• Наш ответ Газзаеву

    Программа развития футбола от «Спорта День за Днем»

    21.05.15 01:37

    Наш ответ Газзаеву - фото

    Фото: сайт РФС

    Очень много демократии. Вот, к примеру, в РФС досрочные выборы президента. Лучше бы, конечно, сборная России досрочно квалифицировалась на Евро-2016. Неплохо, если бы ее наставник получал зарплату в срок. Но и выборы назрели, коль скоро все только о них и рассуждают. В прессе муссируется довольно много имен кандидатов. И люди все очень достойные. Но пока обнародована только одна программа. И то далеко не все считают, что это программа, а не набор максим и мыслей. А ведь программа-то — самое важное и интересное! Времени же для обнародования аналогичных документов от других кандидатов остается все меньше и меньше. В этих условиях цейтнота редакция решила предложить на суд читателей свою, альтернативную программу. Если приглянется кому-то из кандидатов, будем только рады.

    Ведь потому и выборы досрочные назначены, что все, буквально все — и футболисты, и тренеры, и руководители, и ветераны, и болельщики — понимают: многое надо менять, причем кардинально! На всех уровнях. Кто бы ни возглавил РФС, день­ги на зарплату Фабио Капелло или любому другому наставнику сборной найдут, тут сомнений нет. Иное дело — результаты главной команды страны, ее игра, выступления наших клубов на международной арене. И ведь все это — лишь верхушка айсберга. Зрителей на стадионах все меньше — вот проблема № 1!

    Все это требует комплексного подхода и кропотливой работы. Многолетней. Не нужно ставить задачу устранить все недостатки в нашем футболе к 7 ноября или к старту российского чемпионата мира. Подготовку к этому важнейшему турниру необходимо оставить прерогативой его оргкомитета. Этот принцип разделения властей и ответственно­сти блистательно оправдал себя при подготовке к Олимпиаде. Подготовкой столицы Игр и сборных страны занимались разные организации.

    Начнем с чемпионата России. В нынешнем виде его сложно назвать зрелищем. Заведомо непродаваемый продукт. Ни в каком виде. Трибуны стадионов зияют пустотами. Продажа телетрансляций, если называть вещи своими именами, провалилась. Клубы не зарабатывают ни на атрибутике, ни на сувенирной продукции. Клубы вообще не зарабатывают. Они тратят деньги, заработанные их владельцами или спонсорами на какой-то иной деятельности, никак с футболом не связанной. Бюджет наших команд пополняют либо государственные структуры, либо компании, с ними аффилированные. Если перевести эту фразу на обыденный русский — отечественные клубы живут преимущественно за государственный счет.

     

    Пункт 1. РФС и Министерство спорта

    Государство — это люди, его населяющие, так что на первый взгляд ничего страшного. Для этих людей и футбол. Но так ли это? И тот ли это футбол, которого жаждет население (подчеркнем, не в результатах даже дело). У государства кроме футбола немало других, куда более важных забот. И наши клубы мрут как мухи, если воспользоваться гоголевским сравнением. На казенные деньги так хочется быть первым. Предложенная топ-клубами гонка вооружений (бюджетов) мало кому по плечу, и даже команды из столичного региона («Москва», «Сатурн», «Химки»), судорожно меняя названия, спешно сходили с дистанции.

    РФС — общественная организация, но в России на данный момент необходим и жесткий государственный контроль. Отнюдь не лучшая мера для развития клубного футбола, но уж коли нет альтернативы государственным деньгам (а ее нет, ибо денег других нет), то и выхода иного нет. То есть жесткая структурная связь РФС с Министерством спорта неизбежна.

    Пункт 2. Лицензирование клубов

    Все профессиональные футбольные клубы должны проходить ежегодное лицензирование. К участию в чемпионате России не могут быть допущены команды, не имеющие своего стадиона (во владении или долгосрочной аренде), собственной учебно-тренировочной базы и детско-юношеской специализированной школы. Необходима также проверка банковских гарантий сроком минимум на три года. Наши клубы погрязли в скандалах, связанных с невыплатами зарплат и их длительными задержками. Не секрет, что печальное это обстоятельство зачастую становится базой для проведения так называемых «странных» матчей, когда футболисты подобным способом все же получают то, что им задолжало руководство. Отказ в регистрации приобретаемых футболистов не при возникновении долгов, а при угрозе их появления. То есть опять же контроль, повседневный и еще превентивный.

    Пункт 3. Экономическая прозрачность

    Ничего, кстати, страшного. Вот он, финансовый фейр-плей, прозрачность экономической деятельности клубов. Рыночное регулирование лучше и эффективнее. Но сначала — рынок, а пока базар, без контроля не обойтись. Государственного и общественного. Все новое — хорошо забытое старое. Симбиоз государ­ственного и общественного контроля в прежние времена не раз приносил свои плоды, к примеру, нечистые на руку таксисты в аэропортах крупных городов куда больше боялись «Комсомольского прожектора», нежели доблестной милиции. В России, к счастью, хватает ветеранов футбола, журналистов, общественных деятелей, для которых слово «честь» — не пустой звук.

    Пункт 4. «Сортиргейт» нельзя допускать

    Отдельное лицензирование стадионов с привлечением профессионалов, на первых порах можно и европейских. В этом нет ничего унизительного. Национальное унижение — это когда «Фулхэм», беспокоясь (законно!) о своих болельщиках, отказывается играть матч Кубка УЕФА в Перми, устраивая «сортиргейт», сигнализируя о нехватке общественных туалетов на «Звезде». Команда, не располагающая стадионом, четко отвечающим всем разработанным критериям, до участия в чемпионате не допускается. Игры «Уфы» в Перми, собирающие по 300 зрителей на трибунах, — позор национального первенства.

    Пункт 5. Футбол под крышей

    Возвращение к системе «весна — осень» уже не имеет смысла. Но нельзя игнорировать тот факт, что Россия на значительной своей части — страна северная. А значит, клубы из регионов с прохладным климатом обязаны выстроить крытые спортивные комплексы. Благо УЕФА разрешает в них играть. Вот только условия должны быть равными. А пока «Урал» имеет неоспоримое преимущество, ведь футбол в «теплице» все же несколько иной. В Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Казани такие сооружения есть. Амбициозным клубам следует задуматься.

    Пункт 6. Лучше меньше, да лучше

    Если реально выполнять пп. 1–5, совершенно очевидно, что на сегодняшний день, как это ни грустно, 16 клубов, соответствующих предлагаемым требованиям премьер-лиги, попросту не набрать (вдвойне странно, что Валерий Газзаев ратует за 18). Лучше меньше, да лучше. В нынешнем чемпионате в борьбе за медали участвовали 4 команды, а по меньшей мере 8 составляли так называемое «болото». Болотистая почва, как известно, хороша лишь для «странных» матчей. Команды ФНЛ, идущие на смену аутсайдерам, в финансовом плане ничем не отличаются. «Томь» ежегодно грозит, что снимется по причине банкрот­ства. У самарцев чуть получше инфраструктура, но несущественно. Вывод очевиден: в премьер-лиге должно остаться 10 команд, разыгрывающих награды чемпионата в 4 круга. 36 матчей национального первенства за сезон — нормальная среднеевропейская нагрузка. Две последние команды уступают место победителям турнира ФНЛ. Система, которая гарантирует отсутствие проходных игр, идеально высушивает «болото», обещает тот накал страстей, на который пойдет зритель. Только в такой профессиональной рубке растет мастерство молодых футболистов. Мало команд, мало городов, представленных в премьер-лиге? Ну что поделаешь, таковы реалии сегодняшнего дня. Как только станет очевидно, что число финансово состоятельных клубов с развитой инфраструктурой выросло, элитный дивизион можно расширять.

    Пункт 7. И количество, и качество

    Наболевший вопрос — легионеры, точнее — допустимое их количество. Сегодняшний лимит — скорее тормоз на пути развития нашего футбола, чем стимул к его развитию. Это как с государственным финансированием. Лучше бы без него, но альтернативы нет. В нормальной ситуации честная конкуренция никому еще не вредила, и чем она жестче, тем лучше. А российский юниор, тренируясь рядом с Матье Вальбуэна или Эсекьелем Гараем, только растет быстрее в мастерстве. У нас же почему-то не растет. И главный тренер сборной России Фабио Капелло в 2015 году не забывает некоторых футболистов еще ярцевско-семинского призыва 10-летней давности, новых-то не видно.

    Вообще-то после пресловутого дела Босмана, перевернувшего европейский клубный футбол, легионеры, составляющие едва ли не всю «основу» в сильнейших командах своих стран, — обычное дело. Вспомните хотя бы «Барселону» Луи ван Галя. Вспомните и отыщите испанца в голландском составе символа Каталонии. Но в других-то клубах той же примеры, рангом немного пониже, местные воспитанники обретали себя, а из этих команд — прямая дорога в национальную сборную. У нас же все команды, за исключением разве что тульского «Арсенала», укомплектованы преимущественно иностранными футболистами. Создается странноватое впечатление, что менеджерам отечественных клубов чем-то невероятно привлекателен сам процесс «шопинга». Ведь правилу, гласящему, что легионер должен быть на голову выше местного футболиста, у нас соответствуют немногие. Таким образом, российские клубы напоминают закрытый туалет в поезде дальнего следования, на двери которого постоянно горит надпись «ЗАНЯТО», причем относится она исключительно к игрокам с российским же паспортом. Эту систему необходимо сломать незамедлительно и до основания. И количественно, снизив лимит на легионеров до максимум четырех (опять же не на века, на данный момент, а в дальнейшем — ситуация подскажет), и качественно. Взяв пример, скажем, с Англии. То есть приглашать иностранных футболистов, проявивших себя если не в национальной сборной, то хотя бы в юношеской или молодежной. В противном случае происходит смена тренера сборной в сочетании с финансовым бардаком в клубах. Плюс отсутствие лифта, реальных перспектив для российской футбольной молодежи.

    Пункт 8. Возродить турнир дублеров

    Предлагаем воспользоваться еще одним уроком из советских времен. Вернуться к турниру дублирующих составов. Не резервных, с их возрастным ограничением, где молодежь варится в собственном соку, а полноценных дублирующих. Сегодня опытному мастеру сыграть за клубную «молодежку» вроде бы даже и неприлично. А где прикажете восстанавливаться после травм? Где поддерживать форму тем, кто утратил место в стартовом составе, но надеется вернуться? В СССР это был полноценный турнир, с настоящим мужским футболом, на поле безусые мальчишки появлялись рядом с опытными, нередко и знаменитыми мастерами, подчас и игроками сборной. Вот она — подлинная школа взросления и профессионального роста. И одновременно — творческая лаборатория главного тренера, матчи дублеров практически не пропускавшего. К примеру, в «Зените» во втором круге чемпионского сезона 1984 года в дубле после тяжелой травмы вместе с молодыми ребятами играл и капитан команды, хавбек национальной сборной Николай Ларионов. Нынче же в совершенно тупиковом положении оказались голкиперы. Второй вратарь напрочь выбит из ритма и месяцами не имеет игровой практики, что значительно понижает его шансы не подвести команду в случае травмы основного.

    Пункт 9. Порядок на стадионах

    Вновь обратимся за примером к Англии. Можно, оказывается, навести порядок на стадионах во время проведения футбольных матчей. Сегодня многие болельщики со стажем, годами не пропускавшие матчей любимой команды, в разных городах России предпочитают по­смотреть игру в баре или дома из-за того, что атмосфера на трибунах не позволяет им спокойно, совместно с семьей насладиться зрелищем. Обратите внимание на дикую вещь: в баре это вполне возможно, а на стадионе нет. Как водится, Иван кивает на Петра... Руководители клубов утверждают, что у них нет прав бороться с футбольными хулиганами, это — забота полиции. Стражи порядка, в свою очередь, ссылаются на клубный менеджмент. Вообще-то стадион — территория РФ, на которую распространяется действие ее Уголовного кодекса. Поэтому, вероятно, действительно нужно по­трудиться стражам порядка. При поддержке клубов. Не единственная мера, необходимая для возвращения зрителей на стадионы. Но необходимая.

    Пункт 10. Лицензирование футбольных школ

    Столь же необходимо, как и клубам. Речь не только о подготовке дет­ских тренеров и контроле за их деятельностью. Здесь инфраструктура особенно важна. Перефразируя известное изречение, поля необходимо готовить столь же качественно, сколь и для взрослых, только еще лучше. Медицинское обеспечение, дети же! Наконец, школа есть школа. Из какой бы страны, с какого бы континента ни приехал в Европу футболист, он непременно владеет английским языком. За исключением, разумеется, россиян, у которых собственная гордость. И в европейские клубы их не приглашают. Не только из-за языкового барьера, но он существует и мешает. Группа кандидатов в сборную, оказавшаяся в западноевропейских клубах в статусе легионеров, принесла бы сборной огромную пользу. Для российской молодежи пройти обкатку в отнюдь не сильнейших командах далеко не топовых чемпионатов — отменная школа профессионализма. И для кругозора полезно.

    В специализированных футбольных школах необходимо вводить изучение английского языка. И не для галочки. Для дела, с соответ­ствующим отношением.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»