестиваль. Раз тебя пригласили, значит, ты действительно, а не на бумажке, высоко котируешься среди своих коллег».
Другая ценная рекомендация Софии Бекатору, основанная на ее собственном богатом соревновательном опыте, касается состава олимпийской делегации в Лондоне. Как считает гречанка, на Играх в дополнение к спортсменам необходимы пара тренеров лидеров команды, два суперврача, способных оживить даже мертвого, специалист по правилам, психолог и, естественно, главный тренер сборной. Особый интерес в этом списке вызывает наличие психолога. Он действительно нужен суровым мореходам?
«Представьте себе, нужен, – отвечает Конюхов. – Это примерно как духовник в церкви. Такой человек, с которым не только можно поделиться сокровенными проблемами, но и получить от него реальную помощь и поддержку. То есть это должен быть не просто специалист с дипломом психолога, но и настоящий знаток и профессионал парусного спорта».
С прицелом на Рио
Профессионалы российскому парусу сейчас нужны позарез. Такие, например, как Олег Хоперский, – знаменитый в прошлом яхтсмен, чемпион Европы в классе «Финн», а ныне старший тренер сборной в этом же классе швертботов-одиночек. Хоперскому при соответствующем финансировании и системном подходе удалось не только остановить наметившееся отставание в этой олимпийской дисциплине, но и добиться определенных успехов. Взяв под опеку четырех способных ребят, наставник привел их к достаточно высоким местам на юниорском первенстве мира. А в Перте Эдуард Скорняков хоть и занял 33-е место, сумел завоевать для страны олимпийскую лицензию. При этом ему еще предстоит за нее побороться в соперничестве с Егором Терпигорьевым и Алексеем Селивановым.
Но главное – Хоперский разработал детальный план подготовки с прицелом на Олимпиаду 2016 года. Впрочем, вряд ли в этом плане прописано обретение юными яхтсменами здоровой спортивной наглости, понимания, что ты лучший и тебе все по силам. Именно этих качеств, по мнению специалистов, зачастую недостает россиянам на крупных международных стартах.
Вообще, отсутствие зацикленности на ближайшей Олимпиаде и готовность работать перспективно и планомерно – генеральная линия обновленной федерации. Команда, стоявшая у штурвала ВФПС, практически полностью сменилась три года назад. И за это время последствия кризиса конца 90-х – начала 2000-х годов уже удалось преодолеть. Во многом благодаря усилиям Попечительского совета, в который вошли многие состоятельные и известные в России персоны (например, такие, как заместитель председателя Центробанка, основатель массовой регаты «Банковский кубок» Михаил Сенаторов), а также президента федерации Георгия Шайдуко – обладателя серебряной медали Игр-1996 в Атланте в классе «Солинг», последней на данный момент российской награды на Олимпиадах.
Прежде всего было принято решение развивать производство детских яхт. На сегодняшний день в регионы бесплатно отправлено более пятисот парусных лодок. Расчет оказался верным: на местах, получив помощь из центра, зашевелились, вновь стали открываться детские парусные секции и школы. Сейчас уже налажено производство детских яхт «Оптимист», которые можно сравнить с картингом по отношению к «Формуле-1». По сравнительно низкой цене – за две тысячи долларов – можно приобрести яхту класса «Луч». В Таганроге выпускают двухместную лодку «420» – переходный вариант к взрослому классу «470». В Питере специализируются на двойках класса «Кадет».
«Нынешняя тенденция парусного спорта – тяга к «экстремальным» классам яхт, таким, как 49er или 29er для женщин, – говорит Алексей Жиров. – Если в двух словах, это большое снаряжение на маленькой лодке. Здесь спортсмену нельзя присесть ни на секунду, приходится метаться с борта на борт, что добавляет зрелищности гонке. Не исключено, что женский класс 29er будет включен в программу Игр в Рио. Кстати, в нее уже вернули соревнования в классе катамаранов, со смешанным (мужчина – женщина) экипажем».
«Звездный», гуд бай!..
В классе 49er, к слову, у России пока олимпийской лицензии нет. Но у двух Павлов – Калинчева и Карачова, занявших на чемпионате мира в Перте 31-е место в этой дисциплине, еще есть шанс добыть путевку в Лондон. Весной в Хорватии пройдет еще одно мировое первенство – в классе яхт 49er, где будет разыграно пять олимпийских вакансий. По мнению специалистов, неплохие шансы у россиян пробиться на Игры-2012 в классе «470» (и у мужчин, и у женщин), а также в женских дисциплинах «Лазер-Радиал» и парусной доске RS:X.
Наши мужчины на яхте-одиночке «Лазер» и парусной доске выступили на австралийском чемпионате мира успешнее девушек. В олимпийском классе виндсерфинга RS:X Дмитрий Полищук, невзирая на подскочившую температуру, вместе с итоговым 39-м местом завоевал путевку в Лондон и сейчас является главным претендентом на место в олимпийской сборной. А Игорю Лисовенко даже очень далекое от пьедестала 57-е место не помешало добыть для России допуск на Олимпиаду в классе швертботов-одиночек «Лазер». Конкуренцию за право поехать в Лондон ему составят Сергей Комиссаров и Максим Семерханов.
Единственная олимпийская дисциплина, где россияне никак себя не проявляют, это легендарный «Звездный». Но тому есть объективные причины. Игры-2012 станут лебединой песней для этого элитного класса яхт, в 2006 году справившего столетний юбилей. Сложно объяснить решение 170 членов международной федерации парусного спорта (ISAF), предложивших исключить «Звездный» из программы Олимпиады в Рио. Возможно, чиновники хотят избежать очередной «войны кошельков» – лодки этого класса стоят недешево. А может, просто есть желание освежить олимпийскую программу яхтинга...