Молодым тренерам в КХЛ сложно получить не только работу, но и хотя бы минимальный кредит доверия. Исключения легко пересчитать по пальцам одной руки.
В нынешнем чемпионате КХЛ, который уже подходит к концу, открылись как минимум два тренерских таланта. Дмитрий Квартальнов вывел в плей-офф «Северсталь» и получил предложение работать на следующий сезон, а Андрей Тарасенко неожиданно «выстрелил» в Новосибирске после провала в сезоне-2009/10. Остальных молодых специалистов увольняли так, словно тренерское место пустовало.
«Нужно иметь знакомых»
Алексей Ярушкин, бывший главный тренер «Витязя», сейчас безработный, несмотря на слухи о том, что он вернулся в детскую школу.
– Агент сейчас занимается поисками работы для меня, – объясняет тренер. – Сам я вернусь в детскую школу, только если не будет совсем никаких вариантов. Просто считаю, что работать с детьми – это шаг назад. Поработав в МХЛ, в КХЛ, хочется и дальше продолжать на высоком уровне, работать со взрослыми.
При Ярушкине у «Витязя» были локальные успехи. Например, команда оставила за бортом плей-офф «Сибирь», обыграв в последнем регулярном матче, который для подмосковного клуба совершенно ничего не значил. Плюс у команды были победные серии, которые раньше «витязям» и не снились.
Перед этим сезоном команда готовилась побороться за место в плей-офф, о чем было объявлено на встрече с болельщиками, да и хоккеисты, собравшиеся в команде, настраивались на то, чтобы прекратить драться. Но Ярушкину удалось доработать только до конца октября.
– Я бы не сказал, что мы провалили начало сезона, – вспоминает Ярушкин. – У нас было лишь одно поражение с разницей в две шайбы в основное время, тогда нас переиграл «Ак Барс». Все остальные неудачи были «на тоненького». Плюс мы старались до последнего, снимали вратаря, но получали в свои ворота. Фарта не хватало. Да и Крис Саймон присоединился к команде позже, а такого человека очень не хватало.
По большому счету, Ярушкина подвело то, что легионеры команды решали свои задачи. Они могли накинуться на соперника в простой ситуации, получить штраф на ровном месте. «Витязь» постоянно играл в меньшинстве, североамериканцы оккупировали верхние строчки рейтинга штрафников, и казалось, что все довольны.
– Нет, я и раньше знал, что владельцы команды не очень довольны моей работой, – признается специалист. – Нет результата – будь готов к увольнению. Результата не было.
Самое удивительное другое. Пригласив в команду Андрея Назарова, «Витязь» преобразился. Штрафных минут стало меньше, тафгаи либо оставались в запасе, либо выходили только на стартовое вбрасывание, чтобы запугать соперника. В матче с «Авангардом» они набросились на омичей и получили длительные дисквалификации, кажется, к обоюдной радости.
Вопросов много. Почему Назарову дали возможность контролировать легионеров, а Ярушкину – нет? Почему Назарову прощалось то, что не прощалось прежнему специалисту? У Алексея Ярушкина есть ответ:
– Андрею Викторовичу изначально больше доверяли. Это сразу было заметно.
Найдет ли теперь работу Алексей Ярушкин? Если посмотреть его резюме, то менеджеры просто не будут рассматривать эту кандидатуру. Тут важно понимать тех, кто работает в клубах. Они смотрят на регалии, имя. Молодой специалист, с которым команда ни разу не попала в плей-офф, не будет рассматриваться в качестве серьезной кандидатуры.
– Важно, чтобы у тебя были нужные знакомства, – отмечает Алексей Анатольевич. – Я вот понимаю: без связей устроиться нельзя. Раз я без работы, значит, связей нет.
Молодость в 40 лет
Про связи говорит и Лев Бердичевский, нападающий, поигравший в «Автомобилисте», «Химике», «Спартаке», «Динамо», «Молоте-Прикамье» и «Сибири». Он тоже не может найти работу в команде КХЛ, хотя его опыт точно мог бы пригодиться.
– Очень многое зависит от того, кто возглавляет клуб, – признается он. – Иногда создается впечатление, что нужны не твои профессиональные качества, а какие-то другие умения.
Бердичевского знают все, в Воскресенске он играл с такими людьми, как Дмитрий Квартальнов, Андрей Яковенко и Валерий Брагин, но сейчас сидит фактически без работы. Его последняя должность в «Амуре» называлась «менеджер по персоналу».
– Все говорят, что ты молодой, неопытный, – разочарован Лев. – И при этом такое отношение – к тем, кому 40 или чуть за 40 лет. Но ведь это довольно странно. Какой же ты молодой, когда тебе 40? Да и пример Андрея Назарова показал, что не в возрасте дело.
Бердичевский описывает плюсы людей, которые только-только закончили карьеру: они знают современные требования, они понимают хоккеистов, они чувствуют, когда надо добавить нагрузки, а когда нет.
– Но, вероятно, существует и другая проблема, – вздыхает он. – Не исключено, что хоккеисты пока недостаточно серьезно относятся к людям, против которых они еще вчера выходили на лед. Нет такого авторитета.
Тут, правда, не все так однозначно.
Змеиное гнездо
Дмитрий Квартальнов, главный тренер «Северстали», в этом году вывел команду в плей-офф, имея в составе очень много молодых хоккеистов, некоторые из которых и не знали его как нападающего.
Квартальнов помешан на хоккее. Его больше ничего не волнует, он поглощен работой на сто процентов. Например, его не заинтересует беседа о новинках в мире электроники, но стоит перейти на какую-нибудь хоккейную тему, как он оживает.
Действительность такова, что Квартальнов, несмотря на результат, полную преданность делу и неплохую игру команды, совсем не защищен. Да, сейчас с ним продлили контракт на следующий сезон, но нет уверенности, что его не уволят при малейшей проблеме.
Для молодого тренера проблема не только найти работу в клубе, но и в том, чтобы ему там доверяли. У Квартальнова уникальная ситуация: у него есть поддержка тех, кто дает деньги, но занимается клубом лишь время от времени. А те, кто руководит командой каждый день, Квартальнова не любят, считая его слишком независимым. Симпатии посторонних людей на стороне нынешнего тренера, но все понимают, что в профессиональном клубе не все так очевидно.
Вражда с какими-то работниками клуба, которые оказались в КХЛ случайно, ярко проявилась во время плей-офф. «Северсталь» праздновала победу в овертайме над «Атлантом», но арбитры отменили гол после длительного совещания. В подтрибунном помещении тренер вдрызг разругался с одним из директоров клуба, который почему-то был на стороне арбитров.
– Ты у меня больше не будешь в клубе работать! – крикнул Квартальнову тот, чье имя и запоминать нет никакой необходимости, так как если он будет уволен, то никто этого не заметит.
Квартальнова оставили, но рядом люди, желающие ему зла.
Полное доверие
Совсем другая ситуация в «Сибири» у Андрея Тарасенко. По идее, его могли отправить в отставку в конце прошлого сезона, когда он в последнем матче неожиданно проиграл одному из героев этого материала Алексею Ярушкину и упустил место в плей-офф.
Летом Тарасенко не знал, останется ли он в команде или выйдет на биржу, откуда попасть на работу практически невозможно. Ему повезло в том, что поменялось руководство области и новый губернатор не имел склонности определять состав на игру, устраивать разборы матчей и увольнять тренеров при малейшей проблеме.
Один из тренеров, работавших с «Сибирью», рассказывал такой случай.
– Мы здорово провели домашние матчи и победили в первой выездной встрече. Губернатор позвонил сразу после сирены. Говорил, что мы молодцы, что я лучший тренер, когда-либо работавший с командой. И что он здорово угадал со мной. Следующий выездной матч мы проиграли, а потом уступили в домашней игре. Тут уж губернатор поменял свое мнение. Говорил, что мы не умеем тренировать, не можем найти подход к игрокам и вообще я не тренер. Напомнил ему разговор, который состоялся пять дней назад. Он развернулся, вышел, а через пару матчей меня сняли.
Кирилл Фастовский, который стал генеральным менеджером клуба, все контакты с боссами замкнул на себя, и Тарасенко больше не трогали. Тут надо отметить, что и команда начала здорово, так что особых проблем не было.
– Между прочим, даже в этом удачном сезоне главного тренера пару раз чуть не сняли, – признается источник в клубе. – Происходит это так. Какой-то большой человек внезапно пришел на хоккей, увидел, как команда проиграла, послушал каких-то людей, которых всегда много рядом с клубом, и постановил тренера убрать.
Кирилл Фастовский, рассказывают, сделал все, чтобы Тарасенко остался.
Рейдерский захват
То, что у каждой группировки, которых много у любого хоккейного клуба, есть свой тренер, известно всем. Что такое «свой тренер»? Это возможность форми-ровать трансферную политику и осваивать средства людей, которые дают деньги, но сами вопросом не занимаются.
Порядок только там, где есть жесткое единоначалие. То, что случилось с Владимиром Юрзиновым – младшим в «Торпедо», когда он вслух заявил о рейдерском захвате клуба, не может случиться, например, в «Локомотиве». В Нижнем Новгороде губернатор не имеет возможности все время заниматься командой и слушает тех, у кого есть возможность донести свою информацию. Юрзинова сняли, когда «Торпедо» было в зоне плей-офф, привели своего тренера, заработали на трансферах, а команда не попала во второй этап.
В управлении Ярославля много минусов, ведь Юрия Яковлева фактически никто не контролирует, но зато с него можно спросить за все ошибки, а он в свою очередь может без зазрения совести разделить все успехи клуба.
Примерно такая же ситуация в «Ак Барсе» и «Нефтехимике». Знаменитый конфликт в Казани между Зинэтулой Билялетдиновым и Сергеем Зиновьевым отчасти случился и потому, что в клубе было как минимум несколько групп, имеющих доступ к уху главы республики. Зиновьев, например, чувствовал, что имеет серьезную поддержку, и пытался навязать главному тренеру свои условия.
Тот конфликт, закончившийся победой Билялетдинова, и завершил эпоху многоначалия в клубе. Теперь в «Ак Барсе» решения принимает один человек, и только этого человека слушают. Тот в свою очередь полностью полагается на тренера – и все довольны.
А ведь были времена, когда Владимира Вуйтека пытались уволить из «Ак Барса» за поражение в товарищеском матче. Это была инициатива той группы, которая не приглашала Вуйтека. Его оставили, потому что сильнее оказалась другая группировка.
Для любого молодого тренера попасть в клуб типа «Ак Барса» – невероятная удача. Беда лишь в том, что таких команд мало. Интересно, что именно в Татарстане быстро навели порядок. Нельзя представить, чтобы кто-то пытался снять Владимира Крикунова из «Нефтехимика». Наоборот, там тоже все прозрачно. Вот президент, вот главный тренер – и между ними идет прямой диалог. Есть еще пост директора, но он не касается непосредственно хоккея.
«Убить в себе игрока»
Александр Гулявцев, нападающий «Автомобилиста», в этом сезоне был действующим игроком, а чемпионат завершал на тренерской скамейке, правда, в качестве помощника.
– Мне сразу же сказали, что надо убить в себе игрока, – признается он. – Я, честно говоря, еще не решил, хочу ли этого. Хотя работа тренера привлекает. Все-таки после стольких лет в хоккее хочется остаться в нем.
Главным в Екатеринбурге сейчас работает Евгений Мухин, который тоже совсем недавно еще играл. «Автомобилист» – не совсем характерный пример. Дело в том, что в руководстве команды много бывших хоккеистов, как раз знающих недостатки спортивного мира и активно борющихся с ними.
Вот, например, в Екатеринбурге совершили ошибку, пригласив Евгения Попихина, но быстро это поняли, сняв его после нескольких матчей. Насколько известно, та отставка проходила достаточно честно. Было видно, что у «Автомобилиста» дела не клеятся, а тренер начал менять стиль игры, что не соответствовало духу клуба. Но никаких интриг, никакого шепота за спиной.
А ведь Попихин попадал и в другие ситуации. Из «Торпедо» его выгнали благодаря интригам, а затем вернули, так как одна группа оказалась сильней другой. Интересно, что Валерий Шанцев разогнал тех, кто вернул Попихина, но счастья это не принесло.
Просто правила
В общем, молодому тренеру попасть в большой клуб, получить нормальную работу практически невозможно. Богатые стараются приглашать иностранцев и не только потому, что те лучше, а просто они гарантированно будут на стороне тех, кто пригласил. В других случаях нужно иметь какие-то связи, поддержку. На остальных в такой ситуации просто не хватает мест.
Как итог, людям, готовым поделиться своим богатым опытом в хоккее, приходится работать с детьми или искать иное применение своей энергии.
В этом сезоне мы увидели, как может прогрессировать молодой специалист, на примере «Сибири», но это скорее исключение. Даже в Череповце не все так гладко, как видится на первый взгляд.
Дмитрий Пархоменко, проработав долгое время в Новокузнецке, был понижен до второго тренера. И если Анатолий Емелин захочет сменить помощников, то вряд ли бывший защитник найдет себе новое место. Никого не волнует, что Пархоменко работал в беднейшей команде, с игроками, которых и в высшей лиге не ждали. Алексей Ярушкин ждет предложений, но тоже вряд ли найдет.
Без работы остался и Сергей Немчинов. Он будет генеральным менеджером ЦСКА, но ему самому нравится тренировать. Честно говоря, совершенно не ясно, появятся ли у него предложения в обозримом будущем. Сергей Гомоляко, мелькнувший в «Витязе», не без труда нашел работу в «Русских витязях», но очень хочет вернутся к взрослому хоккею.
Нет, конечно, можно сделать какой-нибудь вывод из этого. И закончить материал лозунгом: «Дайте дорогу молодым». Но это ничего не изменит. Просто вот сейчас в российском хоккее, да и в российском спорте в целом именно такая ситуация. Плохая она или хорошая – неважно. Даже если кто-то что-то хочет поменять, то в одиночку у него ничего не получится. Да и группа людей вряд ли что-то изменит.
Хочется дать и тренерам рецепт типа «ведите себя так-то – и вы будете нужны». Но нет никаких рецептов. Тут уж как повезет: никакой системы, никакой стабильности.
– Знаете, а молодым везде сложно, – делает неожиданное заключение Алексей Ярушкин. – Посмотрите на молодых хоккеистов, разве им легко пробиться в состав? Да и если обратить внимание на другие сферы деятельности, то там такие же сложности.
То есть не надо расстраиваться.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №11 (30 марта — 5 апреля 2011 г.)
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.