Имя нападающего СКА Евгения Артюхина в нынешнем плей-офф было особенно на слуху. Игрок он яркий, неординарный. И я бы даже сказала, незаменимый. Умеет и шайбу забить, и силу применить. На льду он действительно выглядит устрашающе. В общении же по жизни, на мой взгляд, человек очень приятный.
Штепанека подвела неопытность
— Смотрю матчи «Локомотива» с «Атлантом», и сердце кровью обливается. По идее, команда СКА должна быть сейчас на их месте, — считает Евгений. — Удивляюсь, насколько здорово мы их подготовили, натренировали. Если бы мытищинцы попали на какого-нибудь другого соперника, однозначно, играли бы иначе. Это после нас они так забегали. Изначально я ставил на «Локомотив». Судя по тому, как ярославцы выступали в «регулярке». Думал, что «Атлант» они пройдут. Потом было сложно предположить, чем все закончится.
— Сергей Гимаев говорил, что для мытищинцев попадание во второй круг — это уже достижение…
— Согласен. Дойдя до финала, уже подвиг совершили, как в прошлом году МВД. Думаю, «атланты» изначально на это не рассчитывали. Хотя, конечно, команда у них неплохая.
— Как долго «приходили в себя» после поражения?
— До сих пор особого настроения нет. Но я стараюсь не загоняться, в себя не ухожу. Это тоже неправильно. Жизнь-то продолжается. Ничего уже не изменишь. Надо просто сделать выводы, все забыть. И начать готовиться к следующему сезону.
— На ваш взгляд, чего все же не хватило армейцам с Невы, чтобы «сделать» «Атлант»?
— По самоотдаче и по желанию мы их превзошли. Но не обошлось без везения. Оно оказалось на стороне соперника. Особенно в концовке серии. Ведь было так много моментов и у меня, и у ребят, когда мы могли решить исход той или иной встречи… А после четвертой игры неоднократно говорили об ошибке Штепанека. Но не стоит обвинять лишь его одного. Считаю, что он достойно отыграл весь сезон. Вратарь хороший, перспективный, но еще молодой. Видимо, неопытность и подвела. И нервозность сказалась. Может, все же Якубу пока рановато на таком уровне выступать. Хотя, конечно, на его плечи легла огромная нагрузка. Я вообще не думал, что Штепанек все это выдержит.
Может, Сикору подавлял авторитет игроков?
— После поражения президент СКА Александр Медведев объявил о том, что всех армейцев выставят на драфт отказов. Наверное, это было сказано на эмоциях?
— Конечно. Расстроен был очень сильно. И я его понимаю. Это тот человек, который на самом деле болел за результат душой. Не знаю, кто еще так переживал, как он, в этой команде.
— Еще Медведев отмечал, что из такого состава, что был у СКА, можно было «лепить» все что угодно. Тренер не смог.
— Не буду сейчас во всем винить тренера. Это же неправильно. Как говорится, после драки кулаками не машут. Но с Александром Ивановичем соглашусь. В принципе, отставка нашего наставника меня ничуть не удивила. Ведь задача не выполнена. После поражения Сикора поблагодарил нас за сезон, и мы больше не виделись.
— Максим Афиногенов как-то сказал, что с игроками он был не слишком общителен. Может, вам этого как раз и не хватало?
— Сикора, конечно, человек совсем другого плана, нежели, допустим, наставник «Атланта». Ржига очень эмоциональный. Умеет вселить в ребят уверенность. Вацлав же был немного «в себе». До этой серии я, конечно, пристально не следил за тем, как трудится Ржига. Мне его политика очень понравилась. Он заслуживает уважения. Для него нет авторитетов. В некоторых матчах мог не выпустить на лед своих лидеров — Марека, Иргла, Мозякина. Если кто-то из хоккеистов хорошо проявлял себя в четвертом звене, брал и переставлял его в первое.
— В вашей команде такого не было?
— Нет. Играли себе и играли. Сикора особо никого не наказывал. Хотя иной раз не помешало бы, чтобы извлечь урок.
— Допускаете, что некоторые игроки СКА могли подавлять главного тренера своим авторитетом?
— Не знаю. Хотя, может, поэтому он и опасался предпринимать какие-то воспитательные меры.
— Обычно хоккеисты говорят, что раз команда результата не дала, то и своей игрой они недовольны. А вы своими действиями остались удовлетворены?
— Я чувствовал, что к плей-офф набрал ту форму, которая меня устраивала. Я разыгрался. Жаль только, что весь свой потенциал раскрыл не полностью. Не ожидал, конечно, что все настолько рано закончится. Тем более что я начал играть позже. В общем, окончание сезона на такой стадии стало для меня настоящим шоком. На лед очень сильно тянет.
Хочу остаться в СКА
— Читала интервью, в котором вы сказали, что в каких-то ситуациях после ваших силовых приемов некоторые хоккеисты «Атланта» спекулировали. Действительно так считаете?
— Да. Такое было. Сначала падали, корячились, держались за голову, а на следующую смену выходили как ни в чем не бывало. Это просто какая-то симуляция, которая их не украшает. Может, таким образом выпрашивали, чтобы мне больше дали штрафных минут. Я это не приветствую. Просто какая-то трусость.
— Многие считали, что единоборств с вашей стороны было слишком уж много...
— Это же плей-офф. И мы же не фигуристы. Посмотрите, как проходят матчи в НХЛ. Там совсем другой хоккей. Все играют в тело. И вспомните, как действуют канадцы, побеждая на чемпионатах мира, Олимпийских играх. Они пропагандируют хоккей жесткий. И это приносит результат. Ведь, как правило, силовые приемы выводят игроков из строя. Было видно, как «атланты» психовали. В последней нашей встрече ко мне даже подъехали судьи и сказали, что они будут за мной следить, чтобы все было аккуратно, в пределах правил. Настолько я всех раздражал. Не могу точно сказать, от кого это все пошло. Допускаю, что и от наставника «Атланта». Он был тоже недоволен.
— Но ведь силовые единоборства настолько игру украшают… Так считают многие специалисты…
— Но хоккеисты, судя по всему, так не считают. Кому понравится, когда в тебя врезаются? Это же больно. Кто хочет синяки зарабатывать? В «Атланте», пожалуй, есть только один игрок, который, так же как я, не против единоборств. Это Федор Федоров.
— А за океаном таких много. Может, вам вернуться в НХЛ? Вы бы там точно были своим…
— Этот вопрос еще не закрываю. Поживем — увидим. Правда, я уже выразил свое желание руководству СКА остаться в СКА. В Петербурге меня устраивает абсолютно все — и город, и болельщики, и атмосфера на стадионе. А на седьмой матч собралось 12 тысяч зрителей. Я был в восторге. В общем, горю желанием в следующем году помочь питерцам наконец решить задачу, которая ставится на протяжении нескольких лет.
— Пока же станете приводить свои мышцы в порядок? Насколько я знаю, вы же еще тренируетесь дополнительно?
— Начну ими заниматься летом. Пока они у меня в порядке. Буду ждать приглашения в сборную. Безусловно, обрадуюсь, если позовут.