Замечали ли вы, как компьютерные игры различных уровней сложности предсказывают и используют человеческие реакции на придуманные программистами события? Современные устройства – даже мобильные, вроде телефона, на котором вы при входе на стадион показываете ковид-код – обладают невероятной вычислительной мощью, а некоторые игровые модели и нейросети в буквальном смысле учатся на ваших удачных действиях, чтобы в следующий раз не позволить вам себя обыграть.
Примерно в такой же модели обучаемых реакций должны работать и профессиональные спортивные организации. Если упрощать – успешность спортивного состязания серьезно зависит от умения управленцев различного уровня развиваться. Футбольные матчи двигаются в будущее в полном соответствии с европейским трактатом «Человек играющий», написанным почти сто лет назад Йоханом Хёйзингой: от распри уличных масштабов времен «весны народов» XIX века был проделан путь до турниров международного права, где один только факт поражения в битве за право приема состязания вызывает десятилетний медиа-шторм на Туманном Альбионе. Футбольные турниры дают странам шанс подтянуть ремни железных дорог, подкрасить взлетные виски аэропортов и нацепить блестящие овалы новых стадионов.
Большие состязания имеют свойство заканчиваться быстрее, чем идет подготовка к ним. И чем дальше во времени тот момент, когда на трапы отбывающих бизнес-джетов поднялись последние уважаемые гости, тем ближе день сегодняшний и момент, когда отточенные практики и методы превратились в карго-культ. Пессимистично? Возможно. Но давайте внимательно посмотрим на результаты развития внушительного флота наших арен, запущенного в плавание к старту регаты 2018 года. Международная футбольная гонка за Золотой богиней выполнила свою главную задачу – обеспечила ту самую живительную опору, толчок от которой дал энергию для разгона. Но у яхты «Победа», как известно, первые две буквы имеют свойство отваливаться, и после модной торжественной регаты 2018-го буквы начали широко качаться. Экипажи посмотрели на мощные стены стадионов-кораблей, кинули в центр трюмов зеленые матрасы и решили, что так жить «норм».
И речь даже не о «Лужниках», где за последние три года почти не играли в футбол. Присмотритесь к апартаментам клубов РПЛ: тут один из подходов к арене пролегает через «ничейные» поля сорняков, там просторные парковки используют для гор мусора и снега, здесь коридоры смахивают на больничные катакомбы времен Первой мировой. Местами сверхразум уже успел вернуть унизительную процедуру послематчевой «зачистки», позора стадионной жизни прошлого, когда чуть задержавшиеся после игр компании буквально выдавливают с территорий арен цепочки солдат-срочников.
Пышно расцвел и карго-культ, ярчайший пример – закончившийся буквально на днях так называемый «чемпионат мира среди клубов» по пляжному футболу, коммерческий турнир, старательно мимикрирующий под турниры, которые проводит ФИФА. Организаторы не договорились между собой до такой степени, что в один из дней на публичной пресс-конференции заявляли о допуске на трибуны по билетам при том, что по факту вход был закрыт. Вокруг поля поставили современные рекламные щиты с блестящей и мигающей рекламой, но игровой песок содержал в себе… осколки стекол, кирпичи и даже деревянную балку: внушительный кусок дерева совместными усилиями откопали бразилец Джордан и арбитр встречи его команды с минским «Динамо». От трансляций «мундиалито», в котором расписание менялось раз в час-полтора, в итоге отказался центральный спортивный канал, а за финальным матчем, который случился в день, когда турнир должен был только начинаться (!), наблюдала горстка болельщиков из числа «своих» (при этом в Москве спортивные клубы спокойно получили разрешение на допуск существенной части болельщиков на стадионы по кодам даже на грядущие ковидные нерабочие дни).
О каком повышении доходов игровых дней может идти речь, если организаторы матчей (как клубы, так и директораты стадионов) в большинстве случаев ведут себя не как хозяева, а как сквоттеры? Бетонные голые стены (синоним стройки) встречаются на всех аренах последних лет, включая блистательный стадион в Санкт-Петербурге, а самый бетонный из всех стадионов РПЛ – арена ЦСКА – вместо кропотливой работы над собой занимается публичными щеконадувательными прелюбодеяниями с тик-токерами, которые не презентовали изюминки арены или открытие какого-то тематического сектора, а просто топтали газон себе на потеху (подсудное в некоторых странах дело, к слову).
Современный «человек играющий» – существо, знаете ли, приученное к определенному комфорту. Ушла с трибун свобода самовыражения конца девяностых, когда фанатские сектора договаривались с милицией особого назначения о минуте, на которой можно будет устроить безнаказанную «разминку» друг с другом на секторе. Возможность без последствий попрыгать с оторванным пластиковым сиденьем над головой побеждена привычками уюта, теплом торговых центров, креслами кинотеатров с регулировкой высоты спинки. Широкая сегментация болельщиков, приходящих на один и тот же матч по очень разным «комфортным для себя» ценам приводит к тому, что УЕФА одновременно и всерьез обсуждает как снятие запрета на использование пиротехники, так и создание качественных требований единого формата для спонсорских мест.
Для того, чтобы предоставить современному зрителю желаемое именно им модное иммерсивное футбольное зрелище и заработать на этом существенные деньги (и увеличить тем самым качество шоу в будущем, в том числе и футбольными трансферами, крутыми турнирами и соперниками) нужно создать очень крутой винегрет, спортивно-культурно-гастрономическое событие в соответствующем интерьере. Создание стадионных сообществ («клубов»!), качество работы коков и уют кают-компаний различного уровня заставят болельщика появиться на арене за 3 часа до игры и остаться на ней ещё на 2 часа после финального свистка.
Вложиться в отделку стадионов могла бы в некоторой степени помочь пандемия – все-таки временной ресурс для хорошего ремонта желателен. Но вечное «и так сойдет» порой случайно руководящих стадионами специалистов, к сожалению, победило, и ряд арен до сих пор не убрали из публичных зон даже элементы оформления ЧМ-2018… а ведь обязанность сделать это (своеобразный намёк «развивайтесь!») была прописана в соглашениях с ФИФА. Вместо публичного аукциона в пользу стадионов или благотворительных фондов бетонные Забиваки с арен ветшают или уезжают на дачи, а напечатанные на холстах Жар-птицы из лож и подтрибунных помещений выцветают на солнце. Хотелось бы верить, что все это временно, ведь нейронные сети в человеческом теле все еще быстрее самообучающихся компьютерных аналогов, но прошло уже 3 года...
Николай Пантелеев – спортивный медиа-менеджер, советник по медиа ряда спортивных федераций и клубов России.
Текст представляет собой оценочную точку зрения самого автора и может не совпадать с позицией редакции.
ФК «Рубин», ФК «Зенит», ФК «Сочи», официальный сайт стадиона «Нижний Новгород»