• Национальный признак

    Легионеры

    12.10.10 08:31

    Национальный признак - фото

    Фото: сайт khl.ru

    Даже с учетом платного, за 7,5 миллионов рублей, легионера максимальное количество иностранцев  в российском клубе КХЛ —  шесть человек. Негусто. При этом во многих клубах предпочитают заполнить не менее половины лимитированных мест игроками из одного региона, например, чехами и словаками или североамериканцами.

    В футболе, как известно, три бразильца или три югослава — это уже банда, и не всякий российский клуб пойдет  на создание такой колонии. «Спорт» присмотрелся  к диаспорам в КХЛ и понял, что в хоккее эта проблема далеко не так остра.

    В своем обзоре мы исключили из рассмотрения легионеров из так называемого ближнего зарубежья. А заодно и клубы этого самого зарубежья, на которые лимит на легионеров не распространяется. Хотя раньше, во времена чемпионата России, не включавшего в себя иностранные клубы, между оказавшимися в одной команде земляками из Латвии или Украины складывались особенно трогательные отношения. Хотя и в этих случаях никаких группировок с национальным уклоном не возникало. Да, Родриго Лавиньш разговаривал с Олегом Сорокиным на латышском, но только между собой. Тем более Родриго с трудом читает по-русски, хотя и прекрасно говорит на нем.

    Зачастую лучше всего в КХЛ проявляют себя чехи и словаки. Они проще адаптируются к нашим реалиям и способны быстро начать говорить на русском языке. Шведы и финны далеко не столь обучаемы нашей речи. Хотя не все такие.

    — Я видел, что Даниэль Френхольм приобрел русский разговорник еще на сборах, — рассказывает игрок «Нефтехимика» Сергей Коньков. — Он постоянно с ним, пытается что-то выучить, что-то сказать.

    Самое же грустное, если иностранец из дальнего зарубежья остается в команде один, без знания русского. В такое положение чаще всего попадали российские хоккеисты, отправляющиеся за океан.

    — Были времена, когда приходилось совсем тяжело, — вспоминает Илья Брызгалов. — Меня не брали в основной состав, русских в команде не было, поговорить не с кем. Если бы не моя супруга, то вообще бы с ума сошел или, по крайней мере, уехал бы обратно в Россию.

    Некоторые из-за этого и возвращались.

    А вот иностранцы в России не столь подвержены ностальгии. Супруга Лассе Кукконена даже родила ребенка в Омске. Ее не пугало то, что никто в больнице не знал английского, не говоря уж о фин­ском. Но не все справлялись с сибирской действительностью. Джон Грэм, вратарь «Авангарда», стал от скуки выпивать, и его выгнали, хотя он обращался в суд, чтобы остаться. С «Авангарда» и начинается наш обзор.

     

    «Авангард» (Омская область)

    • в. Карри Рамо (Финляндия)

    • з. Мартин Шкоула (Чехия)

    • н. Марек Сватош (Словакия)

    • н. Роман Червенка (Чехия)

    • н. Яромир Ягр (Чехия)

    В прошлом сезоне легионерский состав омичей был гораздо пестрее. Но контракт с канадцем Эриком Перреном в клубе не продлили, с его земляком Брендэном Беллом быстро расстались, а финн Лассе Кукконен недавно отправился в магнитогорский «Металлург». В итоге, не считая голкипера Карри Рамо (все-таки финская вратарская школа — одна из сильнейших на планете), в «Авангарде» со­бралась исключительно чехословацкая колония. Да и то «словацкости» ей лишь неделю назад прибавил приезд нападающего Марека Сватоша. Главный менеджер «Авангарда» Анатолий Бардин, в свое время дважды уговоривший легендарного Яромира Ягра переехать в Сибирь, не скрывает, что чехи ему милее представителей других национальностей хотя бы потому, что уже через месяц-другой начинают говорить по-русски.

    «Автомобилист» (Екатеринбург)

    • з. Ангел Крстев (Чехия)

    • з. Михал Серсен (Словакия)

    • з. Томаш Словак (Словакия)

    • н. Мирослав Лажо (Словакия)

    С уходом главного тренера Марека Сикоры в минское «Динамо» чехо­словацкая колония в Екатеринбурге не уменьшилась. За одно межсезонье к одинокому Томашу Словаку добавились Ангел Крстев, Михал Серсен и Мирослав Лажо. Впрочем, новый тренер «Автомобилиста» Евгений Попихин должен знать, как работать с хоккеистами из этого региона: в прошлогоднем «Торпедо» у него играл тот же Крстев, а чехи Павел Брендл и Ярослав Беднарж и вовсе были лидерами команды. Хотя и здесь есть подводные камни. «У Попихина чехи даже играть друг с другом не хотели, вот до чего доходило!», — откровенничал на предсезонном кубке имени своей должности губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

    «Ак Барс» (Казань)

    • в. Петри Веханен (Финляндия)

    • н. Яркко Иммонен (Финляндия)

    • н. Нико Капанен (Финляндия)

    • н. Янне Песонен (Финляндия)

    • н. Марцел Хосса (Словакия)

    Но чехи и словаки — не панацея. Главному тренеру «Ак Барса» Зинэтуле Билялетдинову, например, нравится работать с финскими хоккеистами. В прошлом сезоне великолепную четверку и вратаря из Суоми разбавлял словак Роман Кукумберг, в этом — его соотечественник Марцел Хосса. Не смущают работавшего в НХЛ и в Европе Зинэтулу Хайдаровича сложные отношения финнов с русским языком. Эти легионеры (а ведь некоторые выступают в КХЛ уже третий год) до сих пор знают на великом и могучем лишь по несколько простых слов и не способны даже заказать блюдо в ресторане. Но кому какое дело, если очки, особенно в плей-офф, они набирают регулярно. Да и с дисциплиной у них все в порядке: у Билялетдинова не забалуешь даже диаспорой.

    «Амур» (Хабаровск)

    • в. Янн Дани (Канада)

    • з. Бретт Скиннер (Канада)

    • н. Стивен Диксон (Канада)

    • н. Дэвид Линг (Канада)

    «Амур» является заложником географии. Европейцы ехать в Хабаровск просто опасаются: за то время, что они будут добираться из клуба на родину на самолете, их страны можно несколько раз объехать на автомобиле. Куда проще заманить на Дальний Восток североамериканцев. В их случае разница между каким-нибудь провинциальным российским городом и Хабаровском не столь велика: добираться до родины в любом случае очень долго. Помогал землякам и Александр Могильный, пользующийся огромным авторитетом в Америке. Правда, с этого года в официальной структуре клуба Могильный не работает.

    Кстати, не всех легионеров страшат сверхдальние перелеты по ходу сезона. Например, бывший «бэкап» Мартина Бродо в «Нью-Джерси» Ян Дани, уже успевший изготовить шлем с видами и гербом Хабаровска, видит в этом только плюсы: в самолете он успевает отлично выспаться.

    «Витязь» (Чехов)

    • в. Кевин Лаланде (Канада)

    • н. Дарси Веро (Канада)

    • н. Джошуа Граттон (Канада)

    • н. Брэндон Сагдэн (Канада)

    • н. Крис Саймон (Канада)

    В случае «Витязя» уместно говорить не о легионерской колонии в команде, а о клубе как канадской колонии в России. В ледовом дворце Чехова имеется баннер «We like Canadian Ice Hockey» («Мы любим канадский хоккей»), в Подольске, где в нынешнем сезоне проводит большинство своих матчей молодежная команда клуба, на табло в начале сезона запускали обратный отсчет времени, а в руководстве регулярно напоминают о приверженности к силовому стилю игры.

    Канадцы в «Витязе», конечно, держатся вместе, но в раздевалке они стараются больше общаться с местными парнями. «Если Дарси, Брэндон или Крис шутят, то Даниил Марков старается все перевести, чтобы все поняли, чему по­священа шутка, — рассказывает защитник команды Евгений Еременко. — Нет такого, что они между собой говорят, а с другими не общаются».

    Саймон, между прочим, вовсю старается говорить по-русски, но стесняется это делать, когда журналисты просят его продемонстрировать свои познания.

    «Локомотив» (Ярославль)

    • з. Карел Рахунек (Чехия)

    • з. Даниэль Чернквист (Швеция)

    • н. Йозеф Вашичек (Чехия)

    • н. Павол Демитра (Словакия)

    • н. Йори Лехтеря (Финляндия)

    До недавних пор в «Локомотиве» очень любили представителей чехословацкой хоккейной школы, и те (кроме Радека Бонка) отвечали взаимностью. Однако после нынешней, первой за три года бесфинальной, весны в клубе пошли на серьезные изменения в составе, из предыдущей колонии оставив лишь надежного Вашичека. Йозеф, кстати, более чем сносно говорит по-русски, так что с вернувшимся в Ярославль Карелом Рахунеком он сможет пообщаться не только на родном языке. Вообще же, в «Локомотиве» теперь представлены игроки из всех пяти сильнейших европейских хоккейных стран.

    «Металлург» (Магнитогорск)

    • з. Лассе Кукконен (Финляндия)

    • з. Янне Нискала (Финляндия)

    • н. Юхаматти Аалтонен (Финляндия)

    • н. Петри Контиола (Финляндия)

    • н. Томаш Ролинек (Чехия)

    • н. Мика Ханнула (Швеция)

    В этом сезоне в «Металлурге» собралась почти максимальная финская колония — четыре хоккеиста и главный тренер. Вообще, в хоккее далеко не всегда наставник тянет за собой в команду земляков. Например, Юхаматти Аалтонен вел переговоры с клубом еще в середине прошлого сезона. То, что контракт был подписан лишь после прихода в «Металлург» Кари Хейккиля, скорее, случайность. А Лассе Кукконен просто отказался продолжать карьеру в «Авангарде», несмотря на действующий контракт, — вот и оказался в Магнитогорске, чему, впрочем, совсем не огорчился.

    Как бы то ни было, этим летом в «Металлурге», видимо, насмотревшись на чемпиона, сменили чешский вектор в селекционной политике на финский, попрощавшись с Яном Мареком и Ярославом Кудрной.

    «Металлург» (Новокузнецк)

    • з. Ник Энджелл (США)

    • н. Марк Бомерсбэк (Канада)

    • н. Вацлав Недорост (Чехия)

    • н. Джефф Улмер (Канада)

    Небогатый новокузнецкий клуб не может себе позволить серьезно тратиться на легионеров. Этим летом предпочтение было отдано недорогим североамериканцам, имеющим — важный момент — опыт игры в Европе. Энджелл и Улмер переехали в Новокузнецк из Франкфурта, а Бомерсбэк ранее выступал за чешский «Пльзень». Хотя и этими покупками болельщики остались недовольны, полагая, что дешевле и эффективнее подтягивать к основе собственную молодежь. Однако невнятный старт «Кузнецких Медведей» в новом чемпионате МХЛ показывает: с кадрами в городе не так хорошо, как хотелось бы.

    «Сибирь» (Новосибирск)

    • в. Стефан Лив (Швеция)

    • з. Илькка Хейккинен (Финляндия)

    • з. Александр Хелльстрем (Швеция)

    • н. Вилле Ниеминен (Финляндия)

    • н. Йонас Энлунд (Финляндия)

    В очередной раз не попавшая в плей-офф «Сибирь» этим летом провела серьезное обновление состава. Не могли не коснуться изменения и легионерских позиций, тем более что именно на ино­странцев зачастую рассчитывают как на лидеров команды. Вместо не снискавшего в России славы американского бойца Эрика Рейтца и не ставшего главным забивалой чеха Леоша Чермака все «бесплатные» легионерские позиции в «Сибири» заполнили скандинавами. Новички регулярно играют вместе, а звено Энлунд — Ниеминен — Мирнов стало ведущим: Игорь явно наладил неплохое понимание со всеми финнами команды.

    «Спартак» (Москва)

    • в. Доминик Гашек (Чехия)

    • з. Иван Баранка (Словакия)

    • з. Ярослав Обшут (Словакия)

    • н. Бранко Радивоевич (Словакия)

    • н. Штефан Ружичка (Словакия)

    Ставку на словаков в «Спартаке» стали делать с приходом на пост главного тренера Милоша Ржиги. Многие считают, что именно он и собрал близких ему по менталитету игроков в клубе, но это не так. Генеральный менеджер «Спартака» Андрей Яковенко выступал в Чехословакии, и у него там сохранились связи. Когда Яковенко работал в «Северстали», в Череповец также приезжали чехи и словаки.

    Словаки с ходу стали одними из лидеров команды (Радивоевич уже дослужился до капитана). Все они, даже молодой Ружичка, уже вполне сносно говорят по-русски и с удовольствием общаются как с одноклубниками и прессой, так и с болельщиками. Словаков в «Спартаке» могло быть и больше, но сначала клуб из-за лимита на легионеров вынужден был освободить Юрая Микуша, а позже обменял Мартина Цибака в «Северсталь».

    «Торпедо» (Ярославль)

    • в. Бернд Брюклер (Австрия)

    • з. Дэнни Гру (Канада)

    • н. Райан Веске (США)

    • н. Чарльз Линглет (Канада)

    • н. Леош Чермак (Чехия)

    • н. Мэтт Эллисон (Канада)

    «Торпедо» провело межсезонье очень активно. Ставка была сделана на североамериканский отряд, ради которого клуб даже озаботился приглашением переводчика. После матчей новички из Канады и США, что неудивительно, общаются в основном между собой, совместно проводя «заминку». Но игровых проблем это за собой не влечет. Североамериканцы (кроме, пожалуй, обрусевшего уже Мэтта «Пушкина» Эллисона) сейчас — реальные лидеры «Торпедо». Умение Веске исполнять буллиты и забивать в решающие ­моменты матчей уже принесло нижегородцам несколько дополнительных очков.

    ЦСКА (Москва)

    • в. Стив Валикетт (Канада)

    • з. Карел Пиларж (Чехия)

    • з. Петр Часлава (Чехия)

    • н. Ян Марек (Чехия)

    • н. Томаш Нетик (Чехия)

    • н. Ян Штястны (Словакия)

    В ЦСКА пошли на создание колонии намеренно. В руководстве клуба не скрывают, что взяли курс на чехов только потому, что удалось подписать Яна Марека и никто не хотел, чтобы он заскучал. При этом вратарь в армейской команде — из Северной Америки, хотя и в Чехии есть сильные голкиперы. Другое дело, что полевые игроки-легионеры, кроме собственно Марека, себя пока проявляют, мягко говоря, не слишком ярко. И если их единственной задачей по ходу сезона останется создание благоприятной обстановки для Яна, едва ли это можно будет считать хорошим решением.

    «Югра» (Ханты-Мансийск)

    • з. Томми Варг (Швеция)

    • н. Томаш Булик (Словакия)

    • н. Владимир Дравецки (Словакия)

    • н. Марек Заграпан (Словакия)

    Дебютантам КХЛ, несмотря на статус чемпионов Высшей лиги, летом пришлось собрать практически полностью новый состав: «старички» уровню нового соревнования по большей части не соответствовали. Среди легионеров ставку было решено сделать на словаков — как ни крути, проблем с адаптацией у них меньше, а мастера в этой стране всегда имелись. Другое дело, что выбор менеджеров клуба сложно назвать удачным. Хоть как-то проявляют себя лишь Заграпан, ранее выступавший в «Северстали», да легионер из другой страны — швед Варг, также ранее игравший в России и перешедший в  «Югру» из «Молота-Прикамья».


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»