(Фото: РИА «Новости»)
Как ни странно это на первый взгляд, в современном спорте с его дух захватывающим динамизмом, где самому великому чемпиону завтра необходимо начинать с чистого листа и заново всем все доказывать, традиции играют очень важную роль.
Легенды для узкого круга
В нашем футболе традиции, мягко говоря, победному настрою не способствуют. На чемпионате мира по хоккею в Петербурге на стыке веков сборная России оказалась за пределами первой десятки. На следующий год, когда команда отправлялась на очередное мировое первенство, никому и в голову не приходило поинтересоваться у ребят, какая задача перед ними поставлена. И так ясно, что только первое, другой и быть не может, даром, что ли, советская еще «красная машина» десятилетиями штамповала победы?! Таковы традиции у отечественных хоккеистов. А традиции определяют психологию.
В футболе наблюдалась прежде попытка, скорее не умышленная даже, так, на эмоциях, заменить традиции легендами. «Эдуард Стрельцов — это наш Пеле». А Пеле, который не Стрельцов, который Эдсон Арантес ду Насименту, он — всемирный, планетарного масштаба. Наш — для узкого круга. В спорте для доказательства величия мало блистать мастерством, побеждать необходимо. На чемпионатах мира, Европы, в еврокубках, если мы о футболе.
Вот с этим-то у нас негусто. Отбросим Олимпиады, они все же в футболе не столь значимы. И у нас останется на уровне сборных одна победа, как в той песне, за ценой не постоим. Одержана она более полувека назад, не чемпионат еще был Европы, а Кубок, но все равно гордимся. Сильнейшие сборные в первом розыгрыше не участвовали, их проблемы, а мы гордимся.
В 1964 году сборная СССР уступила в финале Евро испанцам, уступила, заметьте, в Мадриде. Вот то серебро команды Константина Бескова, незамедлительно по возвращении домой отправленного в отставку, на мой взгляд, успех значительно более серьезный. Состав подбирался на загляденье! И двумя годами спустя сборная СССР под руководством Николая Морозова добирается до полуфинала чемпионата мира, занимая в Англии четвертое место. Ничем подобным на мундиалях мы с тех пор похвастать не можем. Как и не можем похвастать тем набором звезд, что был у нас тогда: Лев Яшин, Альберт Шестернев, Василий Данилов, Владимир Пономарев, Валерий Воронин, Йожеф Сабо, Игорь Численко…
Этих футболистов определила в звезды мировая пресса, не отечественная, как в случае со Стрельцовым. Все это нынче дела давно минувших дней, но вспоминаем мы их сквозь призму дня сегодняшнего. В 1972 году советская сборная блеснула на европейском первенстве, дойдя в Бельгии до финала. Где и крупно уступила великой сборной ФРГ, одной из сильнейших команд в истории футбола. Но, возвращаясь к сегодняшним реалиям, россиян в том составе было немного.
А затем провал длиною в шестнадцать лет. Там хватало унижений, когда сборная СССР не попадала в финальную часть мировых и европейских чемпионатов. В той сборной украинского тренера Валерия Лобановского, что в 1988 году стала вице-чемпионом Европы, россиян и вовсе было всего трое (Ринат Дасаев, Вагиз Хидиятуллин и просидевший весь турнир на скамейке ленинградец Сергей Дмитриев).
Нехарактерная для наших широт звезда
Что же произошло? Ведь странная вырисовывается картина. Наивысшего успеха сборная СССР добилась, когда в ее составе выступали футболисты, хлебнувшие в детстве сполна военного лихолетья, а попросту голодавшие, поздно начавшие заниматься спортом, тренировавшиеся на неведомо каких полях у наставников, не всегда в совершенстве овладевших грамотой. Потом в стране строились футбольные школы с приличными полями. Тренеров без диплома о высшем образовании не брали на работу. Детей кормили под контролем специалистов по питанию, им устраивали сборы… Результатов не было.
С кем только я не беседовал на эту давно интересовавшую меня тему. В том числе и со звездами той легендарной сборной–1966. Ответа не было ни у кого из них.
Ответ напрашивается один. В первые послевоенные десятилетия футбол лишь набирал обороты, вставал на ноги. Африка и значительная часть Латинской Америки только начинали развивать этот вид спорта. В конце шестидесятых сборные Голландии, Дании имели условный рейтинг, схожий с тем, что ныне у Молдавии. В 1974 году Голландия прочно займет лидирующее положение в футбольном мире и станет законодательницей моды в области тактики. Затем Дания станет чемпионом Европы, корейцы выйдут в полуфинал на мундиале, сборные африканских стран заставят говорить о себе как о грозной силе…
Россия один раз дойдет до полуфинала на Евро, что, мне кажется, связано с появлением нехарактерной для наших широт звезды по имени Андрей Аршавин. И это — самый громкий успех за двадцать три года новейшей истории!
Все остальное было много хуже.