Всем свойственно опираться на стереотипы, будь то личные устоявшиеся мнения или навязанные обществом суждения. И уж как-то так исторически повелось, что немецкая сборная всегда ассоциировалась прежде всего с надежными действиями в обороне, железной дисциплиной, а не с искрометностью в атаке, что позволяло недоброжелателям и вовсе традиционно называть игру этой команды скучной и непривлекательной.
Чтобы по итогам первых четырех матчей бундестим назвать футбол подопечных Лева неинтересным, нужно быть едва ли не главным врагом всего немецкого, ведь среди всех европейских команд Германия демонстрирует самое яркое зрелище. И дело здесь не только в великолепном взаимопонимании атакующей четверки игроков немецкой сборной, но и в смелости Йоахима Лева.
Современные хавбеки
Фактически главный тренер сборной Германии — единственный, кто на нынешнем чемпионате при схеме с двумя опорными хавбеками ставит в центр полузащиты футболистов, успешно действующих не только в разрушении, но и в созидании. Ни Сами Хедиру, ни Бастиана Швайнштайгера нельзя назвать опорными полузащитниками в привычном понимании — скорее это современные хавбеки, которые отлично справляются с любыми обязанностями.
Во многом Лев был вынужден сделать ставку на такой вариант в силу обстоятельств: уже ближе к началу чемпионата мира стало ясно, что нельзя рассчитывать на травмированных Михаэля Баллака и Симона Рольфеса, выступавших на Евро-2008, а хавбек из «Лацио» Томас Хитльшпергер провел столь чудовищный клубный сезон в итальянской серии А, что его кандидатура отпала сама собой. Поэтому особого выбора у наставника немецкой машины не было. Но ключевым эпизодом для понимания роли тандема Сами — Швайни стал второй тайм игры против Сербии. Уже когда немцы остались в меньшинстве, поочередно один из этих хавов совершал набеги в штрафную площадь балканцев, что весьма эффективно компенсировало потерю удаленного Мирослава Клозе. Да и в других встречах ход с подключением в чужие владения дополнительного игрока заставлял тренеров соперников дрожать от страха и искать противоядие.
Голландские псы
Зато соседей немцев, представителей Голландии, испокон футбольных веков было принято считать футбольными романтиками. Однако Берт ван Марвейк — кстати, имеющий опыт работы в дортмундской «Боруссии» — также отошел от традиций, заложенных предшественниками. Впереди он все отдал на откуп четырем игрокам, но глубже располагается пара настоящих «цепных псов» в составе Найджела де Йонга и Марка ван Боммела, каждого из которых опасается любой футболист, действующий в центре поля. Ведь эти ребята могут и голеностоп оторвать — с них станется.
Если сравнить с уже упомянутым Евро-2008, то у тогдашнего главного тренера оранжевых — Марко ван Бастена — в «основе» выходил только де Йонг, а рядом с ним располагался Орландо Энгелаар, возомнивший себя едва ли не генералом всей полузащиты, что приводило к довольно частым потерям мяча и неожиданным последствиям. Надо отдать должное ван Марвейку: похоже, он сумел найти болевую точку всех голландских команд — традиционно в них переизбыток ярких вингеров, но не хватает надежности в середине. А используя жестких и тактически грамотных де Йонга и ван Боммела, можно добиться идеального баланса. Единственный минус этой пары — талант зарабатывать «горчичники», что может привести к дисквалификациям. А Деми де Зеув и Стейн Схарс вряд ли смогут заменить их без заметных последствий: это еще не псы, а щенки.
Уход немецкой и голландской сборных от традиционных представлений о них нельзя воспринимать как нечто особенное, скорее это лишь очередное доказательство того, что сейчас в футболе уже все смешалось и нет места устоявшимся стереотипам. И возможно, если в финале сразятся «голландская Германия» и «немецкие Нидерланды», болельщик поймает себя на мысли: а не перепутали ли эти команды футболки?