Мы отметили 70-летие со дня рождения Эдуарда Стрельцова. Людям моего поколения (не старше 38) трудно понять, что это был за игрок. Приходится верить очевидцам. Много раз слышал, что по таланту Стрельцов якобы не уступал Пеле. Хорошо, если когда-нибудь в России появится еще один такой игрок. Пока же мои симпатии на стороне бразильцев.
Давайте порадуемся: у нас есть Вагнер Лав. Человек, умеющий создавать голы, как принято говорить, «из ничего». Он вернулся, покончил с сухой серией ЦСКА, добавил команде три очка, сравнялся с лидерами в списке бомбардиров. На все это Вагнер потратил пять-шесть движений.
И ровно один матч. В котором он, рискну предположить, был не лучшим по объемам проделанной скоростно-силовой работы и прочим техническим характеристикам. Ему этого и не надо, он бразилец. А бразильцы отличаются от других тем, что умеют забивать голы.
Вот почему-то из всей дуэли «Локомотив» – ЦСКА остался в памяти только Вагнер Лав. А ведь тренеры наверняка готовились к этим матчам, рисовали мудрые схемы, моделировали противостояния на разных участках поля, придумывали тонкие тактические ходы.
Только где все это? Или, вернее, в чем это выражается? Что должно случиться, чтобы болельщик мог оценить всю эту титаническую работу? Голы, конечно, нужны голы. И неслучайно Рашид Рахимов, подопечные которого в пятницу не забивали из ситуаций, в которых легче промахнуться, недоумевает:
«Я выхожу против ветеранов – и то забиваю».
И Анатолий Бышовец, сам умевший сотворить шедевр, после игры вынужден объяснять, как форвард должен реализовывать моменты.
В футбол играют 11 человек, а побеждают всегда немцы. А забивают, получается, – бразильцы. Так, чтобы без натуги, цирково, с понтом. Вот это и делает их звездами. За это и платить надо – зрителям, клубам, ТВ.
Нашим форвардам, вымучивающим по 7 голов за 15–17 матчей, хочется посоветовать учиться. Пусть через руки вратарю, пусть плечом, пусть с пенальти – надо забивать как можно больше. И тогда, может, когда-нибудь у них получиться забить, как это сделал вчера Вагнер Лав.
И мы скажем: родился второй Стрельцов. И за ближайшие 70 лет будем спокойны.