Заключительная часть сериала «Спорта», рассказывающего о выступавших в России легионерах, посвящена представителям Африки и Азии. Игроки из тех краев – самая настоящая экзотика для премьер-лиги.
Первой африканской ласточкой в России стал перебравшийся в 1997 году в «Торпедо-Лужники» защитник Августин Эгуавон. И эта «ласточка» оказалась ни много ни мало «суперорлом»: Эгуавон был игроком национальной сборной Нигерии, гордо носящей орлиное прозвище. В 1998-м торпедовец выступал на Кубке мира во Франции, а сейчас тренирует свою сборную.
Однако нигериец, несмотря на свой статус, заметного следа в нашем высшем дивизионе не оставил. Зато это удалось сделать появившемуся в России год спустя камерунцу Жерри-Кристиану Тчуйсе. Коллега Эгуавона по амплуа начинал в «Черноморце» у Олега Долматова вместе с позабытыми уже соотечественниками Экунгой и Коанье, а в результате дорос до московского «Спартака» и приглашения в… сборную России от Олега Романцева. Но Тчуйсе все-таки не решился пойти дорогой нападающего Эммануэля Олисадебе, принявшего перед ЧМ-2002 польское гражданство и прозванного в народе паном Чернецким, а сохранил верность родине. Впрочем, сегодня игрок «Терека» Тчуйсе в российском чемпионате легионером не считается.
Мода же на африканских футболистов стала формироваться у нас с наступлением нового века. Безусловно, самым удачным опытом был ростовский. В «Ростсельмаш» (ныне – «Ростов») по совету нашего сегодняшнего эксперта Виктора Бондаренко перебралась группа футболистов из чемпионата ЮАР во главе с симпатягой-исполином Мэтью Бутом. В результате команда с берегов Дона не только приобрела свой особый шарм, но и какое-то время показывала весьма привлекательный футбол да вдобавок добралась до финала Кубка России. К сожалению, развить успех ростовчанам не удалось.
Между тем некоторые африканцы снискали в России сомнительную славу. К примеру, настрадался от своих неадекватных и печально известных легионеров московский «Спартак», а хороший футболист и отнюдь не глупый, по свидетельству близко общавшихся с ним людей, самарец Бранко стал сомнительным героем скандальной хроники в минувшем сезоне.
Если рассматривать общую статистику африканских легионеров, то тут трудно делать обобщения и констатировать наличие каких-то тенденций. Конечно, большинство из африканцев по объективным причинам (не хватило мастерства или не сумели адаптироваться) затерялось в России, но практически каждая указанная в нашем реестре страна дала премьер-лиге и украсивших турнир футболистов.
Что же касается футболистов из Азии, то они пока остаются исключительной редкостью, «штучным товаром» для нашего чемпионата. Хотя первые легионеры в России (сириец Аль-Халифа и иорданцы Аль-Шебат и Аль-Шагран) были как раз из этого региона. В 2006 году дебютировали в премьер-лиге и корейцы. Стоит ли упоминать, что это случилось не в последнюю очередь благодаря нынешнему главному тренеру нашей сборной Гусу Хиддинку. Именно при нем мир понял, что корейцы умеют хорошо играть в футбол.
Бывший главный тренер московского «Динамо» Виктор Бондаренко: «Кладезь талантов»
Кому, как не Виктору Бондаренко, рассказать о тонкостях африканского футбола. Специалист полтора десятка лет работал и продолжает работать на Черном континенте. Кстати, Лекхето, Бут, Кампамба, Сибайя и Каньенда оказались в нашем чемпионате по протекции Виктора Ивановича.
Европейский менталитет и Черная Африка
– Вы долгое время работали в Африке и являетесь у нас главным специалистом по этому региону. Как получилось, что вы связали свою жизнь с этим континентом?
– Когда я завершил игровую карьеру и окончил ВШТ, стал работать тренером в ростовском СКА. В то время существовал спортивный комитет дружественных армий, и однажды по этой линии последовало предложение из Мозамбика. Им требовался военный специалист с дипломом Высшей школы тренеров. Ряд московских специалистов отказались ехать в эту страну – в Мозамбике шла война, а я рискнул и согласился. И уже на второй год работы выиграл местный чемпионат.– Чем поразил и шокировал вас клубный африканский футбол?
– Меня изумила быстрота, ловкость и высокая техническая оснащенность африканских футболистов. Массу талантов обнаружил в ЮАР, куда перебрался после работы со сборной Мозамбика. Я был просто в восторге от увиденного и сделал вывод, что, подтянув дисциплину (прежде всего при игре в обороне) и «физику», можно достичь с местными ребятами очень многого. Это и произошло в дальнейшем.– В Южной Африке вы провели довольно продолжительный период времени…
– Да. Замечу, что это абсолютно европейская страна, которая существенно отличается от Черной Африки. У южноафриканских футболистов иная ментальность, а местный футбол многое впитал в себя из голландского и особенно английского.– Для многих россиян Черная Африка, что называется, на одно лицо. Чем отличаются местные футболисты друг от друга?
– Существенный момент – генетическая предрасположенность. Скажем, на юге Африки люди не столь физически одарены, зато они более быстрые, гибкие и ловкие. В Нигерии, Камеруне, Гане, Кот-д’Ивуаре футболисты – настоящие атлеты. У этих ребят мощное телосложение, но одновременно и прекрасная техническая оснащенность. Поэтому они имеют преимущество. Вообще, Восточная Африка – кладезь талантов.Главная проблема – языковой барьер
– С 2000-х годов в России стали регулярно появляться африканские футболисты. В том числе и благодаря вам.
– Все началось с сотрудничества с «Ростсельмашем». С моей помощью им были приобретены Бут, Кампамба и ряд других африканских легионеров, которые сыграли существенную роль в том, что ростовская команда спаслась от вылета в первый дивизион и затем блестяще выступила в Кубке России. Благодаря этому наше сотрудничество со временем окрепло, ведь я предлагал талантливых футболистов на проблемные позиции.– Кого из игравших в нашей стране африканцев вы могли бы выделить?
– Прежде всего Джейкоба Лекхето. Он играл у меня в клубе «Морока Сваллоуз», а в России становился чемпионом страны и выигрывал Кубок России. Стабильно на протяжении многих лет выступает в нашей стране Мэтью Бут. Заметная роль в «Ростове» у Исо Каньенды – талантливого нападающего, которому, к сожалению, не хватает стабильности. Очень доволен и тем, как играет рекомендованный мной Макбет Сибайя. Эти ребята поддерживают имидж африканского континента.– Многие африканские легионеры сетуют в своих интервью на расизм. А с какими еще проблемами сталкиваются они в России?
– Вы знаете, те футболисты, которых я рекомендовал в российские клубы, никогда не жаловались мне на это явление. Им очень нравится наша страна. Конечно, я консультировал ребят по многим вопросам, прежде чем они уезжали в Россию, и футболисты представляли себе те трудности, с которыми предстоит столкнуться в процессе адаптации. Главная проблема – языковой барьер. Если бы русский язык был таким простым, как английский, то легионерам было бы гораздо проще привыкнуть к нашей стране и полностью реализовать себя на футбольном поле.– Насколько активны российские клубы на африканском селекционном рынке?
– Честно говоря, я сильно удивлен тем, что наши клубы практически не проявляют интереса к футбольному рынку Африки. На Черном континенте масса сильных и талантливых игроков. Это бездонный колодец, из которого регулярно черпают кадры англичане, французы и другие европейские лиги.«Для того, чтобы победить!»
– Следующий чемпионат мира пройдет в ЮАР. Насколько готова страна к проведению турнира?
– На протяжении четырех последних месяцев я нахожусь в ЮАР и ежедневно наблюдаю за тем, что происходит в этой стране. Конечно, она живет будущим праздником: улучшается инфраструктура, строятся стадионы. Думаю, турнир пройдет на высоком уровне, так как здесь очень хорошее отношение к футболу.– Состоится ли в ЮАР долгожданный прорыв африканских сборных?
– Да, я думаю, что этот прорыв обязательно случится. Как минимум одна из африканских команд должна попасть в полуфинал, но вполне возможно, их будет и больше. Местный климат, к которому остальным сборным предстоит адаптироваться, а также сумасшедшая поддержка со стороны болельщиков сыграют на руку представителям Черного континента. Здесь все работают под девизом «Африка – для того, чтобы победить!».– А как сейчас обстоят дела у вас лично?
– В прошлом сезоне я работал в ростовском клубе СКА, который вернулся в первый дивизион. Получил тренерскую лицензию категории Pro и вернулся в ЮАР, где у меня были дела семейного характера. За четыре месяца просмотрел массу матчей с участием местных команд, получил приглашения из Анголы и Мозамбика. Но это для меня пройденный этап. На днях я возвращаюсь в Россию, хочу поработать на родине.