На чемпионате мира по хоккею в Германии настроение может испортить лишь плохая погода. С 7 по 15 мая было только два солнечных дня и один условно солнечный. Других поводов грустить нет. Немецкая организованность дает о себе знать. Охрана не усиливается даже во время матчей российской сборной, хотя, может быть, и стоило бы.
Закрытая сборная
Российская сборная впервые за последние два чемпионата мира закрылась от журналистов. Такого не было ни в Квебеке, ни в Берне. Учитывая важность турнира и жесткое расписание, журналисты иногда приходили в отель и ждали в фойе кого-нибудь из хоккеистов, чтобы побеседовать. Это обычная практика.
Теперь же все контакты с командой — через пресс-атташе. Говорят, что мешать прессе стал Владислав Третьяк. Дескать, ему очень не нравилось, что игроков отвлекают от игры, хотя и сами хоккеисты не слишком сосредотачиваются, предпочитая прогуливаться с сигаретой по старому городу. По другой версии, отчасти решение приняло и руководство гостиницы, напуганное фотографами и операторами, которые устроили погоню за Павлом Дацюком от входа в лобби до лифта.
Но раз и пресс-атташе говорит всем, что надо подходить сначала к нему, чтобы сделать то или иное интервью — все дело в руководстве команды. Просто иногда журналисты задают совсем уж некорректные вопросы. Чем занимается Борис Майоров? За чей счет живет в отеле супруга Третьяка? Почему тренер вратарей ни разу не выходил на лед? Почему тренеры команды еще не определились с первым номером в сборной, а тренер раздает интервью, где открыто говорит о превосходстве Семена Варламова?
Кстати, журналисты тоже решили особо не напрягаться, и Евгения Малкина с Сергеем Гончаром встретили лишь те, кому совершенно нечего делать. Ничего интересного оба хоккеиста не сказали. Они даже шутить не стали, в отличие от неординарного Дацюка.
Правда, эта закрытость уже носит оттенки паранойи. На турнире есть еще одна сборная, которая держит прессу на почтительном расстоянии. Это команда Германии. Но она никому, кроме местных репортеров, не интересна.
Немецкие русские
На самом деле, российских болельщиков в Германии немного. Говорят, что основные силы подтянутся к плей-офф, но пока львиная часть зрителей, заполняющих трибуны — это эмигранты. Причем ведут они себя так, будто никуда и не уезжали. А именно: пьют, словно в последний раз, кричат, дерутся. Болельщики других команд смотрятся на их фоне, как дети. А финны, устроившие конкурс на лучший костюм или грим — это и вовсе утренник.
После матчей сборной Финляндии по всему городу гуляют ее болельщики. Они пьют, радуются жизни. При этом, увидев русских, испуганно замирают, не желая ввязываться в конфликт. Финского болельщика характеризует следующая картина. Поздно ночью они, в каком бы состоянии ни находились, дисциплинированно стоят у дороги, если горит красный свет. Хотя дорога прямая, длинная, и автомобилей нет.
Фанаты сборной России пьют и бьют бутылки возле арены, еле передвигаются по фойе во время матча, а потом дерутся друг с другом, невзирая на пол. Местные полицейские — крайне дружелюбные люди. Они пытаются объяснить на чистом немецком языке, что так вести себя нельзя, их понимают, что-то отвечают, но конфликты не прекращаются.
Подмосковью на заметку
Несмотря на то, что матчи чемпионата мира — событие повышенной важности, присутствие полиции в городе весьма условно. Постоянный патруль стоит только на центральной площади города, но, как удалось узнать, он там всегда есть. Здесь по вечерам гуляет молодежь. Много турецких эмигрантов — из-за них-то и стоит полиция. А то кровь горячая…
Во время хоккея половину города не перекрывают, и организаторам спортивных мероприятий в Подмосковье стоит обратить на это внимание. Нет никакого запрета на продажу пива в стеклянной посуде. Ее нельзя проносить на арену, но поверьте, досмотр зрителей совершенно формальный. Никого не ощупывают бравые омоновцы, а из сумок не заставляют доставать все вещи. В сумки смотрят, но непонятно, зачем это делают.
Можно понять тех, кто покупает пиво заранее или накачивается им до матча. Дело в том, что на арене бокал стоит четыре евро, плюс два берут в качестве залога за кружку. За четыре евро в городе (или на улице метрах в ста от арены) можно довести себя до отличного состояния.
Но на такие хитрости способны только финны и русские. Немцы, например, приходят на стадион абсолютно трезвыми и покупают пиво на арене, понимая, как важно местной федерации заработать на турнире. Почему-то то же самое делают и датчане. В трамвай, направляющийся к стадиону, они садятся нормальными, к арене подходят нормальными, а через полчаса уже распевают песни.
Можно отметить, что и местные жители, и полиция, и организаторы относятся к участникам турнира с любовью. Например, в пресс-центре поставили бесплатный кофейный автомат. При этом в пресс-баре цены на кофе не снизили: два евро. Это в два раза дороже, чем в кафе, расположенном недалеко от арены.
Спокойный город
Знайте: если вы заглянете в любой бар в Кельне и увидите там больше двух занятых столов, значит, завтра выходной. Честно говоря, даже жаль владельцев точек питания. Например, в понедельник, вторник… в общем, до пятницы туда совсем никто не ходит. И они радуются любому посетителю, награждая его иногда излишним вниманием.
Но вечер перед выходным — святое. Практически любая немецкая семья выходит в город и обедает на людях. Заполняются даже турецкие точки, где продают шауруму. Сидят обычно с детьми, мало разговаривают и сосредоточенно едят.
Но все это не касается воскресенья. Центр города, где расположены магазины, «вымирает». Никто не работает, и большинство граждан сидит по квартирам, готовясь к рабочей неделе. Очень непривычно, когда в воскресенье после 17 часов — пустой город. А в будний день, возвращаясь в гостиницу после 23 часов, реально не встретишь ни одного человека за семь километров пути.
Пресс-служба турнира, видимо, тайно ненавидит журналистов всей планеты и потому безлимитно угощает всех конфетами местных производителей, а также чипсами. Конфеты никогда не заканчиваются. Стоит чану хоть немного опустеть, его моментально заполняют.
А вот воду решили выдавать только по отдельной просьбе. Всех смутил журналист из Челябинска, который забрал себе в отель 10 бутылок с водой и набил сумку бесплатными конфетами.
Но вернемся в город. Практически в каждом крупном магазине есть люди, говорящие по-русски. Наших тут вообще огромное количество. Они даже советуют своим соотечественникам, как себя вести в магазинах. Если померил одежду, а она не подошла, то ее надо положить в специальный лоток. Громко разговаривать не принято. На чай нужно оставлять 10 процентов, а если даешь больше, то над тобой смеются даже официанты.
На улицах много машин «из фильма про Штирлица». Но все в идеальном состоянии. Дорогих авто тоже много, но гоняться они начинают только поздно ночью, когда совсем никого нет. Да и при этом стараются не шуметь.
Другие участники
Можно немного поговорить и о хоккее. Чемпионат мира в олимпийский год — самый непопулярный. Даже удивительно, что его выбрала Германия, где с уважением относятся к соревнованиям высокого уровня. Такие турниры любят брать страны третьего мира. Например, Венгрия или Латвия.
В итоге, трудный сезон сказался на количестве звезд. Только сборная России привезла сюда дрим-тим, а вот Яромир Ягр из сборной Чехии после каждой игры возмущается, что никто не хочет защищать честь флага, всем плевать на сборную и надо изменить положение вещей.
У чехов отказалось почти три десятка игроков. И большинство — не из-за травм, а из-за лени. Просто не хочется продлевать и без того насыщенный сезон. Такая же ситуация и у шведов, где тренеру сборной пришлось называть три списка. Все, кого он вызывал в первый раз — отказались. Затем отказалась и часть тех, кого называли во втором списке. Пришлось везти даже не второй, а третий состав, плюс, конечно, некоторых людей, которые все-таки захотели поехать в Германию.
«Витязь» турнира — сборная Норвегии. Сыграв один приличный матч и обеспечив себе прописку в элите на следующий сезон, игроки словно с цепи сорвались. Вратарь нападает на арбитра, капитан нападает на арбитра, сами норвежцы — любители подраться — получают удовольствие от этого. С другой стороны, понятно же, что до медалей им не дойти, а задачу выхода в плей-офф можно решить в другой раз.
Зато с хоккейной точки зрения сразу две команды производят очень приятное впечатление. Во-первых, Швейцария. Неизвестно, как они выступят в плей-офф, все-таки у них в матчах на вылет не слишком получалось раньше, но никогда эта страна не привозила более мощный коллектив.
Радуют и датчане. В любви к ним признается даже Вячеслав Быков. Да и словацкие журналисты в хорошем смысле поражены, как их сборную разбила команда из этого государства. Кстати, датская пресса ходит по пресс-центру гордая. Журналисты подходят к русским коллегам и стараются узнать подробности о российской сборной. Дескать, кто такой Быков? Что любит? Что за ленточка у него на груди?
— Счастье, что сейчас не играет сборная Германии по футболу, — говорит Илья Воробьев, который здесь отвечает за дела российской команды. — Страна в это время «вымирает». Вы вот приезжайте во время чемпионата мира. Говорите, пустые улицы? Так в день, когда будет играть национальная команда, вы вообще ни одного человека не встретите.
Но эта, казалось бы, нехоккейная страна установила рекорд по посещаемости в Гельзенкирхене. А на двух матчах сборной России было больше 18 тысяч человек, и людей в «сетках» сборной не так уж и мало. Просто в Германии любят спорт. Футбольное поле тут даже есть на барже, которая пришвартована на Рейне. Там целый день бегают ребятишки, причем никаких денег за это удовольствие платить не надо.
Кельн
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №19 (19-25 мая 2010 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.